Терминология филателии (ч.32).
МАРКА ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ ПОЧТЫ - специализированный знак почтовой оплаты для франкировки отправлений, пересылаемых потоком воздуха по трубам.
Создание пневматической почты связано с именем Роуланда Хилла. Именно он смоделировал систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки письменных сообщений. Практически идея Р.Хилла была осуществлена в 1854 году, когда в Лондоне была запущена первая линия, длиной примерно 200 метров, для пересылки телеграмм от здания фондовой биржи в зал главного телеграфа. В 1862 году была пущена еще одна линия пневмопочты между лондонским вокзалом Истон и почтамтом Кемпден. Эти линии работали не очень надежно, часто ломались и были вскоре закрыты. Однако пневматическая почта Лондона продолжала развиваться. По новому проекту инженера Джонсона были построены несколько новых линий, эксплуатация которых показала превосходные результаты. Для примера, шар с почтой расстояние 1000 футов (примерно 300 метров) преодолевал за 11 секунд.
В 1892 в США (Филадельфия) по проекту Батчелера построили первую линию пневмопочты между зданиями биржи и главного почтамта. На доставку каждого вагончика из главного почтамта на биржу – расстояние 0.5 английской мили – затрачивалась 1 минута, а на обратный путь – б5 секунд. Другое такое же сооружение в Филадельфии соединяло главный почтамт со станцией Пенсильванской железной дороги. Здесь расстояние в 1 милю преодолевалось за 1 мин. 25 секунд.
Первенец пневмопочты США оказался настолько успешным, что вскоре такие же устройства появились в Бостоне и в Нью-Йорке. В трубах посредством сжатого воздуха передвигались вагончики или капсюли с письмами, беспрерывно в течение целого дня. Трубы диаметром 8 дюймов подведены к столам для штемпелевания и сортировки писем. Вагончики, имевшие 24 дюйма длины и вмещавшие в себе по 600 писем, состоят из тонких, закрывающихся стальных капсюлей, которые для герметического заполнения в трубе покрывались кольцом из особо приготовленной хлопчатой бумаги.
Пневмопочта успешно развивалась и в других странах. В журнале «Uuion Postale» в 1916 году были приведены статистические данные о пневмопочте всего мира. Протяженность труб пневмопочты составляла около 1000 километров, из них свыше 400 километров приходилось на пневмопочту Франции. Поэтому именно во Франции выпущено довольно много цельных вещей для пневмопочты. Обратите внимание, что развитая сеть пневмопочты Парижа привела к тому, что были выпущены даже карточки с оплаченным ответом.
В России пневматическая почта смонтирована на некоторых почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга. Однако она применяется только для перемещения корреспонденции только внутри почтамта.
Большей своей части пневмопочта предназначается только для служебных целей. Однако в Италии, где сеть пневмопочты смонтированы в 5 крупных городах, в 1913 году были выпущены специальные почтовые марки для пневмопочты. Издавались они и позднее вплоть до 1966 года.