Легенды
"Формулы-1".
В 2005 году почта Австрии начала выпуск почтовых марок, посвященные выдающимся пилотам гонок Формулы 1. Первая марка серии названная «Легенды Формулы-1» вышла 11 июня 2005, вторая – 13 сентября того же года. На этих первых марках австрийская почта отметила достижения австрийских гонщиков Йохена Риндта (Jochen Rindt) победителя в личном зачете 1970 года и Ники Лауда (Niki Lauda), самого известного австрийского пилота Формулы-1, трехкратного чемпиона гонок (1975, 1977 и 1984 годов).
Йохен Риндт (Jochen Rindt) - Австрия. Участвовал в гонках 7 лет (1964-70). Победил на 6 этапах из 60. Чемпион мира 1970 года. |
Ники Лауда (Niki Lauda) - Австия. Участвовал в гонках 13 лет (1971-85). Победил на 25 этапах из 170. Чемпион 1975, 1977 и 1984 годов. |
Интерес к соревнованиям Формулы-1 не
случаен. Ведь гонки Формулы-1 входят в число наиболее
популярных спортивных состязаний
на планете, наравне
с футболом и хоккеем. Огромное количество
зрителей собирают этапы Гран-При, которые
проводятся в различных странах, а размер
телевизионной аудитории исчисляется уже в
сотнях миллионов.
Ведь Формула-1 это элита мирового
автоспорта, где ведут борьбу за титул самые
лучшие гонщики планеты.
Формула-1 это
непрерывное изменение регламента гонок,
которое способствует развитию новых
технологий автостроения. И,
наконец, Формула-1 это
интересные
исторические традиции, легендарные команды
и великие гонщики.
А гоночные машины - болиды (так уже в
начале века стали называть гоночные машины
французские журналисты) превратились в
мощные аппараты, на которых проводятся
опробование новинок, применяемых затем на
серийных автомобилях. Занять место в
кабинах этих машин стремились и стремятся
множество гонщиков и, в результате жесткой
конкуренции, пилотами Больших Призов
становятся только лучшие в мире водители.
Но и здесь образуется собственная элита.
Именно этим легендарным пилотам и
посвящена серия почтовых марок Австрии «Легенды
Формулы-1».
Несколько слов об истории появления
соревнований «Формула-1».
Как только автомобиль перестал быть
редкой диковинкой, появились и первые
гонщики. Чуть позднее стали устраиваться
многодневные автогонки между городами. При
этом не было никаких технических
ограничений – был бы автомобиль, который
мог передвигаться. Вспомним знаменитый
фильм 1965 года «Большие гонки» (The
great race). Как забавляют
нас поразительные приключения и невероятно
смешные ситуации! Начало XX века. Все
начинания в то время грандиозны. И все
проекты этих лет - сногсшибательны. В фильме
показан один из них:
автопробег из Нью-Йорка в Париж. Сюжет
фильма, конечно, выдуман, однако в
реальности что-то подобное было. Американский
миллионер, владелец газеты New Herald Джеймс
Гордон-Беннетт, объявил в ноябре 1899 года об
организации ежегодных соревнований International
Cup (вошедшие в историю автоспорта под
названием "Гонок на Приз Гордон-Беннетта").
В декабре 1904 года в Париже состоялось 1-ая Генеральная Ассамблея Международной Ассоциации (Официально) Признанных Автомобильных Клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus). В событии приняли участие представители 13 национальных автоклубов из Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Великобритании, Голландии, Турина (Италия), Португалии, Санкт-Петербурга , Испании, Швейцарии и США. AIACR определила круг своих интересов как «организация автомобильных состязаний по всему миру, разработка единых правил автогонок и подготовка первого чемпионата мира по автогонкам».
1-й в мировой истории
Grand Prix стартовал в июне 1906 года.
Для проведения первого Большого Приза был
выбран маленький французский городок Ле-Ман,
известный до этого широкой публике только
старинной ратушей. Трасса, представлявшая в
плане треугольник, имела длину более 100 км.
Дистанция гонок - 12 кругов - разбивалась на 2
этапа, на прохождение каждого из которых
отводился один день. В промежутке между
этапами автомобили ставились в закрытый
для доступа участников парк, так как все
операции по ремонту и заправке должны были
производиться только в ходе соревнований
силами водителя и механика.
Заявки на участие в розыгрыше первого Grand Prix,
старт которого был назначен на 6 часов утра
26 июня 1906 года, подали 34 гонщика на
автомобилях 13 марок, представлявших
вершину развития гоночных "болидов" с
4-цилиндровыми моторами гигантского объема
- от 7,4 л (Gregoire) до 18,2
л (Panhard-Levassor).
Однако на обоих этапах борьба за победу шла
между гонщиком фирмы Renault Ференцом Зизом
(Ferenc Szisz) и итальянцем Феличе Наццаро,
представлявшим FIAT. Машины обеих марок (а
также Brasier и Itala) имели новинку компании
братьев Мишлен - колеса со съемными ободами,
позволявшими сократить время на смену
покрышек с 10-15 минут до 1 мин.15 сек. Именно
это новшество и решило исход гонки.
Победителем первого Большого Приза стал француз мадьярского происхождения Ференц Зиз, затративший на прохождение всей дистанции 12 часов 14 минут 7 секунд (средняя скорость - 101,2 км в час) и опередивший Наццаро на 32 минуты.
После
этого началось регулярное проведение
соревнований на Большие Призы национальных
автоклубов, отвечающих единому
международному регламенту (гоночной
формуле) Grand Prix, который разрабатывался AIACR.
В немалой степени при организации
современных чемпионатов мира помог
опыт Американской автомобильной
ассоциации ААА, регулярно, начиная с 1916 года,
проводившей чемпионаты США, в зачет которых
еще до второй мировой войны в зачет которых
еще до второй мировой войны входило до двух
десятков этапов в год. Вторая
мировая война поставила крест на
проведении всех европейских соревнований (чемпионаты
Европы 1931-1939 гг.). Но прошло совсем немного
времени, и вновь проснулся интерес к автоспорту.
В 1947 году в автоспорте появился класс Ф1 под
названием Формула A. В 1948 году состоялись
очередные гонки в Европе. Именно этот год
стал поворотным с истории автоспорта.
Именно тогда на трассе дебютировал гонщик
из Аргентины, впервые победивший на одном
из европейских этапов и ставший позднее
живой легендой гонок Формулы 1. Это был Хуан-Мануэль
Фанхио. Решение
же о проведении чемпионатов мира по
автогонкам в классе Формула 1 было принято
FIA в 1949 году по инициативе делегата от
Италии Антонио Бривио Сфорца. В зачет I
чемпионата мира 1950 года вошли семь этапов -
шести европейских Grand Prix (Англии, Монако,
Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии), а
также 500-мильные состязания в Индианаполисе.
Сезон длился 113 дней (с 13 мая по 3 сентября) и
в нем приняли участие 80 гонщиков. В современный
календарь соревнований Формулы 1 состоит из
18 этапов. Это Гран-При: Бахрейна, Малайзии,
Австралии, Сан-Марино, Европы, Испании,
Монако, Великобритании, Канады, США,
Франции, Германии, Венгрии, Турции, Италии,
Китая, Японии и Бразилии. Система
начисления очков в чемпионате пилотам была
прямо противоположна тем, что в чемпионатах
Европы в 1935-1939, наследником которых и стал
чемпионат в классе Формула-1. Ранее
использовалась система "штрафных"
очков, и задачей участников было набрать их
как можно меньше, а по новому регламенту
очки в чемпионате начислялись за места на
финише с первого по пятое по следующей
схеме: 8-6-4-3-2 + еще одно очко присуждалось за
лучший круг в гонке. 13 мая 1950
года первый чемпионат мира в классе Формула-1 открылся Гран-при Великобритании на
трассе Сильверстоун, в присутствие всей
королевской семьи. Борьба
за обладание чемпионским титулом
разгорелась между пилотами миланской
команды - итальянцем Джузеппе Фариной
и аргентинцем Хуаном-Мануэлем Фанхио. В
итоге судьба была более благосклонна к
итальянцу и Джузеппе, становится первым
чемпионом мира в классе Ф1. Аргентинец
Фанхио сразу после финиша поздравляет
своего соперника и замечает: "Фарина,
несомненно, заслужил этот титул". Но
аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио дождался своего
триумфа уже в следующем чемпионате 1951 года.
Более того в 1957 году, выиграв свой пятый
титул чемпиона (он не знал поражений с 1954
года) Х.М.Фанхио стал рекордсменом Формулы-1
на долгие годы. Только
в 2003 году Михаэль Шумахер получив шестой
чемпионский титул, превзошел
достижение аргентинца. Но вернемся к серии
Австрии 2006 года. Она состоит из 8 марок,
посвященных знаменитым пилотам Формулы-1.
Все эти легендарные пилоты перед Вами: Стирлинг
Мосс (Stirling Moss) - Великобритания.
Участвовал в гонках Гран-При 11 сезонов
(1951-61 гг.). Одержал 16 побед на этапах из 66. Брюс
МакЛарен (Bruce MakLaren) - Новая Зеландия.
Участвовал в гонках Гран-При 13 сезонов
(1958-70 гг.). Одержал 4 победы на этапах из 100. Джим
Кларк (Jim
Clark) - Великобритания. Участвовал в
гонках Гран-При 9 сезонов (1960-68 гг.).
Одержал 25 побед на этапах из 72. Чемпион
мира 1963 и 1965 годов. Джек
Бребхэм
(Sir Jack Brabham) - Австралия.
Участвовал в гонках Гран-При 16
сезонов (1955-70 гг.). Одержал
14 побед на этапах из 126. Чемпион
мира 1959, 1960 и 1966 годов. Жаки
Икс (Jacky
Ickx) - Бельгия. Участвовал в
гонках Гран-При 14 сезонов (1966-79
гг.). Одержал 8 побед на этапах из 116. Джекки
Стюарт (Jacky
Stewart) - Великобритания. Участвовал в
гонках Гран-При 9 сезонов (1965-73
гг.). Одержал 27 побед на этапах из
99. Чемпион
мира 1969, 1971 и 1973 годов. Марио
Андретти
(Mario Andretti) - США.
Участвовал в гонках Гран-При 14
сезонов (1968-82 гг.). Одержал
12 побед на этапах из 128. Чемпион
мира 1978 года. Ален
Прост (Alan
Prost) - Франция. Участвовал в
гонках Гран-При 13 сезонов (1980-93
гг.). Одержал 51 побед на этапах из
198. Чемпион
мира 1985, 1986, 1989 и 1993 годов.
Среди этих замечательных пилотов только трое не были чемпионами мира. Однако их заслуги в Формуле-1 так велики, что они совершенно не теряются на фоне блестящих чемпионов.
Вот один из них - английский пилот Стирлинг Мосс. Он один из пионеров гонок Гран-При. Однако часто спортивное счастье изменяло ему. Мосса иногда называли "вечно вторым". Действительно за 11 сезонов он участвовал в 66 этапах Гран-При. В его активе кроме 16 победных этапов плюс еще 8 призовых мест, т.е всего 24 призовых гонок их 66.
Стирлинг Мосс впервые принял участие в гонках Гран-При в 1951 году. Молодой гонщик быстро набирался опыта борьбы с лучшими пилотами Формулы-1 и уже в 1954 году на этапе в Бельгии он впервые попадает на подиум, заняв 3-е место. В следующем 1955 году Стирлинг Мосс уже ведет борьбу за звание чемпиона мира, споря с легендарным аргентинцем Х.М.Фанхио. Однако победа остается за аргентинским пилотом, а Мосс становится вторым. В следующие сезоны 1956-57 годов картина повторяется - Фанхио чемпион мира, Мосс только второй.
В начале сезона 1958 года 46 летний аргентинец начал свои выступления не очень удачно. Проведя 2 гонки, где он финишировал лишь четвертым Х.М.Фанхио решил закончить свою карьеру пилота. Казалось бы все пути к чемпионскому званию открыты перед Стирлингом Моссом. Однако, одержав победы на 4-х этапов (плюс на Гран-При Франции он становится вторым), Стирлинг Мосс уступил звание чемпиона мира Майку Хоторну. Он опять только второй. Следующие три сезона (1950-61 гг.) Стирлинг Мосс в общем зачете был только третьим. После этого знаменитый пилот решает закончить свою карьеру так и не получив заветного звания "Чемпион".
Однако в истории Формулы-1 Стирлинг Мосс запомнился не только как классный пилот. В 1958 году на Гран-При Аргентины Стирлинг Мосс выиграл на болиде с задним расположением двигателя. Это нововведение вдохновило конструкторов болидов на новые решения и позволило сделать еще один шаг в совершенствовании гоночной техники.
Еще один пилот, который не стал чемпионом мира это Брюс МакЛарен. В молодости увлечение автоспортом заставило его бросить учебу, но по направлению Новозеландской федерации автоспорта он попадает в Великобританию. В 20 лет на серийном "Купере" (Cooper) Брюс добивается успехов в Формуле-2, став в 1958 году серебряным призером. В том же году впервые участвует в гонках первой формулы, правда, на болиде Формулы-2. А уже в 1959 году Брюс добивается своей первой победы на Гран-При США и становится одним из самых молодых победителей. В тот день ему было 22 года 3 месяца и 14 дней. Однако больших успехов в качестве пилота он не добился. За 13 сезонов гонок он выступил на 100 этапах Гран-При, выиграв только 4. Всего на подиуме он был 27 раз. В общем же зачете его достижения следующие: 2 место 1960 года и 3-е - 1962 года.
Основную известность принесло Брюсу МакЛарену создание собственной команды - "МакЛарен". 60-ые годы... Славные были времена для Формулы-1. Число команд постоянно росло (благо, что стоило создание конюшни недорого - движок "Форд", коробка передач "Хьюланд", покупное или собственное шасси - и вперёд). Неудивительно, что мысль обзавестись собственной командой Формулы-1 заняла голову пилота "Купера" Брюса МакЛарена. Так появилась одна из самых знаменитых конюшен в истории королевских автогонок.
Следует отметить, что период недорогого
создания команды быстро ушло. В 1968
году команда "Lotus" первой привела в
Формулу-1 спонсоров. Она стала сотрудничать
с табачной компанией Gold Leaf. Это п открыло
дверь в Формулу-1 многомиллиардным
инвестициям. С тех пор бюджеты команд
Формулы-1 стали просто огромными и создать
новую команду без серьезных средств стало
невозможным.
К чести новозеландца, надо отметить, что Брюс решил даже не покупать шасси, а поручить его создание Робину Херду. Непростой задачей стала перестройка мотора "Форд", чей объём пришлось уменьшать с 4,2 до 3,0 литра. В результате, первые два года (1966-67) принесли команде только шесть очков, но после установки нового "Форда" DFV и приглашения в команду чемпиона мира Денни Хьюма дела пошли на поправку. В 1968 году пилот МакЛарен выиграл первый Гран-При в Бельгии на болиде конструкции "МакЛарен", а Хьюм - третье место в общем зачёте команд.
Но в сезоне-70, казалось, что всё рухнуло. На тестах врезался в судейскую вышку и моментально умер Брюс МакЛарен. Однако команда "МакЛарен" продолжала работать и вскоре добилась ощутимых успехов. Всего пилоты "МакЛарена" выиграли 136 этапов Гран-При (на начало 2006 года). "МакЛарен" 8 раз становилась победителям в Кубке Конструкторов. А чемпионами мира на болидах "МакЛарен" были пилоты: Э. Фиттипальди - 1974 год, Д. Хант - 1976, Н. Лауда - 1984, А. Прост - 1985-86, 1988, А. Сенна - 1989-91, М. Хаккинен - 1998-99.
Так что судьба Брюса МакЛарена -
конструктора была более счастливой, чем у
Брюса - пилота.
Продолжение рассказа о "Легендах Формулы-1" будет после выпуска очередной серии Австрии. Ведь очень интересно поговорить о таких звездах Формулы-1, как А.Сенна и М.Шумахер.
Айртон Сенна |
Михаэль Шумахер. |
10.07.2006.
Эта статья с сайта перепечатана и в журнале "Филателия" №3.2007 год.