Терминология филателии (ч.21).
МАРКА ДИРИЖАБЕЛЬНОЙ (ЦЕППЕЛИННОЙ) ПОЧТЫ- специализированный знак почтовой оплаты для франкировки отправлений, перевозимых дирижаблями.
Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос – Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в час Эйфелеву башню, это посчитали очередным чудачеством пилота. Кто бы мог подумать, что этот полет ознаменовал появление нового транспортного средства. Однако позднее дирижабль, в течении нескольких десятилетий, стал одним из самых передовых транспортных средств.
Среди марок воздушной почты коллекционеры выделяют марки дирижабельной почты. История дирижаблей связана с именем их немецкого конструктора графа Фердинанда Цеппелина. В дальнейшем по имени конструктора были названы и сами воздухоплавательные аппараты.
Первый пробный полет дирижабля конструкции Ф.Цеппелина, или просто цеппелина, состоялся в 1900 году. В 1909 году германским обществом воздухоплавания «Делаг» было осуществлены достаточно регулярные рейсы цеппелинов, которые доставляли и почту. Все это привело к выпуску специальных полуофициальных марок, почтовых карточек и штемпелей.
После первой мировой войны строительством дирижаблей занялись и другие страны (Англия, Италия, СССР, США, Франция). Возможно, причиной развития дирижаблестроения в этих странах послужило то обстоятельство, что Германия, потерпев поражение в первой мировой войне, вынуждена была расплачиваться с победителями. В качестве оплаты пошел и парк дирижаблей Германии.
Первый трансатлантический полет немецкого дирижабля ZR-3 (бортовой номер LZ-126) состоялся в 1924 году. 10 октября ZR-3 поднялся с Боденского озера, находящегося около немецкого города Фридрихсхасена, совершил полет над Северной Атлантикой, и приземлился 15 октября в американском городе Лейкхерст. На борту ZR-3 находилась почта, на которой ставился почтовый штемпель воздушной почты и сопроводительный штемпель.
Виньетка с информацией о почтовых тарифах первого полета LZ-127. |
Следует отметить большие заслуги еще одного энтузиаста дирижаблестроения, заслуги которого не меньше, чем у графа Цеппелина. Граф потратил собственные огромные деньги на строительство дирижаблей, но не меньшую долю принесла энергия и предприимчивость Гуго Экнера (Hugo Eckener).
Именно он в 1926 году обратился к немцам с призывам помочь германскому дирижаблестроению. Для этого были создан благотворительный фонд, который выпустил популярные почтовые карточки, благотворительные виньетки и другие сувениры, которые были успешно реализованы. В результате этих акций были собраны значительные средства, которые позволили закончить сборку знаменитого дирижабля " Граф Цеппелин". А Гуго Экнер стал его капитаном. Кроме этого, по инициативе Г.Экнера, была разработана популярная филателистическая программа. Тариф на отправку писем на LZ-127 был достаточно велик (половина этих средств шла в созданный благотворительный фонд), однако дирижабельная почта стала пользоваться огромной популярностью. В результате были получены значительные средства. В дальнейших полетах этот тариф значительно повысили (см. ниже номиналы марок США 1930 года и это во время великой депрессии), но коллекционеры продолжали и продолжали посылать свои многочисленные письма не смотря на такие большие затраты.
В октябре 1928 года по этой же трассе совершил свой первый тренировочный полет самый известный из дирижаблей - «Граф Цеппелин» с бортовым номером LZ-127. «Граф Цеппелин» был крупнейшим дирижаблем, построенным в Германии. Его габариты и технические возможности поражают даже в наше время. Длина около 250 метров, высота более 30 метров, объем 105 тысяч кубических метров, мощность моторов 3600 лошадиных сил, грузоподъемность 23 тонны, крейсерская скорость 125 километров в час.
Первые официальные марки цеппелиной почты были выпущены в Германии в 1928 году по случаю первого полета дирижабля «Граф Цеппелин» из Германии в США. В дальнейшем на этих марках неоднократно делались надпечатки к другим полетам.
В 1930 году состоялся полет LZ-127 в Москву. 10 сентября 1930 года «Граф Цеппелин» пришвартовался на московском аэродроме. На его борту по официальным данным было 4554 почтовые карточки и 9059 писем. Для оплаты почтовой корреспонденции, перевозимой LZ-127, в Советском Союзе выпустили две специальные марки. Номиналы марок 40 и 80 копеек соответствовали специальному тарифу, принятому только для оплаты корреспонденции дирижабля: 40 копеек – для почтовой карточки, 80 копеек для письма. Следует отметить, что этот полет мог и не состояться, т.к. одним из условий командира LZ-127 Гуго Экнера было условие выпуска в СССР специальных марок. Таким образом Г.Экнер поддерживал интерес к дорогой дирижабельной почте, значительная часть доходов от перевозки писем шла в его фонд. Почте СССР пришлось выполнить его условие, доработав готовую к выпуску серию "Пятилетку в 4 года". Так в серии на фоне промышленного пейзажа появилось изображение дирижабля.
В 1931 году состоялся, наверное, самый известный полет LZ-127 на Северный полюс. В 1931 году, зная о предполагаемом плавании ледокола «Малыгин» на Землю Франца-Иосифа, руководство полетов дирижабля обратились к властям Советского Союза с предложение об совместной акции. Предложение было принято, и началась подготовка. В Германии и Советском Союзе вышли специальные почтовые марки, которыми должна быть франкирована почтовая корреспонденция экспедиции «Малыгин» - «Граф Цеппелин».
Впервые почта США выпустила «цеппелинную» серию, состоявшую из трех марок еще в 1930 году. «Цеппелинные» марки США 1930 года в настоящее время достаточно дороги из-за их популярности, несмотря на достаточно большой оставшийся тираж (продано 93536 шт. ном. $0.65, 72428 шт. ном. $1.30 и 61296 шт. ном. $2.60 - все непроданные марки были уничтожены).
В 1933 году состоялся один полет LZ-127 в США на выставку "Столетие прогресса". Почта из Европы франкировалась специальными «цеппелинными» марками, а обратная почта специальными «цеппелинной» маркой США номиналом 50 центов выпуска 1933 года.
Регулярные полеты дирижаблей продолжались и в последующие годы. Они получили большую популярность у коллекционеров. Почтовые администрации многих стран мира уловили этот интерес и на свет появилось немало марок для франкировки отправлений, пересылаемых с помощью дирижаблей. В основном это были надпечатки на ранее вышедших марках. Следует заметить, что повышенный тариф дирижабельной почты можно было оплатить и обычными, а не только специальными марками, выпущенными для этой цели. Коллекционеров радовали и многочисленные сопроводительные штемпеля на этих письмах. В результате появилась масса коллекционного материала и масса поклонников дирижабельной почты.
Почтовая карточка с трагического рейса "Гинденбурга". |
Однако начавшиеся катастрофы дирижаблей серьезно подорвали веру о надежном транспортном средстве. 6 мая 1937 года потерпел катастрофу «Гинденбург». Погибли в катастрофах американские дирижабли «Шенандок», «Акрон» и «Мэкон», французский «Диксмюде» и английский «Р-101». Пока разбирались с причинами этих катастроф, прогресс авиации практически завершил эру дирижаблей. Но имя графа Фердинанда Цеппелина навсегда осталось записанной в историю филателии.