<==    Содержание         ==>  

 

УЧРЕЖДЕНИЕ ПОЧТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - СМОЛЕНСК.                             

       

            По именному указу Императрицы от 6 октября 1763 года, данному Сенату было велено: "...для скорейших и нужных отправлений порядочной скорой почты до Смоленска учредить от Нарвы через Псков и Великие Луки надлежащие станции между собой не далее от 20 до 25 верст и на каждой по 20 лошадей". [30] 

           Сенат переслал указ в Ямскую канцелярию, которая дала указание управляющему Мшадским ямом прапорщику Якову Рындину обследовать тракт от Санкт-Петербурга до Смоленска и результаты донести рапортом. Из рапорта Вындина следовало: "Найдена самоближайшая дорога, которая простирается от Новгорода по Рижскому тракту до Мшадского яму, и  от того проселочными дорогами до села Бежанид (лежащего на Смоленском тракте)  по которой иметь от Санкт-Петербурга через Новгород и Мшадский ям до Смоленска 726 верст".

          Ямская канцелярия представляя этот рапорт просила Правительствующий Сенат "...приказать ту почту учредить по вновь изысканным управителем ближайшему тракту, по которому против  означенной через Нарву дороге убудет 111 верст через что в проводе курьеров и почт последует лучшая поспешность и прогоны на 111 верст, которые ныне платятся, будут оставаться казне".

         Так как почта из Нарвы в Смоленск ранее была учреждена указом Императрицы, то, Сенат представил ей доклад с обоснованием и с просьбой учредить почту от Санкт-Петербурга до Смоленска через Новгород. Екатерина II на докладе наложила резолюцию: "Быть по сему, что ближе дорога, то лучше".  [31] 

         Эта почта находилась в ведении Ямской канцелярии,  работала она нерегулярно и не обеспечивала скорой и надежной связи столицы со Смоленским губернатором. Коллегия иностранных дел обратилась в Правительствующий Сенат с прошением вновь учредить почту от Санкт-Петербурга до Смоленска и руководство ею поручить Санкт-Петербургскому почтамту.

        Правительствующий Сенат 1 июля 1766 года принял новый указ "О учреждении почты от Новгорода до Смоленска и Тороповца". В нем постановлялось, что вновь учрежденная почта, а также сбор почтовых денег и прочее поручается Санкт-Петербургскому Почтамту и чтобы об этом "для сведения корреспондирующему через оную почту; купечеству надлежайшим образом обнародовано было"

        Почему купечеству?  Здесь следует пояснить, что ранее по этой дороге отправлялись и принимались и партикулярные письма, прежде всего купеческие, при этом купцы должны были платить Ямской канцелярии в два раза больше чем дворяне. В указе особо подчеркивалось что "оное не сходствует с Высочайшим Ея Императорского Величества интересам по нижеследующим резонам:

               1.  Что прием в Ямской канцелярии партикулярных писем и отправление оных оттуда не токмо к приращению казенному не послужит но паче убыток и крайний подрыв в почтовых доходах от этого последовать может, потому что искусство показало, сколь вредительно почтовому сбору, что в одном месте две разные Почтовые Экспедиции имеются, из которых в одной по деньге, а в другой по 2 копейке с золотника берется , следовательно ни нужды, ни пользы не предусматривается, чтобы отныне на Ямской почте партикулярные письма в Смоленск отправляемые и весовые деньги в Ямской канцелярии взяты были.

               2. Что показанные в доношении оной Канцелярии различие между купеческими и дворянскими письмами такого состояния, что если такое различие между корреспондентами постановлено будет, то оно как великое замешательство и конфузия от того ожидать должно: ибо во всех Европейских Государствах на почтовых дворах имеется для всех корреспондентов только одна такса без разбору, кто дворянин или кто купец, а с обоих равные весовые деньги берут, и самый последний человек имеет то же право требовать скорого и верного отправления его писем как чиновник, когда только весовые деньги с оного заплачены".  [31] 

          Указом по согласованию с губернаторами Почтмейстером в Новгороде назначался отставной Премьер-майор Ирман, а в Смоленске - отставной капитан Захар Аршаневский. Что же касается их жалования, то оно должно было быть такое же как у Почтмейстеров в Выборге и Нарве и уплачиваться должно из почтовых сборов, а если денег на жалование и прочие расходы будет недостаточно, то доплачивать должен Санкт-Петербургский почтамт. Здесь надо сказать, что Нарвская дорога обустраивались как показательная для других.

          Вероятно к работе этой дороги были нарекания, судя по тому что к ней Императрица вернулась еще в 1784 году, именным указом от 4 марта она потребовала, чтобы на станциях дороги от Санкт-Петербурга к Смоленску поставить по 20 лошадей с полным для каждой летним и зимним экипажем и с необходимым числом почтальонов и содержать дорогу на таких же основаниях как содержится нарвская дорога.

          Надо отметить, что при расчетах по оплате, прежде всего, частных писем, было немало трудностей с мелкой монетой. Чтобы устранить их государственный Ассигнационный банк в 1775 г. учредил  свою банковскую контору в Смоленску. [33] 

         В сентябре 1769 г. генерал-прокурор Сената А.А.Вяземский получает императорский рескрипт, обязывающий его лично следить за расширением почтовой связи, созданием новых трактов и станций, в первую очередь тех, которые вели к границам государства.

         Развитие торговли и экономики России требовало дальнейшего совершенствования почтового дела.  В 1781 году учреждаются почтовые сообщения между уездными и губернскими городами. Для связи уездных  городов с губернскими часто использовались пешие почтальоны. Поэтому Екатерина II  утвердила решение Сената о создании пешей почты из Галича в Вологду "... которая послужит примером на другие места".  Существовала такая почта и на Смоленщине.  "Вероятно по недосугу мужчин, - сообщает "Памятная книга города Смоленска",- одна баба вызвалась исправлять должность почтальона и долгое время носила пешком из г.Белого в Смоленск и обратно почтовую сумку на своих плечах, получая за то условное вознаграждение".[34] 

         В 1746 году учреждаются должности почтальонов для доставки частной корреспонденции на дом и в учреждения.

         В 1765 году указом вводится форма ямских управителей:  "Кафтаны синего сукна, камзолы, штаны; на кафтанах лацканы, воротники и обшлага круглые палевого сукна, подбой у кафтанов стамедной того же цвета, как камзолы, а у камзолов подбой белый; пуговицы Штаб и Обер-офицерам томпаковые, гладкие, позолоченные, а унтер-офицерам  медные, да сверх того состоящим на унтер-офицерских чинах иметь на лацканах на левой стороне мерные небольшие гербы на таковых же цепочках".

        В 1772 году Коллегия Иностранных Дел предписала всем почтамтам чтобы "...в случае потери Почты давать знать о том Сенату и всем Присутственным местам".

        В 1781 году выдача подорожных, назначение смотрителей на ямы было возложено на Губернское правление.

 

<==    Содержание         ==>  

Hosted by uCoz