Терминология филателии (ч.20).
МАРКА АВИАПОЧТЫ- специализированный знак почтовой оплаты для франкировки отправлений, перевозимых авиационным транспортом.
Начало двадцатого века ознаменовалось стремительным техническим прогрессом. Автомобиль, радио, самолет просто на глазах становятся из экзотических новинок обыденными вещами. Стремительность технического прогресса можно проиллюстрировать несколькими выдержками из русских журналов начала века. В 1897 году в журнале «Циклист» было написано: «Петербургское почтовое ведомство вводит для почтальонов вместо повозок велосипеды. Приобретено их 25 штук. Они трехколесные и будут использоваться для почтовых ящиков с механическим затвором». В 1908 году в журнале «Спорт и наука» появилась заметка «Автомобилизм и почтовое дело». В ней говорилось: «Правильное, своевременное и быстрое движение почты составляет предмет первостепенной важности в деле почтовой организации». В конце автор внес предложение о замене велосипедов автомобилями. В 1914 году в журнале «Театр и спорт» говорилось: «… в начале июня Главным управлением почт и телеграфов будут произведены опыты перевозки почты (легкой корреспонденции) на аэропланах. Сделано официальное предложение Петербургскому аэроклубу, взять на себя устройство опытов по перевозке почты на аэропланах».
Выдающимся событием в создании самолетов явилась конструкция аэроплана братьев Райт. 17 декабря 1903 года Орвилл Райт стал первым человеком, который пилотировал самолет в течении 12 секунд.
Однако самолет превратился из модной игрушки в транспортное средство лишь 25 июля 1909 года, когда французский летчик Луи Блерио впервые в мире преодолел пролив Ла-манш, разделяющий Францию и Англию.Эти 32 километра, преодоленные самолетом, открыли перед человеком новые горизонты. Ну а дальше… все дальше и выше! Первый в мире грузовой рейс состоялся в США в ноябре 1910 года, когда американская торговая кампания «Мохауз-Мартенс» в рекламных целях заключила контракт с фирмой братьев Райт на доставку из Дейтона в Колумбус, штат Огайо, двух рулонов шелка. Обошлось это «Мохауз-Мартенс» в 5тысяч долларов – авиация в те времена была занятием не только рискованным, но и дорогим. Впрочем, вложение окупилось: компания разрезало этот шелк на кусочки и, приклеив к открыткам, распродала как сувениры, получив более тысячи долларов прибыли. Вот так люди осваивали, обживали небо, а почта уже примеривалась к новым техническим возможностям, которые давал самолет
.И вот свершилось! В феврале 1911 года в индийском городе Аллахабаде состоялась большая коммерческая выставка искусств и ремесел. Именно здесь впервые состоялись показательные полеты самолета, на борту которого были почтовые отправления.
18 февраля 1911 биплан типа «COMMER», который пилотировал Э.Пике (Henri Peque), поднялся на территории выставки и приземлился неподалеку от города Наини, где корреспонденция была передана почтовым чиновникам. Следует отметить, что Генеральный директор почт Объединенных провинций сэр Джефф Кларк и Генеральный директор почтовой службы Индии дали официальное разрешение на прием корреспонденции и ее гашение до погрузки в самолет.
На почте перевезенной самолетом (6500 писем и 250 специальных открыток) ставился специальный почтовый штемпель с надписью: «Первая воздушная почта. (Объединенная национальная выставка, Аллахабад, 1911)». На штемпеле было изображение самолета над горами. Клише штемпеля было уничтожено сразу же после полета. Таким родилась авиапочта. Интересно, что один из конвертов авиапочты был направлен в адрес короля Англии Георга V, известного коллекционера почтовых марок.
На заре авиапочты за перевозку почтовых отправлений воздушным путем следовало платить специальный сбор. Поэтому в некоторых странах и выпускались специальные марки для авиапочты. Одновременно появились и многочисленные коллекционеры, интересующиеся именно выпусками авиапочты.
Первая официальная марка авиапочты появилась в Италии в 1917 году. На марке спешной почты 1903 года была сделана надпечатка «Esperimento Posta Aerea Maggio 1917. Torino – Roma. Roma – Torino» (Экспериментальная авиационная почта, май 1917. Турин – Рим. Рим – Турин).
В 1918 году в США для авиационной линии Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк была выпущена серия из трех почтовых марок для авиапочты. На марке номиналом 24 цента изображение самолета оказалось перевернутым. Счастливцем, обнаруживший перевертку, оказался клерк вашингтонской биржи. В первый же день выпуска марки он купил на почте целый лист «дефектных» марок. Сейчас эта марка одна из самых редких авиапочтовых, да и вообще одной из самых дорогих почтовых марок мира. На недавно (ноябрь 2007 года) прошедшем в США знаменитом аукционе Роберта А. Зигеля был побит прежний рекорд стоимости одиночного экземпляра знаменитой американской марки-ошибки, получившей имя «Перевернутый Дженни» (Inverted Jenny). Частный коллекционер Чарлз Хэк заплатил за нее $850,000 плюс 15% комиссионных. Общая сумма, выплаченная за покупку, составила $977,500.
Со временем, авиационные перевозки стали обыденностью. С ростом объемов авиапочты, классификация писем по наклеенным маркам на обычную и авиапочту стало приносить почте значительные сложности. Поэтому, уже давно, почти во всех странах, письма авиапочты отличаются от писем обычной почты только величиной тарифа и наличием специальной наклейки (штампа) или наличием специальной разметки конверта.
Однако в силу традиций почтовые администрации большинства стран продолжают выпускать специальные марки для авиапочты. Эти марки выпускаются преимущественно для филателистов. Причем, зная особую любовь коллекционеров к авиапочте, некоторые страны просто злоупотребляют выпуском авиапочтовых марок. Как писали в своей книге Л. и М. Ульямс «… больше других стран марки авиапочты выпускают страны, для которых собственные самолеты – недосягаемая мечта». Лучше сказать невозможно. Никарагуа, Венесуэла, Арабские эмираты, Бутан, многие африканские страны имеют по несколько сотен выпущенных марок авиапочты.