Терминология филателии (ч.55).
МАРКА ЗАКАЗНАЯ - специализированный знак почтовой оплаты для франкировки корреспонденции, явно указывающий на необходимость обязательной регистрации данного отправления.
В 1850 году почта Испании выпускает свои первые почтовые марки. В этой серии марок с портретом Изабеллы II две марки достоинством в 5 и 10 реалов имели надпись «Заказное» («CERTIFICADO»). Затем еще несколько стран выпустили заказные почтовые марки: Австралия (Виктория) (1854), Колумбия (1865), Канада (1875), США (1911). Все они имели надпись «Registered», или просто букву ”R”.
1850. Испания. | 1854. Австралия (Виктория). | 1911. США. |
1875. Канада. |
На заказных марках Колумбии и Панамы (которая являлась до 1887 года департаментом Колумбии) имелось даже знак № и пустое место для записи регистрационного номера.
|
|
Обратите внимание на большую схожесть заказной почтовой марки Панамы и ярлыков для заказных писем. |
Разнообразные почтовые марки для заказной корреспонденции выпускала и земская почта России. Именно к маркам для заказной корреспонденции относятся некоторые марки ряда уездов России.
1878. Задонский уезд Воронежской губернии. | 1895. Устьсысольский уезд Вологодской губернии. |
1870. Котельнический уезд Вятской губернии. |
Однако в XX веке специализированные марки для заказной корреспонденции вышли из употребления. Оказалось, что гораздо удобнее, использовать специальный ярлык, или еще проще штамп для указания о заказном характере почтового отправления, а письмо франкировать обычными марками согласно почтовому тарифу.
А вот страны Британского Содружества стали выпускать специальные маркированные конверты с напечатанным знаком почтовой оплаты на клапане.
|
Выпуск специальных конвертов очень удобен для работников почты, т.к. его внешний вид позволяет легко выделить заказную корреспонденцию в общем потоке. Поэтому в ряде стран также выходят маркированные конверты, специально предназначенных для отправления заказного письма.
В последнее время на заказные и ценные отправления дополнительно приклеивается еще один ярлык (или печатается общий). На нем ярлыке указывается в виде как цифрового, так и штрих кода параметры почтового отправления. Эта новинка (штрих код) позволяет ввести данные об отправлении в компьютер, которые помогают нам впоследствии проследить путь доставки корреспонденции. Впервые подобные ярлыки со штрих кодами вышли в Швейцарии в 1994 году.