Содержание         ==>  

 

ЯМСКАЯ ГОНЬБА 

            

Римская дорожная повозка

            В огромной Римской империи уже во II в.н.э. четко действовала почта, связывающая ее отдельные части. Были организованы станции летучей почты, где останавливались всадники и возницы. В наиболее значительных населенных пунктах находились помещения для отдыха, в которых проезжающие могли переночевать и где стоя та наготове верховые и вьючные животные, а также, на случай нужды, - повозки. Эти помещения стали позже называть станциями – station. Римляне обычно говорили "станция, расположенная в таком-то месте ..." – statio posito in... . От латинского слова posita произошло, вернее всего, слово "почта" - post. Стачало, оно означало только почтовую станцию, затем и людей, доставлявших корреспонденцию, следовательно, и всю почту в целом. Это слово вошло во многие языки мира. В русский язык оно пришло из польского, и стало широко применяться на Руси в середине XVII в.

            Хотя римская почта обслуживала исключительно императора и его должностных лиц, она являлась рубежом в истории почтовой связи. От случайной передачи сообщений был сделан шаг к строго организованной, регулярно осуществляемой через опорные пункты службе доставки С падением Римской империи закончился большой период Древнего мира. Прекратила существование и ее почта.

          Русская почта - одна из старейших в средневековой Европе. На Руси уже в X в. существовал "повоз" - особая повинность населения выставлять лошадей и повозки для княжеских гонцов, обеспечивать проезжающих питанием, а лошадей кормом.

         Монголо-татарское иго на Руси (1225-1480 гг) было одной из главных причин отставания ее от западноевропейских стран в зкономическом, политическом и культурном развитии. После Куликовской битвы 8 сентября 1380 г. качалось освобождение русских и других народов. В результате военных действий между ханом Большой орды Ахматом ж великим князем Иваном III Васильевичем в 1480 г. на реке Угра, берущей свое начало в Ельнинском районе Смоленской области, был положен конец монголо-татарскому игу. Русское государство стало суверенным не только фактически, но и формально. Произошло оформление титула - великого князя  "всея Руси". Следует ответить, что в период двухсотлетнего порабощения русских земель монголо-татарскими феодалами было создано достаточно передовое для того времени почтовое сообщение.      

Почтовый гонец

        В результате завоевателъных походов монголов были покорены многие государства в Восточной и Центральной Европе до Адриатического моря. Сохранить такую необъятную империю к расширить ее, захватывая новые земли, можно было при условии, если центральные правители будут узнавать в самый короткий срок, о всех важнейших событиях, чтобы тут же принимать решения и действовать. 

      В средневековой Европе в этот период не существовало никакой почтовой службы. Сообщения из страны в страну передали торговцы, странствующие студенты, а чаще всего монахи, идущие из одного монастыря в другой, ну и, конечно, посольства, направляемые в княжеские дворы.

      А тем временем у монголов еще до прихода к власти Чингисхана существовало почтовое обслуживание, основанное на добровольных началах, почтальоны отправлялись в путь, когда б этом была необходимость, т.е. нерегулярно. Чингисхана и последующих правителей империи это не могло удовлетворять, Им нужна была почта, которая работала бы днем и ночью и работала четко.

      Куда бы ни направлялось монгольское войско, примерно через 100, а на отдельных направлениях через 30-40 километров  создавались почтовые станции, называемые дзямами, вероятно отсюда и произошло их русское название  -яма.

      Некоторые исследователи переводят монгольское слово дзям как дорога.  Дзям представлял собой несколько наспех поставленных юрт, дюжина быстроногих лошадей и вооруженных стражей. Гонец, прискакавший на ям, мог сменить лошадь, отдохнуть здесь, прежде чем отправиться дальше. На этих станциях всегда, в любой час дня и ночи были готовы принять гонцов великого хана. Станционным писарем фиксировалось время прибытия и отъезда гонца. Кто нарушал почтовые правила, скакал недостаточно быстро или замешкался в пути, подвергался жесткому наказанию. Захватывая земли русских княжеств татаро-монголы при создании своей почтовой сети использовали и "повозные" станы в городах и селах, устраивая в них "дзямы". (2).

      С образованием и развитием Российского государства возникла необходимость организации бесперебойных почтовых сообщений с русскими землями, объединившихся вокруг Москвы, Да я на границах государства не все было спокойно. После распада Золотой орды возникли новые враждебные Руси государственные образования - Казанское и Астраханское царства, Крымское ханство, Нагайские орды за Волгой и по берегам Черного и Азовского морей, о действиях которых необходимо было иметь своевременную информацию.

         При Иване III (1462 - 1505)  на смену старинному "повозу" пришла "ямская гоньба".  Дороги, которые вели от Москвы к окраинам Московского государства, назывались ямскими, на них создавались все новые и новые почтовые станции - ямы. Обычно ям устраивался  при населенном пункте. Если между селениями было больше 40 верст, то устраивался промежуточный ям. Этот ям не был самостоятельным и причислялся к основному ближайшему яму.

        На ямском дворе располагались две-три избы, большая конюшня, сараи для сена и овса. К яму приписывалось несколько близлежащих деревень, население которых было обязано содержать определенное число ямщиков и лошадей, всегда готовых везти государственную почту, грузы и пассажиров, имеющих подорожные грамоты, выданные от имени Великого князя (позднее - Государя).

        Ямщиками стали называть всех тех обывателей России, которые занимались гоньбой и извозом и составляли из них постоянный для себя промысел. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» приводит исходное значение слова "ямщик" - "крестьянин на яму для почтовой гоньбы на своих лошадях, за что освобождается от подушной".

       Первоначально гоньба велась населением. Ямщик был чем-то вроде станционного смотрителя. При Иване III и его приемниках ямщики следили за тем, чтобы на яму было достаточное количество лошадей и корма для них, а также ведали расчетами. Ямщик был выборным от общества, но обществу не подчинялся. Он отчитывался перед Москвой  откуда получал приказы и правительство обращалось к нему как к своему чиновнику. (3)

        В течение 110 лет Смоленская земля входила в состав Великого княжества Литовского. Московский князь Василий III (1505 - 1553), завершая объединение Руси вокруг Москвы в 1514 г. освободил Смоленск от литовских войск. Это историческое событие нашло свое отражение на почтовой марке России 1996 г. из серии "история Русского государства". В центре марки - портрет князя Василия III в овальной рамке, на рисунке с правой стороны фрагмент осады Смоленска русскими войсками.

        Выполняя обет, данный при осаде Смоленска, в ознаменование возвращения города в состав Русского государства, Василий III основал в Москве женский Богородице - Смоленский монастыре, более известный, как Новодевичий ( в отличие от Вознесенского Стародевичьего монастыря в Кремле).

        В 2003 г. вышла в почтовое обращение серия марок "Монастыри русской православной церкви". На одной из марок серии  изображен общий вид Богородице- Смоленского монастыря - одного из самых красивых и старейших  женских монастырей Руси, в левом верхнем углу марки помещена икона "Богоматерь Одигитрия Смоленская"

          Эта икона - главная святыня Смоленска и почитаемая во всей| православной Руси. Список ее находится в Богородицко-Смоленском монастыре.

         Сохранилась информация, что до конца XVIII в. в Москве у Москворецких ворот существовала церковь в память взятия Смоленска русскими войсками в 1514 г., на стене которой по сырой штукатурке была написана икона Спаса Смоленского. При перестройке стен Московского Кремля с заменой белого камня на кирпич в 1491 г. была построена проездная башня, выходившая на Красную площадь, получившая название "Фроловская". В 1625 г. на башне было устроено шатровое покрытие, установлены куранты (часы с боем). В киоте (углублении над проезжей частью) была установлена икона Спаса Смоленского. 16 апреля 1658 г. по указу царя Алексея Михайловича Фроловская башня была переименована в Спасскую. Изображение ее размещено на десятках отечественны марок и марок иностранных государств. (4)

         Происхождение названия Спасской башни долгое время замалчивалось. Во время вступления В. В. Путина в должность президента 7 января 2000 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II преподнес в дар Государству Российскому, в лице его нового президента, мозаичную икону Спаса Смоленского для возрождения связи с историческим названием башни.

        При Василии III на смоленской земле начали устраивать ямы. Ямщики с целью закрепления их за ямами, получили наделы земли. В 1550 г. в царствование Ивана Грозного создается Ямская изба, уже через короткое время преобразованная в Ямской приказ. В его обязанность входит организация ямских слобод и ямов, руководство их работой. Структура получает государственное финансирование, льготы и контроль. Пожалуй можно считать, что с этого времени почтовое ведомство начинает отсчет известных вех и дат собственной истории.

        Григорий Кошихин,  подъячий Посольского Приказа, в книге о России в царство Алексея Михайловича так описывает этот Приказ: "В Ямском Приказе сидит боярин, да думный дворянин, да два дъяка. А ведомо в том Приказе всего Московского Государства ямщики: и дается им Царское жалование по 20 рублев и больше, человеку в год,  и лошапей   держат они по три лошади, а у иных по 6, кто за сколько служит, да им же дается из Царской казны за всякую езду на 10 верст по 3 деньги кто с чем ни едет и что ни везет своего или Царского.    ... а жалование ямщикам собирали с крестьян всего Московского Государства . Эти повинности были тягостны для крестьян и от них освобождались не иначе как жалованною Княжескою или Царскою Грамотою, которую Государи давали некоторым владетелям деревень, в знак особого благоволения.".

        В России среди налогов, которыми облагалось население, были специальные сборы - ямские деньги. Они собирались на содержание ямской гоньбы, для провоза послов, гонцов, должностных и ратных людей. Начиная с 60-х годов XVII в.  часть этого налога расходовалась на устройство почтовых станций и оплату труда почтарей.

       До середины XVI в. сбором ямского налога занимались сотрудники Ямского приказа.  Затем в некоторых областях право сбора этого налога было предоставлено воеводам. С начала 30-х годов ХVII в. и до отмены ямских денег в 1718 г. взимание налога повсеместно проводили воеводы под надзором ямских сборщиков. которые следили за правильностью взимания денег, принимали от воевод собранный налог и доставляли его в Москву. Всю ответственность несли воеводы. Об этом говорилось в указе 1688 г, "...которые воеводы в городах денежных доходов на указанные сроки не соберут и к  Москве сполна не пришлют, те  ямские деньги велено править на них воеводах".(6) 

       О значении, которое придавалось деятельности Ямского приказа свидетельствует хотя бы то, что во главе его стояли многие выдающиеся деятели своего времени, в том числе боярин, князь  Дмитрий Михайлович Пожарский. Дважды, в 1618-1619 и 1625-1628 гг. он становился судьей Ямского приказа.

       Д.М. Пожарский широко известен как, народный герой и освободитель Москвы от поляков в 1612 г. Менее известен факт его участил в Смоленской войне 1632-1634 г. - войне русского государства с Речью Посполитой за возврат смоленских и чернигово-северских земель, захваченных поляками  в начале XVII в.

       При Пожарском было принято "Уложение о ямской гоньбе и ямских слободах", укрепившее правовое положение ямщиков. Теперь они становились государственными служащими и получали жалование. 

       В 1650 г. при царе Алексее Михайловиче (1645-1676) вышел ряд указов о ямской гоньбе, освободивших ямщиков от податей, которые они платили как посадские жители, от участия в городских работах. С начала XVII и до конца XVIII вв.  ямщики были освобождены от рекрутской повинности.

       Ямы устраивались по указу из столицы, местные власти для этого посылали специального чиновника, называемого "стройщиком". Стройщик не только отбирал ямщиков, но и это самое главное, выделяя ямщикам землю из царского надела, в соответствии с единым положением о ямском земельном наделе, разработанным Ямским приказом под руководством Д.М.Пожарского.

         По назначению ямские земли делились на:  земли под ямской проезжий двор и под слободу, пашни, луга и лесные  угодья, земли ямских оборочных деревень - поселений, жителей, которых гоньбу не держали, но были обязаны снабжать ямщиков хлебом, овсом, сеном.   Как правило пашни и луга ямщикам выделялись ближе к яму.

         В XVI в. в крупных городах создается особый тип поселений -Ямская слобода. Землю им нарезали единым клином. Ямская слобода являлась самоуправляющееся административной единицей. Слободжане выбирали старосту, окладчиков, дававшим ямщикам наряды на поездки. Центром общественной жизни слободы служила съезжая изба, в которой помещалась канцелярия. На приезжем дворе останавливались путешественники, там же происходил обмен сумами между почтарями. Слободские дела решались сходами, мужской части населения на братском дворе.

        В Смоленске Ямская слобода по Плану Смоленска, изданному городской управой в 1916 г. располагалась в Заднепровье, на Покровке. Ее территория на западе ограничивалась Ильинским ручьем (оврагом), на востоке Крупошевским ручьем (оврагом). С северной части примыкала земля Ямской подорожней слободы. В 1766 году в Ямской слободе была построена каменная Воздвиженская церковь на пожертвования купца Филиппа Наживанкина. (8) 

Георг Келлер. Вид Смоленска 1610. Офорт, резец.

       

          Любопытное описание скорой ямской гоньбы составил австрийский дипломат Сигизмунд Герберштейн, посетивший Московию в 1517 г. Русскую систему ямской гоньбы дипломат назвал почтой, гонцов -почтальонами, ямщиков - управляющими почтой, ямы - станциями. В русском языке все эти слова появились только спустя полтора столетия. К "Запискам о московитских делах"  Геберштейна приложен чертеж Московского  кремля, украшенный несущимися во весь упор санями. На некоторых седоки сами правят лошадьми. Другие же с ямщиками. Интересную для нас деталь подметил путешественник: в те времена ящики обычно сидели верхом на лошади.

          В серии почтовых марок "История отечественной почты", выпущенной в 1978 г., художник Г.Комлев на миниатюре, посвященной ямской гоньбе, воспроизвел рисунки из книги Геберштейна. Герберштейн в своих Записках отмечает, что по темпам передвижения русские гонцы не уступают западноевропейским почтальонам.    

         Описывает он и организацию ямской гоньбы на Руси: "Великий государь, князь московский, имеет по разным местам своего княжества ямщиков с достаточным количеством лошадей, так что, куда бы не послал князь своего гонца, везде для него найдутся лошади. Гонец имеет право выбирать коня, который ему покажется лучшим. На каждом яму лошадей меняли; в свежих не было недостатка. Кто требовал 10 или 12, тому приводили 40 или 50. Усталых кидали по дороге и заменяли другими, которых брали в первом селе" (9) 

       Выдающийся русский писатель и историк Н.М.Карамзин (1766-1826), вероятно основываясь на "Записках о московских делах" Герберштейна, писал: "Иностранцы хвалят исправность и скорость нашей почты: из Новгорода в Москву они приезжали в 72 часа, платя по 6 денег за 20 верст, на ямах лошадей было множество, и кто требовал 10 лошадей, тому приводили 40" (5)

Содержание        ==>  

Hosted by uCoz