«Мне просто было любопытно, подделки ли марки Гриннелла или настоящие марки…» (Ч.4)
Я полагаю, что «Гриннеллы» – отдельный
типографский выпуск на основе другого
клише. Будет логичным предположить, что
марки были напечатаны примерно в ноябре 1851
года, в тот период времени, когда Уильям
вернулся на Вайалуа. Я также полагаю, что
разрывы в левой линии рамки рядом с буквой «P»
в слове «Postage» на "Гриннеллах" II Типа,
сходны, хотя и не идентичны разрывам,
найденным на Миссионерах II Типа.
На самом деле: почему бы почмейстеру
Уитни не дать Уильяму какое-то количество
марок для его нужд из имеющегося запаса?
Возможно также, что большая часть марок
уже была передана почтовым отделениям, в
том числе в Лохайно, для продажи
миссионерам и тем, кто не жил в Гонолулу.
Ведь нам известно о записи, датируемой 4-м
октября 1851 года, гласящей: «Марки … могут
использоваться теми, кто проживает на
других островах…». Еще мне непонятно, зачем
вообще почмейстеру Уитни нужно было
использовать марки, – когда ему приносили
письма, он мог ставить на них красный
почтовый штемпель (“US Postage Paid” или “Hawaiian
Islands”), который указывал, оплачено ли
отправление письма в США или нет. Марка в
этом случае была не нужна. Марки, в первую
очередь, были удобны для тех, кто хотел
оплатить отправление за пределы Гавайских
островов, не принося письмо на почту (локальная
почта Гавайских островов в то время была
бесплатной).
Я думаю, что предположение Арриго о том,
что «Гриннеллы» печатались раньше «Миссионеров»
и что было сделано от трех до пяти тиражей
марок, – ошибочно. Эта точка зрения
базируется на докладе Кордрея. Я не
расхожусь с ним во мнении, что «Гриннеллы»
были произведены способом типографской
печати, однако, по моему мнению, он не прав,
утверждая, что это были отдельные
типографские выпуски. Мне представляется,
что свое заключение об имеющих место «от
трех до пяти» выпусках основано на изучении
им лишь пяти марок номиналом 2 цента. Смерть
помешала Кордрею изучить и дать свое
заключение о «Гриннеллах» номиналами 5 и 13
центов. Арригос заявляют, что вывод о трех
или пяти тиражах был сделан Кордреем на
основе изучения всех 24-х марок,
предоставленных ему на год. Однако мы знаем,
что Кордрей был очень тщателен в деталях и
вряд ли в данном конкретном случае он
отступил от своего принципа. Я не думаю, что
Кордрей имел большой опыт (если вообще имел
таковой) работы с марками, возможно также у
него не было полного набора шрифтов 1850 года
из Гонолулу. Я полагаю, что он делает
слишком далеко идущие выводы из небольших
различий печати. И нам не известно точно,
что он имел в виду, говоря о «печати».
Лист 1852 года, найденный Патриком
Калхейном в Гонолулу (марки с несколькими
стилями одного и того же шрифта,
использовавшегося также для печати
миссионерских марок), является ответом на
аргумент, что шрифт, который использовался
при печати «Гриннеллов», не существовал в
те годы в Гонолулу. На листе больший по
размеру шрифт, в нем были как четкие, так и
старые фрагменты, расположенные рядом друг
с другом. Т.е. коробка со шрифтом состояла из
различных типов литер. Неужели те, кто
говорит, что необходимо искать один и тот же
шрифт в публикациях «The Polynesian» или в
типографской продукции Reverend Damon,
действительно нашли пары среди
миссионерских марок и не нашли их среди
марок Гриннелла? Если так, пусть они сначала
покажут найденные ими пары, прежде чем мы
сможем полагаться на их анекдотическое
мнение. Причем это должны быть точные совпадения, близкие
сходства мы не будем брать в расчет. Могут
ли быть найдены идентичные пары
типографских фрагментов для марок
Гриннелла? На эти поиски должна уйти масса
времени, причем результат не гарантирован.
Когда Уильям Эмерсон писал в сентябре
1852 года своей матери и упомянул в письме о «motto
wafers», он не имел в виду миссионерские марки,
как это предполагают Арриго. «Motto wafers» – это
маленькие кусочки клеевой бумаги, обычно
используемые в те времена для
запечатывания конвертов.
Владельцы «Гриннеллов» предположили,
что неиспользованные марки Гриннелла
пересылались в Новую Англию, чтобы их можно
было использовать при отправке почты на
Гавайи. Подтверждением этого может служить
другой факт: корреспонденция Марии Пог, –
два конверта и один большой фрагмент
конверта писем, посланных из США (Census 65, 67 и
75). На конвертах, наряду с американскими
марками, 5-центовая миссионерская марка.
Ключевым моментом здесь является то, что
Миссис Пог была сестрой Генри Уитни,
почмейстера Гонолулу. Возможны и какие-то
другие интерпретации данного случая (у меня
нет своего ответа). Быть может, это была
своего рода материальная помощь сестре: мы
не знаем, наклеивались ли миссионерские
марки при отправке письма из Соединенных
Штатов, или они наклеивались по прибытии на
почту в Гонолулу. Эти письма миссис Пог
являются единственными в своем роде
примерами прибывшей почты, когда были
использованы миссионерские марки.
Патрик Калхейн предположил, что Уильям
Эмерсон взял с собою неиспользованные
марки и положил их в книгу проповедей во
время своего последнего плавания на
китобойном судне, чтобы использовать их для
своих писем. В книге есть два места, где
остались пятна от марок. Одно из них –
напротив текста проповеди «Наставления к
выздоровлению». Поскольку представляется
возможным, что книга, где находились
неиспользованные марки, была с Уильямом во
время плавания, мне кажется наиболее
вероятным предположить, что в спешке
отъезда с Вайалуа и необходимости найти
судно – Уильям просто мог не помнить, что в
книге находятся марки. Предположение, что
он взял марки чтобы использовать их для
писем, которые он писал во время плавания,
кажется мне по меньшей мере неестественным.
Что касается почтовых отметок, которые
должны соответствовать датам плавания
кораблей, я хочу сделать два замечания.
Первое: если устройства для нанесения
почтовых отметок были на Вайалуа, то нельзя
ожидать, что даты плаваний будут совпадать
с расписанием кораблей из Гонолулу. Путь от
Вайалуа до Гонолулу занимал определенное
время, возможно, несколько дней, и те, кто
находился на Вайалуа не имели возможности
узнать точную дату отплытия. Второе: работа
почтовых отделений зарубежной почты в
Гонолулу не была похожа на подобную работу
в Нью-Йорке или Лондоне. Знатоки истории
почты говорили мне, что, например, в Нью-Йорке
почта бралась на борт корабля и
штемпели на нее ставились вскоре после
отплытия корабля, и поэтому на всей почте
была проставлена одна дата отправки. Не
знаю, так это или нет, но данный аргумент,
как полагают, говорит не в пользу «Гриннеллов».
Я исследовал конверты с миссионерскими
марками на предмет пометок дат и обнаружил,
что эти даты разнятся: от (предположиельного)
дня отплытия корабля до 4-х дней до этого. За
сколько дней до такого отплытия должна быть
проставлена пометка даты, чтобы можно было
говорить о «соответствии»?
Какой корабль и какую именно почту вез?
Ведь многие отправления не имеют указания
года. Часто в этом случае ориентируются на
записи расписания движения кораблей, –
однако такой критерий ненадежен. Вполне
вероятным представляется, что некоторые
писали письма непосредственно перед
отплытием судна. Эти вопросы требуют более
углубленного исследования, однако в данном
случае у меня нет для этого времени и
информационных ресурсов.
Я видел, что на большом числе
миссионерских конвертов марки не погашены.
Означает ли это, что большинство имеющихся
негашеных миссионерских марок были в свое
время отклеены от конвертов? Эта ситуация
навела меня на мысль о том, что, возможно,
Генри Уитни не видел необходимости гасить
марки, поскольку шанс повторно
использовать марки, снятые с конверта после
доставки на континент, был очень невелик. Я полагаю, что
марки, погашенные черной решеткой, а также
другими знаками зачеркивания, гасились не в
Гонолулу, но в местном пункте отправки
письма, так чтобы ни у кого не было
возможности своровать чистую марку, сняв ее
с конверта во время доставки в Гонолулу.
Красная пометка на марке, сделанная в
Гонолулу, встречается редко.
Я также видел три образца почерка, который эксперты считают принадлежащими Джону Эмерсону и Урсуле Эмерсон. Два образца – на обратной стороне марок Гриннелла ( G1/G2 и G65), третий – на книге проповедей G1 и G2 идентифицированы как принадлежащие Урсуле, два других – Джону.
Первый образец почерка Джона Эмерсона и Урсулы Эмерсон |
|
Погашенная красным штемпелем в Гонолулу пара марок Гриннелла на бумажном фрагменте, номинал 2 цента (G1-G2) |
Образец почерка на обратной стороне G1-G2 |
Это
небольшие фрагменты, не более дюжины слов
на оборотной стороне марок и три слова в
книге проповедей. Я сравнил их с
фотокопиями нескольких оригинальных писем,
написанных Урлулой и Джоном (оригиналы
находятся в Архивном музее Гонолулу) и был
очень удивлен, обнаружив очевидные
различия почерков на трех образцах и в
оригинальных письмах. Почерк Урсулы был еще
похож, но почерк Джона нет. В почерке Урсулы,
однако, я заметил некоторые несоответствия.
Во фрагменте письма, авторство которого
признается за Урсулой, мы видим союз «and»
повторяющимся едва ли не через десяток слов,
однако если мы сравним этот фрагмент с
другими письмами, которые также, как
полагают эксперты, принадлежат ей, мы
увидим, что Урсула имела обыкновении
ставить вместо «and» просто «+». Существуют и
некоторые другие несовпадения, которые
требуют прояснения.
Второй фрагмент почерка, как полагают, принадлежит Джону Эмерсону. |
|
На бумажном фрагменте - погашенная марка Гриннелла II типа, номинал 5 центов (G65) |
Фрагмент почерка на обороте G65 |
Однако этот почерк имеет мало общего с почерком, каким написаны три слова в книге проповедей – New England Works. Вот пять вариантов написания заглавной буквы «N» (взято из корреспонденции Джона Эмерсона):
Фрагмент почерка - слова New England Works |
Пять образцов написания заглавной буквы "N" |
Перевод
с англ. Е. Ознобкиной 19.05.2008
Продолжение
следует