Игорь Стравинский - русский композитор и дирижер.
Игорь Федорович Стравинский родился 5 июня
1882 г. по старому стилю в Ораниенбауме, в
семье великого русского певца Фёдора
Игнатьевича Стравинского (1843—1902), солиста
Мариинского театра (Фёдор Игнатьевич был
первым исполнителем партий в целом ряде
русских опер, в том числе П.И. Чайковского,
Н.А. Римского-Корсакова). С детских лет
Игорь Стравинский с увлечением занимался,
как музыкой, так и живописью. Мать Анна
Кирилловна пела и играла на рояле, была
постоянным аккомпаниатором мужа. В доме
Стравинских в Петербурге (Крюков канал, д. 6–8)
собирались виднейшие деятели русской
культуры - дирижер Э. Направник,
балетмейстер М. Петипа, Ф. Достоевский, Н.
Римский-Корсаков, артисты Мариинского
театра.
Окончив в 1900 г. петербургскую гимназию Я.Г. Гуревича,
по настоянию отца Стравинский поступил на
юридический факультет Петербургского
университета. Любопытно, что в разные годы
юридический факультет окончили: писатели Л.Н. Андреев,
Г.А. Данилевский, П.П. Ершов, М.Н. Зощенко,
Д.Н. Мамин-Сибиряк, Н.Г. Михайловский, Г.И. Успенский;
художники А.Н. Бенуа, И.Я. Билибин, М.В. Врубель,
И.Э. Грабарь, М.В. Добужинский, В.Д. Поленов,
Н.К. Рерих; артисты В.М. Качалов, А.И. Сумбатов-Южин;
русский антрепренёр С.П. Дягилев;
вольнослушателем юридического факультета
был и А.А. Глазунов. Обучение в
Университете было завершено в апреле 1906 г.
Диплома об окончании Университета
Стравинский не получил, поскольку
отказался от написания и защиты дипломной
работы.
Дебютировал Стравинский как композитор в
Петербурге 27 декабря 1907 г. по старому
стилю – были исполнены вокальные
сочинения Стравинского «Пастораль» и «Весна
монастырская» (солистка – Е.Ф. Петренко).
Первые сочинения Стравинского (вокальная
сюита «Фавн и пастушка» на слова А.С. Пушкина
(1907), Симфония Ми-бемоль мажор (1907),
Фантастическое скерцо (1908) и другие) были
близки традициям «Могучей кучки», и в
первую очередь – Римскому-Корсакову. 24 января
1909 г премьерное исполнение сочинения «Фантастическое
скерцо» посетил С. Дягилев вместе с
балетмейстером М. Фокиным. Он фактически
открывает миру Стравинского.
К очередному Русскому сезону Дягилев
заказал А. Лядову музыку к балету «Жар-птица»,
но работа не была выполнена из-за плохого
самочувствия композитора. Представление
оказалось под угрозой срыва. Тогда Дягилев,
слышавший произведения Стравинского
поверил в молодого и энергичного музыканта
и предложил ему взяться за эту работу. 25
июня 1910 г. состоялась премьера «Жар-птицы»
на сцене парижской «Гранд-опера». Либретто
было составлено А. Ремизовым, А. Головиным, Л.
Бакстом. Начиная с "Петрушки" Михаила
Фокина, балета, увидевшего свет в парижском
театре Шатле в 1911 году, к партитуре
Стравинского в двадцатом веке обращались
многие выдающиеся хореографы, такие, как
Курт Йосс (1930), Морис Бежар (1977), Джон
Ноймайер (1982).
С 1910 г. Стравинский подолгу жил в
Швейцарии, хотя большая часть сочинений
русского периода, была создана в Устилуге. В
1914 г., собирая материал для «Свадебки», он
в последний раз был в Устилуге, откуда,
минуя Петербург из-за начинавшейся войны,
возвратился в Швейцарию. С этого времени
композитор оказался оторван от Родины
навсегда. В поздние годы он неоднократно
подчеркивал, что эмигрировал из царской
России, и было это главным образом связано с
болезнью жены, Е.Г. Стравинской,
вынужденной лечиться в Швейцарии. Годы
Первой мировой войны Стравинский прожил в
Швейцарии - в Кларане, Морже, Монтрё и других
небольших городках.
В 1920 г. композитор с семьёй (к этому
времени у него было уже четверо детей)
переехал в Париж, где прожил до 1939 г. В 1925 г.,
с момента первой гастрольной поездки по США)
началась интенсивная дирижёрская
деятельность Стравинского. Он всегда
протестовал против исполнительских
интерпретаций своих сочинений. В статье «Несколько
мыслей по поводу моего Октета», композитор
отмечает: «Интерпретировать произведение –
значит создавать его портрет; мне же
необходимо исполнение моего сочинения как
таковое, а не его портрет». Важно, что
Стравинский записал, по всей видимости, все
свои сочинения в собственном исполнении –
в качестве пианиста и дирижёра.
В 1939 году в течение нескольких месяцев
скончались старшая дочь, жена и мать
Стравинского. Эти трагические события, как
и начинавшаяся вторая мировая война,
вынудили его переехать в США, где он остался
уже до конца жизни. В том же году композитор
получил приглашение на чтение курса лекций
в Гарвардском университете – позже они
вышли отдельным изданием под названием «Музыкальная
поэтика». Стравинский поселился в
Голливуде, где приобрел виллу, почти до
самой смерти являвшуюся местом его
постоянного пребывания.
В 1962 г. после почти пятидесятилетнего
перерыва композитор посетил Россию, дал
несколько авторских концертов в Москве и
Ленинграде, встречался с творческой
интеллигенцией.
Стравинский прожил самую долгую жизнь
среди европейских композиторов-классиков.
Он скончался 6 апреля 1971 г. - за
несколько месяцев до своего 90-летия, в Нью-Йорке,
похоронен в Венеции, в греческой,
православной части кладбища,
расположенного на острове Сан-Микеле –
здесь в 1929 г. был погребён и С.П. Дягилев.
Огромный архив и личная библиотека
композитора в 1983 г. были куплены на
аукционе швейцарским меценатом и дирижёром
Паулем Захером и в настоящее время
находятся в Базеле, в фонде, носящем его имя.