Терминология филателии (ч.50).
ЖЕСТЯНАЯ ПОЧТА ТОНГА (TIN CAN MAIL) - почта доставляющая корреспонденцию по воде в жестяных банках (канистрах).
Карта острова Ниуафооу, взятая из книги Рэмси «Остров жестяных банок». |
Среди многих известных способов доставки почты одним из самых курьезных, и, тем не менее, насчитывающий столетнюю историю, можно считать транспортировку писем в жестяных керосиновых банках и коробках из-под печенья. Этот вид почтовой пересылки, зародившейся в 1882 году на самом северном из островов архипелага Тонга – Ниуафооу, получил название «жестяной почты» Тонга.
Остров Ниуафооу, расположенный на полпути между Фиджи и Самоа,– вулканического происхождения. Его, в отличие от многих других тихоокеанских островов, не опоясывают коралловые рифы, способные погасить стремительные удары волн. Природа не позаботилась и о том, чтобы создать здесь мало-мальски подходящую гавань, где могли бы укрыться в непогоду застигнутые бурей корабли. И если уж к острову сто лет назад подплывало судно, то оно, впрочем, как и теперь, бросало якорь вдали от берега, на который пассажиров доставляли с помощью каноэ.
А вот почта путешествовала по волнам в наглухо запаянных пустых керосиновых канистрах или жестяных банках из-под галет. Путешествовала, разумеется, не сама по себе. Милю с лишним, отделявшую берег от борта судна, письма преодолевали при помощи плавающих почтальонов. Одно десятилетие сменялось другим, но способ доставки корреспонденции на Ниуафооу не менялся.
Судам предписывалось «раз в месяц, и в любую погоду, в дождь или знойную жару, днем и ночью останавливаться, чтобы производить обмен почтой в водонепроницаемых банках».
Нельзя сказать, что местные власти с тех пор не пытались найти более подходящий способ доставки писем. Пробовали даже «забрасывать» корреспонденцию в специальных ракетах! Представьте себе: конец XIX века, далекий туземный остров и почтовые ракет
ы(Об этом более подробно в статье "Марка ракетная").Тем временем «жестяная почта » совершенствовалась. Сначала ее доставляли на Ниуафооу пловцы-туземцы. Им приходилось плыть более чем полтора километра до ожидавшего корабля, затем проделывать обратный путь. Это устраивало всех, пока в 1931 году один из смельчаков не стал жертвой акулы. С тех пор корреспонденцию начали перевозить на туземных каноэ.
Предприимчивые европейцы, жившие на острове, основали контору, специализировавшуюся на доставке почты, и зарабатывавшую на этом немалые деньги.
Особая роль в истории «жестяной почты» принадлежит двум европейцам, жившим в то время на острове. Имя одного из них – Уолтера Куэнселла упоминается чаще: именно ему пришла в голову идея наклеивать на конверты специальные красочные виньетки, которые и сделали «жестяную почту» известной среди филателистов всего мира.
И еще одно имя – это немецкий бизнесмен В. Квенселл. О масштабах деятельности его фирмы можно судить хотя бы по следующему факту: известны штампы, изготовленные на английском, французском, немецком, датском, голландском, норвежском, греческом, испанском языках.
Лицевая и оборотная стороны конверта, прошедшего жестяную почту. |
Виньетки и штампы на письмах «жестяной почты» подчеркивали необычный способ доставки корреспонденции. Это не ускользнуло от внимания коллекционеров. Из разных стран пошли просьбы направлять в адрес филателистов письма только «жестяной почтой», что выполнялось аккуратно, но отнюдь не безвозмездно.
В середине тридцатых годов по мере того, как круизные корабли стали делать стоянку у острова Ниуафооу, «жестяная почта» начала завоевывать всемирную известность. Пароходная компания всячески рекламировала отправку корреспонденции по единственной в своем роде почте. Обставлено все было весьма экзотично: к судну подплывали каноэ, забирали письма и направлялись к острову, там, на конверты наклеивались виньетки. После этого письма вновь запечатывались в водонепроницаемые контейнеры, где находились до следующего парохода. Нередко проходило полгода, прежде чем корреспонденция доставлялась получателю.
В 1946 году в Тихом океане произошло извержение вулкана, и лишь спустя шестнадцать лет – после возвращения островитян из связанной с этим стихийным бедствием вынужденной эвакуации – «жестяная почта» возобновилась. Ставшая уже традиционной доставка корреспонденции с использованием больших кораблей продолжалась и в 1982 году, когда «жестяная почта» Тонга отмечала свой столетний юбилей. Однако теперь она перестала быть жестяной в прямом смысле этого слова. Технический прогресс внес свои коррективы, и последнее время отправления запечатывали в специальные пластиковые контейнеры. В год столетия «жестяной почты» власти приняли решение положить конец ее деятельности в связи с завершением строительства аэропорта на Ниуафооу.