Терминология филателии (ч.51).
КАТАПУЛЬТНАЯ ПОЧТА - доставка корреспонденции с использованием комбинированных средств транспорта - пароход и самолет.
В конце двадцатых годов XX века доставка почты из Европы в Америку и обратно велась в основном на скоростных пароходах "Иль де Франс", «Колумбус», «Бремен» и «Европа». Продолжительность рейса в один конец (Бремен – Нью-Йорк) составляла в среднем не менее недели. Более оперативную доставку мог обеспечить дирижабль или самолет. И хотя в то время еще не было регулярных воздушных рейсов, однако, опасаясь серьёзного конкурента, морские линии стали бороться за скорость. Родилась идея комбинированной доставки почты.
Специалисты утверждают, что «катапультная почта» для ускорения доставки корреспонденции с корабля на берег была предложена президентом французской пароходной компании «Френч лайн» Далем Пиаса.
Ему довелось быть свидетелем успешного запуска гидросамолета военно-морских сил с катапульты, установленной на палубе крейсера «Приможо». Пилотировал самолет молодой лейтенант французских ВМС де Вэссо Л. Деможо.
Энтузиазм летчика покорил Пиаса, и он добился разрешения командования ВМС Франции на установку катапульты на палубе трансатлантического лайнера «Иль де Франс». Мощность катапультирующего устройства, приводившегося в действие от корабельных котлов, была достаточной, чтобы «бросить» в воздух биплан «Ланс» конструкции компании «Лиор и Оливье», который весил три тонны. Пробный запуск подтвердил, что почту на берег можно доставить почти за день до прихода корабля в порт.
Едва
успел «Иль де Франс» отойти от причала
Гавра, как на лайнере разнеслась
весть о предстоящем катапультировании.
Пассажиры и команда с нетерпением ожидали
эксперимента. 13 августа 1928 года в два часа
пополудни, когда до Нью-Йорка оставалось 400
миль, на борт гидросамолета пподнялись
командир экипажа Деможо, механик и
бортрадист. Катапультирование прошло
успешно, и «Ланс», описав круг, исчез за
горизонтом. Спустя три часа с момента
катапультирования гидроплан совершил
благополучную «посадку» в гавани Нью-Йорка
и «пришвартовался» у пирса компании «Френч
лайн». Таким образом, эксперимент
завершился полным успехом.
В
тот же день в 18 часов 15 минут — через 4 часа 15
минут после старта самолета на центральный
почтамт Нью-йорка доставили три мешка с
почтой, причем некоторые содержавшиеся в
них конверты были нанесены штампы с текстом
на французском языке: «Август-сентябрь 1928
/первая (транс)атлантическая авиапочтовая
линия /гидроплан «Ланс»,
катапультированный с «Иль де Франс» /пилот:
лейтенант де Вэссо Л. Деможо»,
Надежды Пиаса сбылись. Как он и предполагал, корреспонденция поступила с опережением на 15 часов, причем много времени еще ушло на формальности, связанные с таможенной и иммиграционной службами.
Катапультные полеты Деможо продолжались и во время следующего плавания «Иль де Франс» через Атлантику. 13 сентября 1928 года, когда лайнер выполнял обратный рейс из Нью-йорка, пилот предпринял попытку покрыть расстояние в 800 миль до Ле Бурже, однако на биплане возникли неполадки. Пришлось совершить вынужденную посадку на воду в 28 милях от Бишопс Рок. Пришедший на помощь английский траулер взял беспомощный самолет на буксир, На этом катапультные полеты Деможо прекратились.
Спустя почти год их возобновил другой французский летчик Леон Домерг, доставивший почту на своем гидроплане в Нью-Иорк (19 августа, 3 и 23 сентября и 14 октября 1929 года), а на обратном пути в Гавр (27 августа, 12 сентября, 3 и 24 октября того же года).
Конверты, относящиеся к указанным перелетам, имеют специальный штемпель гашения с текстом на французском языке: «Трансатлантический перелет / с помощью катапульты с «Иль де Франс» /август 1929/ пилот Домерг».
В 1930 году было совершено 12 катапультных полетов с лайнера «Иль де Франс», Однако, несмотря на их популярность, специальные штампы были упразднены. Поэтому конверты можно различить лишь по датам доставки корреспонденции в Нью-Йорк (8 и 28 июля, 24 августа, 9 и 29 сентября, 30 октября) и в Гавр (16 июля, 1 и 17 сентября, 8 и 29 октября).
Вслед за Францией Германия установила катапультирующее устройство на принадлежавшем пароходной компании «Норт-Джерман Ллойд лайн» трансатлантическом корабле «Бремен».
На следующий день после отправления парохода из Бремена ему вдогонку вылетал самолёт. Он заставал пароход в последнем европейском порту – Саутгемптоне или Шербурге – и сдавал ему почту, сокращая время доставки примерно на сутки. За спешность обычно взимался дополнительный сбор.
Чтобы ещё более ускорить доставку почты, на пароходе «Бремен» использовали катапульту. При её помощи в открытом море с борта парохода стартовал почтовый самолёт. Обладая несравненно большей скоростью, он доставлял спешную почту. адресатам задолго до того, как судно прибудет в порт. Так, с помощью самолётов, посылаемых «вдогонку», и отправки вперед катапультируемых самолетов, удалось сократить время пребывания атлантической почты в пути до 4 суток.
22 июля 1929 г. в 110 километрах от североамериканского побережья с «Бремена» был катапультирован первый самолёт. Через 37 минут после старта он достиг Нью- Йорка и передал почту на катер Северогерманского ллойда, который доставил её на почтамт.
27 июля «Бремен» вышел в обратный рейс. В 940 километров от Бремерхафена с его борта стартовал самолёт; через четыре часа благополучно опустившийся в порту. После успешных испытаний решено производить катапультирование самолётов во время рейсов в обоих направлениях в благоприятное время года – с конца апреля до конца сентября. Удачный эксперимент катапультной почты способствовал тому, что еще 2 парохода "Европа" и "Колумбус" получили катапультное устройство.
«Бремен» |
«Европа» |
В 1931 г. катапультная служба получила официальное название: «Deutscher Schleuderflug» («Немецкие катапультные полёты»). В 1929 – 1935 годах катапультная почта Германии совершила около двухсот стартов: «Бремен» - 91 полет, «Европа» - 81 полет и «Колумбус» - 19 полетов.
После завершения летного сезона 1935 года немецкая почта сообщила о прекращении катапультных полетов. Дирижабль одержал верх, но эта победа тоже была недолгой. Вскоре и он был вынужден уступить окрепшей и прочно «вставшей на крыло» авиации.