Терминология филателии (ч.19).
ПОЧТОВО-БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ МАРКА - условно-почтовая марка, продажная цена которой складывается из номинальной стоимости, идущей в зачет почтового сбора, и дополнительной надбавки, взимаемой на какие-либо благотворительные цели, оговоренные при вводе марки в обращение.
К этой категории относятся марки Красного креста, военной помощи и других многочисленных выпусков. Благодаря этим дополнительным сборам удается собрать значительные суммы, позволяющие государству оказывать материальную помощь определенной категории лиц или осуществления финансирования каких-либо мероприятий, требующих солидных денежных средств.
Впервые подобные марки, названные впоследствии «госпитальными», выпущены в двух бывших британских колониях Виктории и Новом Южном Уэльсе (Австралия) в 1897 году. Средства от доплаты предназначались в фонд строительства больниц. Это были две юбилейные серии к 60-летию коронации английской королевы Виктории. В каждой из них по две крупноформатные марки номиналами – 1 и 2 1/2 пенса. Но продавались они по двенадцатикратной цене (вместо пенсов за шиллинг, английская монетная система в те годы была – 1 шиллинг= 12 пенсов).
Благотворительная надбавка (разница в стоимости) в Виктории предназначалась на организацию больницы для бедных, а в Новом Южном Уэльсе – на строительство специальной больницы для лечения больных туберкулезом.
На марках Виктории упоминаний о благотворительном характере выпуска не было, напечатан лишь почтовый номинал, а продажная стоимость (12-кратная) не обозначалась. |
На марках же Нового Южного Уэльса имеются особый текст, стоимость почтового сбора и продажная цена. |
Спустя три года, в 1900 году в Виктории было издано еще две почтово-благотворительные марки. Их выпуск был связан с англо-бурской войной 1899 – 1902 годов. Эти выпуски также продавались по двенадцатикратной цене, а разница направлялась в фонд помощи пострадавшим от военных действий.
Следует сказать, что коллекционеры не очень любят марки с наценкой. Впервые компания осуждения таких марок поднялась сразу же после выпуска «госпитальных» марок. Была даже организована попытка бойкота этих марок. И действительно, повод для возмущения был, так как благотворительная наценка «госпитальных» марок составляла 1100 процентов. Однако, несмотря на все протесты, подобные марки стали появляться все чаще и чаше. Поначалу почтово-благотворительные марки могли использоваться лишь для оплаты внутренних отправлений, и только в 1920 году они были разрешены Всемирным Почтовым Союзом и для международной корреспонденции.
Учитывая растущую популярность коллекционирования почтовых марок почтовые администрации ряда стран стали очень злоупотреблять чрезмерным количествам таких выпусков и необоснованно высоким суммам сборов на благотворительные цели. Так, в 40-е годы в Бельгии, Люксембурге, Франции количество почтово-благотворительных эмиссий составляло более 50% от общего числа изданных. А бельгийская марка 1945 года, посвященная послевоенному восстановлению экономики, установила своеобразный рекорд: при почтовом сборе в 1 франк надбавка составила 30 франков.
Понимая, что такие «поборы» не могут долго продолжаться, и, зная характер коллекционеров, многие почтовые администрации стали выпускать почтово-благотворительные марки уменьшенными по сравнению с тиражами обычных эмиссий .
Защищая интересы коллекционеров, ФИП вынуждена была принять ряд решений, направленных на ограничение таких изданий. Так, сумма дополнительного сбора на благотворительные цели не должна превышать 50% от номинала. При нарушении этого условия благотворительный выпуск заносится в «черный» список ФИП со всеми вытекающими отсюда последствиями. И почтовым властям пришлось умереть свои аппетиты.
К классическим маркам с доплатой относятся ежегодные выпуски Швейцарии “PRO JUVENTUTE” (В пользу молодежи), первый выпуск которых состоялся в 1913 году и “PRO PATRIA” (В пользу отечества). Регулярные ежегодные выпуски подобного характера издают в Голландии, Бельгии, Германии и других странах. В настоящее время подобные выпуски стали довольно популярными у коллекционеров.
Все знают высокий уровень спортсменов Германии. На соревнованиях любого уровня они всегда добиваются очень высоких успехов. Не исключено, что большой вклад в успехи германского спорта вносит и филателия, регулярно выпускающая почтово-благотворительные выпуски марок «В пользу спорта» ( FUR DEN SPORT, OLIMPISCHE SPIELLE). Регулярные выпуски марок по теме «Красный крест» выходят во Франции.
Еще одна тема, не вызывающая больших нареканий – это олимпийские выпуски марок с доплатой, которые выпускает страна-организатор Олимпийских игр.
В 1914 году в России были выпущены почтовые марки с надбавкой к их номинальной стоимости, предназначенной «В пользу воинов и их семей». О выпуске благотворительных марок ходатайствовало женское патриотическое общество России и Скобелевский комитет. После выпуска марок с доплатой в России была проведена беспрецедентная рекламная акция. Во всех местах, где продавались марки, было вывешено объявление: «Почтовые патриотические марки Императорского женского патриотического общества в пользу сирот продаются здесь. Патриотические почтовые марки 1, 3, 7 и 10 коп достоинством принимаются для оплаты всякого рода корреспонденции (простой, заказной, бандеролей и проч.) наравне с обыкновенными почтовыми марками. Патриотические марки продаются с надбавкою только одной копейки на каждую марку. Чистый доход вырученный, от сей надбавки, поступает в пользу сирот воинов». Следует отметить, что марка номиналом 7 копеек в продажу не поступила. Дело в том, что в этот момент сменились почтовые тарифы. Почтовый тариф на простое иногороднее письмо был повышен с 7 до 10 копеек. Эти марки впоследствии были проданы филателистам, а в гашеном виде они не встречаются.
При всеобщем увлечении почтовых ведомств различных стран выпуском марок с доплатой следует сказать, что есть страны, которые практически никогда не выпускают подобные марки.
Впервые почтово-благотворительной выпуск Англии состоялся в 1975 году. Была выпущена одна единственная марка со скромной доплатой в фонд инвалидов (4.5+0.5 пенса). Результат - было продано всего 7 миллионов экземпляров, это значительно меньше обычных продаж. Так англичане отбили попытки властей заняться принудительной благотворительностью.
Под напором правительства, которому как всегда нужны деньги, недавно сдалась и почта США. В 1998 году, конгресс США поручил почтовой администрации издавать памятную марку с наценкой на благотворительные цели. Представитель почты заявил, что решение ошибочно, так как опыт других стран показал - подобные действия ведут не к росту поступлений, а к их снижению. И все же марка была издана (при тарифе First-Class 32 цента, марка продавалась по цене 40 центов). Результат - более 20 млн. долларов удалось собрать на исследование в области рака груди (марка издана тиражом 417 миллионов экземпляров). Что же будет дальше? Удачный опыт может спровоцировать почтовое ведомство на следующие попытки. И тогда репутация страны, которая решает свои проблемы без принудительной помощи населения, будет безвозвратно утеряна.
Это опасение разделяют и американские коллекционеры. Они добились в 2001 году принятие специального закона, который разрешает почтовому ведомству США в период с 2001 по 2010 год выпускать только одну марку с надбавкой к номиналу один раз в два года.
И вот перед Вами первая марка из этого списка. Она посвящена драматическим событиям в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. Марка продавалась по цене 45 центов (34 цента тариф First-Class). Весь дополнительный сбор пошел в фонд пострадавших от исламского терроризма.
В 1924 году почта Венгрии выпустила серию из 3-х почтово-благотворителых маркок (300, 500 и 1000 крон), продажная цена которых была выше указанного на марке номинала в 2 раза. Интересно, что указание об 100% благотворительной надбавке почта поместила на обороте марок.
Следует заметить, что способ,
которым почтовые администрации указывают
варианты цен (номинальная и продажная
стоимости) и назначение благотворительной
надбавки различаются. Вот часто
встречающиеся варианты:
1. Цена вообще не
обозначена. Тогда их статус оговаривается в
документах, которые вводят их в обращение. В
этих документах указываются все три цены и
оговаривается, если это не написано на
самой марке, с какой целью берется надбавка.
2. На марке обозначена
ее продажная цена, а ее номинальная
стоимость, а также сумма и цель надбавки
указывается в документах.
3. На марке обозначена
ее номинальная стоимость, а продажная цена,
а также сумма и цель надбавки указывается в
документах.
4. На марке обозначены
номинальная стоимость, сумма надбавки и
назначение надбавки. Продажная цена, равная
их сумме, указывается в документах и/или
подсчитывается.
5. На марке обозначены
продажная и номинальная цена. А сумма,
равная разности между продажной и
номинальной ценой, и цель надбавки
указываются в документах.