<==       Содержание          ==>  

   

Изменения в системе управления Кавказом.  

К концу первой трети XIX века Россия уже основательно утвердилась в Закавказье. Новый этап колонизации предусматривал более тесную связь Грузии и всего Кавказа с Россией и превращение Грузии в неотъемлемую часть Российской империи. Это подразумевало перестройку системы административного управления. Старая система управления уже не отвечала целям и задачам царского правительства.

С 1841 года, как было указано выше, весь Кавказ был разделен на две административные единицы – Грузино-Имеретинскую губернию и Каспийскую область. В Грузино-Имеретинскую губернию входила вся Грузия за исключением Мегрельского, Абхазского и Сванетского княжеств, а также территория Армении. Грузино-Имеретинская губерния состояла из 11 уездов. Собственно Грузия была разделена на 7 уездов. Центром Грузино-Имеретинской губернии, так же как и всего Кавказа, являлся Тифлис.

Во главе администрации Кавказа стоял главноуправляющий, который одновременно являлся главнокомандующим кавказскими войсками. При главноуправляющем существовал Совет, который решал главные административные, судебные и финансовые вопросы. Важную роль в администрации Кавказа играл Тбилисский военный губернатор, фактически являвшийся заместителем главноуправляющего Кавказом.

Во главе Грузино-Имеретинской губернии стоял гражданский губернатор. Правление губернии состояло из следующих палат: казенной, уголовных дел и гражданского права. Важнейшим звеном в губернском правлении являлось дворянское собрание (сакребуло). Во главе уезда стоял начальник уезда. В правление уезда входили: начальник уезда, начальник полиции, судья, прокурор, казначей и др. Позднее, в 1846 году, из Грузино-Имеретинской губернии образовались две губернии – Тбилисская и Кутаисская.

В 1844 году в Верховном правлении Кавказа произошли перемены. Упразднилась должность главноуправляющего. Отныне во главе администрации Кавказа стоял наместник царя (заместитель царя). Должность главноуправляющего Кавказом, несмотря на кое-какие привилегии, фактически уравнивалась с должностью генерал-губернаторов внутренних губерний России. Царский наместник Кавказа был наделен "неограниченными правами". Он подчинялся не какому-либо ведомству (министерству) центральной власти в Российской империи, а лично императору. Царский наместник имел право самостоятельно на месте решать все вопросы, которые раньше главноуправляющий решал с ведома центрального правительства (см.10).

В этом отношении показательна докладная записка сенатора Е.И.Мечникова об изменениях в управлении Кавказким краем и необходимости придания самых широких полномочий местному управлению с целью придания стабильности царской власти.  

Из проекта ревизовавшего Закавказский Край сенатора Е.И. Мечникова о преобразовании системы управления в Закавказье и колонизации края

(между 1830 г ... - 20 января 1831 г .)

«Вследствие высочайшего его и. в. повеления, объявленному мне и сен-ру гр. Кутайсову гр. Чернышевым об изложения мнения нашего насчет предположения о преобразовании Закавк. края, честь имею в нижеследующем представить мои мысли по сему предмету.

Причина, необходимость и предмет образования.

1. Беспорядки и неразлучные с ними злоупотребления, угнетая народ, пресекают всевозможные пути к развитию промышленности, которая не живет, но едва дышит, система финансов осталась та самая, каковая была ханах, источники доходов // в неизвестности, хотя представляются в видах весьма обширных, одним словом, она та самая, которая была у варварских народов. Народ, оставленный в прежнем положении, чуждается России, хотя Россия без помощи края защищает и охраняет спокойствие его с пожертвованием значительных сумм и людей. Картину сего несчастного края главнокомандующий представил его и. в. весьма ясно в донесении своем. Собственный мой опыт убедил меня в совершенной справедливости оной. Имея сие пред глазами, я в предположениях своих имел 4 предмета: 1) уничтожение сих беспорядков, 2) доставление жителям счастливой жизни чрез соединение их политическими и гражданскими связями с Россиею, 3) достижение, чтобы Кавк. // край мог защищать сам себя и 4) чтобы мог держать сам себя и еще как часть общего государственного тела давать доход от остатков на прикрытие общих государственных расходов; все сие, по моему мнению, может быть достигнуто со временем, при неизменном следовании принятой системе, обдуманной и единожды навсегда утвержденной.

2. Временные учреждения, здесь делаемые, породили мысль о непрочности здешнего края за Россиею. Мирзы и беки думают об ханах и ханствах, муллы - о присвоении себе власти гражданской, судной и распорядительной, грузинские князья - о восстановлении царя, при коем они делали, что хотели, а армянские попы - о восстановлении армянского царства, в котором бы патриарх был властителем, как папа в своих духовных // владениях. От сего морального расстройства происходит беспрестанное противоборство противу мер правительства, таящееся в душах неблагодарных (а таковых целый край), во многих случаях обнаруживавшееся частыми взрывами возмущения.

3. Во всяком случае, сие положение дел должно быть уничтожено, а поелику причина тому есть мысль о безнадежности за Россиею сего края, при ныне предстоящем образовании должно морально действовать на истребление сей причины.

4. Все сие составляет необходимость к принятию приличных мер для преобразования; оставлять его в сем положении, откладывать в даль значило бы питать вредные чувства противу России и продолжать политического тела болезнь до пределов неизлечимости, почему мое мнение - // произвести начало сего ныне же, а откладывать вдаль и вредно и опасно.

6. Способы к достижению сей цели, по моему мнению, суть следующие: учреждение правительственного порядка такого, какой существует в России (учреждение о губерниях), б) колонизация русских, в) заведение русского дворянства, г) раздачи имений в собственность в Закавк. крае русским чиновникам, д) всякие перемены, всякий крутой переход из старого в новое и даже из беспорядка в образование опасны, а потому должно при введении нового учреждения распорядиться так, чтобы нравы, обычаи народов приноровлены были к нашему законоположению, а учреждение приноровлено к ним. Для сего нужно нечто оставить // из их привычек и обычаев, а паче религиозных, но в духе порядка и благоустройства, дабы сим нечувствительно приучить к гражданству.

Опыт собственный и польза в скором времени заставит забыть их прежние заблуждения. Следуя сей методе, я предлагаю ввести в край сей новое образование, которое должно быть совершенно русское или в духе нашего правительства.

6. Но во всех сих распорядках должно иметь один предмет вышеописанный, т. е. чтобы обрусить край или, говоря аллегорически, спаять его с Россиею.

7. На сем основании я излагаю мысль мою о преобразовании Закавк. края, на сем основании я нахожу нужным ввести в состав // правления особые учреждения, сообразные с понятием обитателей и даже обычаев, на сем основании я нахожу нужным сделать некоторые изменения в русских законах, хотя впрочем, весьма небольшие».

Сен-р, обер-берг-гауптман Евграф Мечников.

Помета: 20 января 1831 [г.].

-------------------------------------------------------------------

Цитируется по изданию: Колониальная политика русского царизма в Азербайджане в 20-60-х годах XIX в. Часть I. Феодальные отношения и колониальный режим. 1827-1843 гг. М.- Л., 1936. С.230-232.  

 

Еще в 1816 г . по высочайшему повелению был составлен проект нового учреждения наместничества. Суть сводилась к следующему. Генерал-губернаторы поставлены в совершенно независимое от правительства положение. Они соотносятся с министерствами, как равные с равным. Им предоставлено "важное право непосредственного доклада императорскому величеству " обо всех предметах, "кои признаются нужными и необходимыми", хотя и предписывалось пользоваться этим правом "с должной осторожностью".

Высшее управление не может иметь прямых отношений с местной администрацией. Местные власти поставлены в совершенную зависимость от генерал-губернатора. Генерал-губернаторы не делают представлений правительству по тем делам, которые они представили сами себе или которые отданы им во власть. Генерал-губернаторы вместе с тем могут делать распоряжения для исправления замеченных ими упущений, а местные власти только извещаются об этом "для соблюдения порядка и единства в ходе дел". Они имеют право получать "высочайшее повеление", с обязанностью лишь доводить до сведения министров "о существовании этих повелений".

Пользуясь такой властью, генерал-губернаторы имеют громадное влияние на весь состав местной администрации. Они имеют право при любой открывшейся им вакансии ходатайствовать о назначении на это место известного им лица, и ходатайство, согласно закону, "не оставляется без особых причин без уважения". Все это, как отмечалось еще в те времена, приводит к тому, что "нужно неслыханное мужество, чтобы вступить в коллизию с такой властью, даже имея закон на своей стороне. Чиновники хорошо знают, что циркуляр генерал-губернатора гораздо важнее общего закона, и что, делаясь пассивными орудиями его власти, они ничем не рискуют".

Вместе с тем не столь уж свободен и генерал-губернатор. Ему приходится считаться не столько с высшим правительством, сколько с интересами господствующих классов. Местные олигархии имеют свои "партии" в столице, которые всегда начинают травлю наместника при помощи своих сильных друзей (например, в исторических материалах есть доносы на генерала А.П.Ермолова, где он представлялся как деспот, не считавшийся вообще ни с кем).

Любой министр российского правительства согласно указу от 8 апреля 1829 г. "делал административные распоряжения подведомственным учреждениям через генерал-губернатора". Без его заключения никакие меры правительства в отношении "благоустройства, казенного интереса и общей политики вверенного ему края" не принимались.

Все эти права были предоставлены Николаем I согласно его указу от 17 ноября 1844г. графу Воронцову, назначенному наместником кавказским и главнокомандующим отдельным кавказским корпусом с подчиненным ему Новороссийским и Бессарабским генерал-губернаторством. На должность наместника назначались деятели, которые пользовались полным личным доверием императора.

В рескрипте Николая I о назначении наместником графа Воронцова говорилось: "Считаю нужным избрать исполнителем моей непременной воли лицо, облеченное всем моим неограниченным доверием и соединяющим с известными военными доблестями опытность гражданских дел, в сем поручении важных..." Наместнику были присвоены власть и права министра по отношению ко всем отраслям управления в крае. Дела же, превышавшие министерскую власть, он или разрешал сам, донося о том государю, или же вносил в Комитет по делам Закавказского края. Дела о наградах подчиненным его чиновникам и отчетность представлялись им непосредственно императору. Наместник при этом просил, чтобы влияние министров на дела вверенного ему края было прекращено. Признавалось одно лишь влияние министра финансов на дела, "заключающие в себя ревизию и контроль всякой отчетности".

Таким образом, власть наместника на вверенной ему территории становилась еще более полной, чем генерал-губернаторская (см.20).

Наместнику предстояло разрешить все проблемы, накопившиеся в управлении регионом в течение ряда лет. М.С.Воронцов стал проводить достаточно гибкую политику. Он пошел на целый ряд уступок по отношению к грузинскому дворянству. Еще с 30-ых годов XIX века российский императорский двор тщательно выяснял, кого можно было в Грузии считать князем, а кого – азнауром (дворянином). У многих не оказалось удостоверений о принадлежности к тому или другому сословию. Дело бесконечно тянулось. Михаил Семенович Воронцов легко справился с этим вопросом. Приблизительно 30 тысяч человек были удостоены звания высшего сословия Грузии – тавадазнауров. Этим наместник освободил грузинских тавадазнауров от необходимости представления в судебные органы свидетельств о принадлежности им крепостных крестьян.

Тавадазнауры Гурии и Имерети получили право избрания предводителя. В Кутаиси было основано собрание (сакребуло) депутатов от тавадазнауров. Этими мероприятиями М.С.Воронцов завоевал симпатии грузинских тавадазнауров и многих из них превратил в верноподданных российского императора. Царский наместник пытался привлечь на свою сторону и грузинскую аристократию. Он разрешил восстановить грузинский театр, основать публичную библиотеку, выпускать грузинский журнал и т. д.

Такими мерами он заручился поддержкой грузинской аристократии, поскольку она была довольна. Все это имело большое значение для утверждения России в Грузии. В конечном счете, тонкая и искусная политика М.С.Воронцова привела к тому, что грузинская элита встала на путь союза с Россией.

Наместник предпринял серьезные шаги по экономическому освоению Закавказья, и, в частности, Грузии. По его инициативе в Грузии началось внедрение новых сельскохозяйственных культур. В период наместничества М.С.Воронцова вошли в строй стекольный завод (с. Гвареви), суконная фабрика (с. Дреши), металлолитейная фабрика (в Тбилиси), шелкоткацкая фабрика в Зугдиди и др. На территории Закавказья создавались поселения (колонии) русских военных. Всего к 1856 году в Грузии насчитывалась 21 русская военная колония (см.10).

Благодетельным было управление М.С.Воронцова и для развития Кавказских Минеральных Вод. Наместник провел здесь два летних сезона, но ему хватило и одного, чтобы разобраться в недостатках прежнего управления Водами. Он добился передачи Кавминвод в его непосредственное подчинение. Под постоянным наблюдением М.С.Воронцова и при его непосредственном участии здесь очень скоро начались большие перемены. Они коснулись, прежде всего, организационной стороны курортного дела. Строительная комиссия была упразднена, а вместо нее создали Дирекцию Вод, назначение которой состояло в "попечении о возможном улучшении вод и возведении на ту степень благоустройства, на которой они соответствовали бы заботливости правительства и ожиданиям публики" (см.11).

Аппарат управления, оформившийся к концу 1846 г., включал в себя Совет наместника и канцелярию наместника, состоявший из назначенных императором чиновников и губернаторов. Он выполнял функции надзора над всем аппаратом управления и суда. Наместнику на Кавказе подчинялись начальники жандармского округа и путей сообщения. Военные губернаторы управляли как военными учреждениями, так и гражданской частью.

Общее руководство осуществляло Главное управление наместника. Имелась впоследствии Экспедиция государственных имуществ на правах министерского департамента.

В 1859 г . Главное управление наместника состояло из пяти своеобразных "министерств"-департаментов; общих дел (заведовавшего личным составом чиновников, почтами, строительными, медицинскими и учебными делами), судебного, финансового, государственного имущества, контрольного. Существовала даже особая дипломатическая канцелярия.

Князь Воронцов в одном из донесений царю писал: "Всякая перемена... и всякое нововведение, изменяющее вековые обычаи, чрезвычайно трудно к введению везде, но особенно в здешнем крае, а потому в подобных случаях надобно действовать с большой осторожностью. Насильственные меры не только не приносят добра, но могут иметь очень дурные последствия". Нельзя забывать, что в этот период на Северном Кавказе велись военные действия, и, естественно, насильственные меры применялись. Ненасильственным методам отдавалось предпочтение в местностях, не охваченных боевыми действиями.

Воронцов стремился проводить во все управления по возможности местных чиновников из горцев и привлекать "местный элемент к подготовке законодательных и административных вопросов".

Большое внимание уделялось улучшению контингента чиновников, особо тех, которые непосредственно соприкасались с населением - участковых начальников. В обстановке тех лет в участковых начальниках каждый видел "олицетворенное лихоимство, вследствие такой репутации порядочные люди весьма неохотно занимались этим делом", как говорилось в записке, составленной С. Эсадзе. Борьба с таким злом, естественно, была нелегкой (см.8, 20).

<==       Содержание          ==>  

 

Hosted by uCoz