<==   СТАТЬИ     ==>      

 

ТРИ ЭТАПА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ «БОЛЬШОГО ПУТИ», ЧТО ДАЛЬШЕ?  Часть 2

 

Второй этап. Примерно с конца 20-х, начала 30-х годов ХХ века начинается второй этап истории развития филателии.  Его «конец» приходится где-то на 1965 -1970 гг.

      Этот этап вполне можно назвать «Золотым периодом развития филателии».  Почтовые ведомства многих стран мира резко увеличивают количество выпусков почтовых марок. Растет число почтовых марок в каждой выпускаемой серии. Повсеместно идет постоянная работа над улучшением качества печатной продукции. Страны, выпускающие почтовые марки стараются отобразить на рисунках марок национальные особенности своих стран. В одной серии марок можно найти марки с изображением видов ландшафта, географических карт, местных животных и растений. Очень часто встречаются в этих сериях марки этнографического характера, марки с изображением транспортных средств, сюжеты на темы разработки полезных ископаемых и так далее и т.п.

 

         Параллельно с этим процессом происходит  резкий рост рядов филателистов. Филателия превращается в великое, всемирное хобби. Большую роль в развитии филателии сыграло возникновение авиапочты и начало выпуска авиапочтовых марок. Больше того, филателия от простого созерцания развития научно-технического прогресса становится непосредственным его участником. Все наиболее важные и крупные научно-технические начинания в области транспорта и развития коммуникаций  тех времен сопровождаются филателистическими акциями, в которых принимают участие не только филателисты, но и непосредственные организаторы и участники того или иного научно-технического эксперимента.     

      Именно в конце 20-х начале 30-х годов самое широкое применение получают цеппелинная и катапультная почты. Причем, стоит отметить, это были две конкурирующие между собой почты.   Появляются в разных странах  ракетная и планерная почты. 

Рис. 7 Конверты - романтика филателии 30-х годов, «Цеппелинная почта»,   «Катапультная почта»,  «Ракетная почта». 

      Практически каждую неделю открываются новые авиа маршруты, что отмечается памятными гашениями на перевозимой по этому маршруту корреспонденции.    

      Иногда дело доходит и совсем уж до экзотических видов почты, типа «почты в жестяных канистрах» (Tin Can Mail) острова Ниуафооу. Эта почта возникла в 1882 году, но ее расцвет приходится именно на 30-е годы, когда каждое письмо, доставленное на борт судна с этого острова, помечалось различными штемпелями на разных языках. Число штемпелей на конвертах этой почты иногда доходит до 30 штук.  Эта почта имела довольно кровавую историю. Первоначально жестяные канистры доставлялись с корабля на берег и обратно местными пловцами. В дальнейшем, в результате многочисленных несчастных случаев, связанных с нападениями акул на пловцов, почтальоны вынуждены были пересесть на легкие каноэ, что значительно снизило риски их работы.

 Рис.7 (продолжение) Романтика филателии 30-х годов,  «Почта в жестяных канистрах». 

      Очень активное участие в этом процессе принимал СССР. Во время знаменитого полярного полета «Графа Цеппелина ЛЦ-127» на рандеву с ледоколом «Малыгин», на последнем работало небольшое почтовое отделение.  Это отделение возглавлял известный исследователь Арктики русский профессор Владимир Визе.  Под его руководством проводилось памятное проставление штампа с именем ледокола на корреспонденцию, которая была доставлена дирижаблем на борт судна.

Рис. 8 Памятный сувенир с бортов дирижабля ЛЦ 127 и ледокола «Малыгин», посланный на имя профессора Владимира Визе.

       Конечно, некоторые формалисты - филателисты могут сказать, что все эти почты носили явный филателистический и даже, может быть, спекулятивный характер. Ну и что? В ответ этим скучным людям можно сказать, а что, обычная государственная почта все свои выпуски делает только для собственных нужд, без всякого расчета на спрос со стороны филателистов? 

     Да, давно прошли те времена, когда почта выпускала почтовые марки в расчете только на обычных потребителей. Чепуха все эти разговоры, именно эти виды почт способствовали росту наших рядов.  А вот Ваши стенды, господа квалифицированные филателисты  с почтовыми документами «домарочного» периода, которые с каждым годом все больше и больше доминируют на филателистических выставках,  навевают на людей только скуку и больше ничего. Когда я попадаю на просмотр таких собраний, то у меня создается впечатление, что я не на филателистической выставке, а на какой-то демонстрации разных ветхих бумаг, которую проводят архивариусы. Что уж тут говорить о молодежи, один раз увидев такие собрания, думаю, молодежь больше никогда не пойдет на такие мероприятия. Им одного раза таких смотрин будет вполне достаточно. Конечно, почтовые ведомства поощряют такого вида демонстрации, не понимая простой истины, что направление в филателии «Почтовая история», это совсем не История почты как таковая.  

     И здесь надо знать меру, которую функционеры ФИП и других национальных филателистических союзов ( в т.ч. СФР) явно потеряли.   И это неспроста, это просто заигрывание со своими спонсорами, в лице почтовых чиновников.  Филателия, в конечном итоге, это всемирное хобби, а не историческая наука, а филателистическая выставка это в первую очередь пропаганда нашего хобби, а не демонстрация всякого рода полуистлевшего хлама. Дело уже доходит до внедрения так называемой «социальной филателии», при этом, вполне возможно проводить демонстрацию конвертов и марок, например, велосипедной почты рядом со старинным велосипедом, утверждая, что на нем и ездил почтальон.  Друзья пора остановиться.

     Очень жалко, что в наше время мы не наблюдаем такого филателистической  романтики и энтузиазма, как в те годы. Что же, тем хуже для нас. Извините, коллеги, хочу спросить Вас. Кто из Вас отказался бы иметь в своей коллекции вышеприведенные экземпляры филателистического материала? Думаю, таких не нашлось бы. А если кто и скажет, что это ему неинтересно, так как это филателистические выпуски, то я ему просто напросто не поверю!  Про этот «Золотой период филателии» можно писать целые книги. Да и пишут их, к сожалению, в России мы их просто не видим.   

        В сентябре 1939 года этот «Золотой период» филателии был прерван II Мировой войной и на место цеппелинной, катапультной, ракетной и планерной почт, пришли полевая, цензурная, лагерная и т.п. почты. Да, конечно, среди нашего брата тоже много любителей таких исторических документов, но это уже не романтика, это самые трагические годы жизни многих народов.  

Рис.9. Конверт лагерной почты.

      Во время II Мировой войны некоторые почтовые ведомства воюющих сторон перешли на выпуск почтовых марок с патриотической и военной пропагандой. Хотя, если рассмотреть выпуски почтовых марок других и очень многочисленных стран - так будто и такой большой войны не было.

       В послевоенный период  интенсивно стали восстанавливаться международные связи, началось возрождение филателии и почтовые ведомства постарались продолжить славные традиции 30-х годов. Но запросы филателистов в послевоенный период заметно поменялись.

      Если рассмотреть  великое многообразие длинных пикториал и коммеморативных серий почтовых марок,  которые практически до 1965 года представляли собой ряд марок,  построенный по принципу «mix»,  то легко заметить, что практически из каждой такой серии можно было выделить ту или иную почтовую марку, которая вполне отвечала определенной тематической направленности. Количество таких почтовых серий, уже в первой половине 20 века представляло собой великое множество, что предопределило возникновение «тематического коллекционирования».  Конечно, не надо забывать и о почтовых марках, которые выпускались  «одиночками», но тоже часто вполне подходили под ту или иную тему. Сложность была, правда, в том, что для формирования той или иной тематической коллекции необходимо было выуживать определенные марки из длинных серий, что представляло собой относительно непростую задачу, да и с точки зрения финансов накладно, для приобретения только одной марки по данной тематике приходилось иногда покупать всю серию.

      Даже если рассмотреть две ранние серии почтовых марок США и Ньюфаундленда, представленные на рис 4-5, то вполне можно заметить, что в одной и другой серии есть почтовые марки с изображением паровозов и кораблей.  Ну вот, вот Вам и база для формирования коллекции по этим двум темам.  Конечно, в конце XIX века общей массы почтовых марок для формирования полноценных тематических коллекций было недостаточно, а вот в первой половине XX века такая возможность представилась.

Рис 10. Ранние почтовые марки по теме «Корабли».

        И среди нашего брата – филателиста нашлось  много поклонников той или иной тематической направленности формирования своей коллекции. Так что тематическое коллекционирование, как массовое коллекционирование, начало зарождаться именно в 20-30-е годы ХХ века и в послевоенный период, пожалуй, оно выходит на передовые позиции. Особенно это касалось детской и юношеской филателии. Ну а почтовые ведомства, хотя и являются государственными предприятиями,  очень быстро реагируют на запросы рынка.  Поэтому в послевоенные годы, особенно ближе к 1965-1970гг, общая концепция выпуска почтовых марок начинает меняться.

 

<==   СТАТЬИ     ==>  

Hosted by uCoz