<==   СТАТЬИ      

 

ТРИ ЭТАПА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ «БОЛЬШОГО ПУТИ», ЧТО ДАЛЬШЕ?  Часть 3

 

       Третий этап. Этот этап начинается, примерно, в 1965-70 гг. и продолжается фактически до начала XXI века. Прошу только коллеги Вас учесть, что все временные границы я указываю чисто условно. Больше того, каждый из последующих этапов несет в себе признаки, но правда, в подчиненном плане, всех предыдущих. Этот третий этап можно назвать этапом «Тематического коллекционирования». 

       Я не говорю, что все филателисты после 1965 года бросились собирать марки только тематической направленности. Просто, почтовые ведомства большинства стран мира, идя на запросы филателистов, стали выпускать серии почтовых марок, очень четко связанных с той или иной темой.  Наибольшей популярностью среди тематических коллекционеров, особенно юного возраста, начинают пользоваться почтовые марки с изображением животных (Фауна), как диких, так и домашних. Постепенно, учитывая большой «вал» почтовых марок по этой популярной теме, из нее начинают выделяться темы более узкой направленности – дикие животные, домашние животные, птицы, земноводные, рыбы и т.п. В настоящее время, филателистические фирмы предлагают коллекционерам почтовые марки уже даже по отдельным видам животных, например, слоны, львы, жирафы, крокодилы. Тема «Птицы» разбивается на нелетающих птиц, перелетных птиц, птиц эндемиков и т.д.

       Более взрослые коллекционеры предпочитают темы по космосу и его освоению, армии и видам вооружений, военно-морскому флоту, подводным лодкам. Перечислять все темы и подтемы, наверное, нет смысла. Отмечу, что только наиболее традиционные направления тематического коллекционирования насчитывают более сотни наименований.  Приведу  простой пример. Если с конца 60-х начала 70-х  годов прошедшего века многие коллекционеры интересовались тематикой «Картины выдающихся художников на почтовых марках» в целом, то в настоящее время многие из них собирают почтовые марки, которые отражают творчество только одного художника. И что Вы думаете? Такие коллекции тоже представляют собой очень существенный массив марок, конвертов, гашений и т.п.

      Ведущие издательские дома, традиционно связанные с выпусками каталогов почтовых марок, в дополнение к генеральным каталогам и отдельным изданиям по конкретной стране начинают выпускать каталоги тематической направленности.  Удельный вес экспозиций тематического характера на международных и национальных выставках в эти годы постоянно растет, особенно на выставках с участием молодежи. Но всему есть свой предел.

      Если бы я коллекционировал десятилетиями почтовые марки с изображением животных, то, в конце концов, я не смог бы на них смотреть,  и меня было бы трудно заманить в зоопарк. А вот если мои предпочтения были отданы почтовым  марками с изображением «автомобилей», то, думаю, вряд ли я  сел за руль.  Ну, -  так устроен человек, однообразие его убивает.  Поэтому очень часто встречаются филателисты, которые собирают марки сразу по нескольким темам. Но и это, в конце концов, приедается.

Рис. 11 Тематические каталоги британской фирмы «Stanley Gibbons» - автомобили, железная дорога, шахматы и испанской «Domfil» - цветы, насекомые, движение скаутов.

      Кроме того, и сами почтовые марки,  чисто тематической направленности,   мало чем изменились  за последние пятьдесят  лет.  И, в конечном итоге, превратились в одно сплошное однообразие. Приведу пример на почтовых марках Венгрии, которая вполне по праву считается одной из  стран филателистических грандов.

Рис. 12 Почтовые марки Венгрии по теме «Собаки» из серий 1956 и 2007 гг.

      Если сравнить почтовые марки Венгрии, представленные на рисунке 12, то думаю, эти марки мало чем отличаются друг от друга. Да, конечно, и бумага стала несколько качественнее, и печать несколько четче, и перфорация несколько лучше. Но, именно, что несколько.

       Посмотрите ниже на иллюстрации почтовых марок Румынии 1957 года и Венгрии 2007, это тоже тема «Собаки», но с другой стороны, это и тема «Космос». Представленные марки разделяет ровно 50 лет! Найдите существенные отличия в этих почтовых марках. Я лично их, по большому счету,  не вижу. Разве что, на марке Венгрии Лайка изображена на фоне Земли, а вот в 1957 году такой фон еще художник не мог себе представить.

Рис. 13 Почтовые марки Румынии 1957г. И Венгрии 2007г., Спутник 2, Лайка

       Можно отметить, что более чем за полувековую историю выпуска серий почтовых марок тематической направленности, происходило многократное повторение выпуска практически мало чем отличающихся друг от друга рисунков, сюжетов и даже объектов, на них изображенных. А это надоедает, это раздражает и, в конечном итоге, становится малоинтересным. 

     Вот смотрите, эти марки (Рис.14) тоже вполне можно отнести к теме «Собаки», правда, это марки XIX века! Не знаю, как Вам, но мне они нравятся  гораздо больше, чем современные марки с изображением собак. 

Рис. 14. Почтовые марки XIX века с изображением собак .

       Вот в таком положении дел мы вошли в ХХI век.   Кроме того, на стыке ХХ и ХХI веков почте, почтовым маркам и филателии в целом, было нанесено несколько вполне ощутимых ударов.

      В первую очередь это сделало широкое распространение домашних компьютеров, Интернет и электронная почта.  И здесь даже не столько виновата электронная почта, которая перевела на себя значительный объем почтовой переписки, сколько увлечение подрастающего поколения компьютерами, компьютерными играми и Интернет. Куда там традиционным детским увлечениям, хватило бы времени на школу, да на пару часов поиграть в «DOOM 1,2 и 3».

       Второй удар филателии и самой себе нанесла почта, которая тотально перешла на франкировку отправляемых конвертов по счетчику. Больше того, многочисленные правительственные и крупные коммерческие предприятия стали получать по лицензии франкировальные машины, да и в самих почтовых отделениях стали ими широко пользоваться. Людям все реже и реже стали попадаться на глаза почтовые марки. 

      В западных странах, слава богу, существует еще огромное количество малых и средних предприятий, которые продолжали на свою корреспонденцию клеить почтовые марки, правда,  используя для этих целей марки из буклетов. Все же частная корреспонденция часто продолжает приходить  с почтовыми марками, но для этого отправитель должен их обязательно заранее купить, если пользуется почтовыми ящиками. Если он отправляет корреспонденцию непосредственно из почтового отделения, а их на западе огромное количество, включая филиалы, размещаемые даже в магазинах, аптеках, станциях метро и т.п., то отправитель сам часто просит наклеить ему почтовые марки. В противном случае письмо прибудет примерно вот с таким штампом (Рис. 15), находящимся в месте, где должны были быть почтовые марки и штемпеля их гашения.

Рис.15. Оттиск франкировальной машины, заменяющий и почтовую марку и календарный штемпель.

       Продажа почтовых марок стала сокращаться. Налицо появились признаки приближающегося кризиса продаж почтовых марок, да и филателии. Многие стали предсказывать, что почтовые марки вообще вскоре отомрут, как ненужный элемент и тогда филателия закончится. И вот тут-то почта спохватилась.  Действительно, упустить возможность получения дохода от продаж почтовых марок, непростительно.  Но все же  кризис филателии случился, пока только  в плане некоторого падения интереса филателистов к современным выпускам почтовых марок. Интересы части коллекционеров стали резко смещаться в сторону «классического» и «золотого» периода развития филателии.  И вполне можно констатировать, что к началу XXI века третий «Тематический» этап развития филателии закончился.

      Итак, господа, мы рассмотрели с Вами три основных этапа развития, которые представлены вполне характерным и конкретным  для каждого из них коллекционным материалом, а что дальше?

       Пока не совсем ясно. Журнал «Филателия» в своем 6-м номера за 2008 год, в статье Главного редактора господина Е.Обухова «Марки будущего: взгляд специалистов»,  пытается представить нам как некие новации почтовые марки с «овальной» просечкой или  применение «иридисцентных» красок,  красок «под бронзу» и т.п. Эти новшества, в самое ближайшее время, будут применяться при изготовлении российских марок.  Но все это уже  в той или иной вариации было в мировой практике. И этим уже никого не удивишь. Так, например, почтовые марки с красками, которые изменяют свои цвета не только под ультрафиолетовым светом, но и при обычном, дневном, применяются на марках Великобритании с 1992 года, а первый «ириодин» вышел в  1995 года. Эллиптическая, или, как пишет Е.Обухов, овальная перфорация, применяется в Великобритании при изготовлении так называемых перманентных выпусков с 1993 года.  Оригинальные перименятфорации в виде пятиконечной звезды можно давно встретить на марках США, а  Канада, недавно, стала прь даже оригинальные элементы перфорации в виде кленового листа.  Так что это не «марки будущего», а уже пройденный этап в плане новаций. 

        Почтовые администрации многих стран активно ищут новые идеи. Пока они сводятся к изготовлению почтовых марок с применением нетрадиционных материалов. Фольгированные золотом и серебром почтовые марки известны уже давно. А вот почтовые марки, изготовленные из дерева, или отделанные жемчугом вышли в свет совсем недавно. Почта Сингапура умудрилась выпустить почтовые марки, выполненные с помощью бисера. 

Рис.16. Бисерная марка Сингапура.

       Применение лентикулярной технологии позволило изготовить так называемые «видео марки».  Ну и сам бог велел австрийцам выпустить почтовые марки отделанные крошкой из хрусталя «Сваровски».  Можно констатировать, что мы все даже наблюдаем своеобразное соревнование почтовых ведомств, кто и что еще оригинальнее придумает в этом плане. Такие новации, конечно,  затронули сердца филателистов,  некоторые из них даже стали формировать коллекции почтовых марок именно по этому направлению, но таких, лично я знаю единицы. Большая часть коллекционеров осталась равнодушной к таким маркам (Здесь позволю не согласиться с автором статьи. Практика показывает, что такие необычные марки очень быстро исчезают из первичной продажи. Значит они интересны не только состоявшимся коллекционерам. Это значит, что почта нашла достаточно эффективный путь привить интерес населения к своей почтовой марке. А это первый шаг... Ред.). 

     Кроме того, появились персональные почтовые марки, но на мой взгляд, они никакого вреда филателии не принесли. Наоборот, такие марки пользуются большой популярностью именно у самых обычных отправителей почты. И это, конечно, по своей сути отличный почтовый сувенир.

      Очень популярны на западе филанумизматические КПД и филанумизматические наборы. Давно у филателистов вошли в моду КПД,  с памятными рисунками, которые выполнены художниками вручную.

       Все эти новации сопровождаются повышением организационного уровня проведения филателистических выставок, шоу, ярмарок. Большое внимание уделяется детской и юношеской филателии, особенно в развивающихся странах Индии, Китае, Бразилии и др. В Западной Европе даже бывают случаи, когда в школах проводят уроки по филателии. Многочисленные филателистические фирмы выходят на телевидение и, даже не столько для рекламы своего товара, сколько для рекламы филателии в целом.  Но кризис все-таки на лицо. Он особенно ощущается у нас в России. И дело даже не в том, что в 90-х годах мы прошли через экономический кризис, а на мой взгляд, в абсолютно неправильной в отношении филателии политики Почты России. 

       Колоссальный вред российской филателии нанес закон о так называемых «Культурных ценностях», который включил в эти ценности тотально все почтовые марки и другие объекты нашего внимания старше 50 лет в разряд «невывозимых» из страны предметов, нарушив тем самым установление нормальных международных связей нашими филателистами со всем остальным миром. А с таким нонсенсом некому бороться, а возможности СФР несовместимы с масштабом проблемы. 

        Надо что-то делать господа филателисты.  Хотя, думаю, как всегда, Запад придет нам на помощь, там что-нибудь придумают. Ну а мы, как всегда «подхватим и понесем». Главное, чтобы придумали. Хотя, может быть к тому времени у нас в стране филателистов останется несколько человек.

<==   СТАТЬИ    

Hosted by uCoz