Терминология филателии (ч.14).
КУПОН - дополнительная часть некоторых почтовых марок. Обычно это необязательная часть почтовой марки, на которой помещается более подробная информация, о событии, которому посвящен выпуск или рекламная информация.
При всей необязательности купона, марки с купоном коллекционеры очень любят. А когда в марочном листе купон является принадлежностью только нескольких марок, то начинается просто охота за марками с купонами.
Купоны используются почтовыми администрациями довольно часто, поэтому много об этом говорить не стоит.
Действительно, довольно часто создателям почтовых марок хочется "втиснуть" в нее как можно больше информации. Но законы жанра таковы, что это желание может привести к тому, что почтовая миниатюра просто не получится. В некоторых случаях купон как раз и может помочь художнику выразить свою идею и не "утяжелить" собственно почтовую марку.
Но не следует думать, что купон изобретение современное. Можно привести несколько примеров из истории почтовых марок XIX века. Причем следует учесть, что купон в этих случаях являлся обязательной частью почтовой марки.
Первый пример из истории земской почты России. В 1878 году вышли первые почтовые марки Задонского уезда Воронежской губернии. Этот первый выпуск и последующие в течение 10 лет был замечателен тем, что это были марки с купоном. Причем купон являлся своеобразной квитанцией приемки заказного письма. Подобная же история была и с марками Котельнического уезда Вятской губернии 1869-1875 годов.
1869. Земская марка Котельнического уезда. | 1878. Земская марка Задонского уезда. |
Есть еще один интересный факт нестандартного использования купонов в почтовом деле. В 1893 – 1912 годах почта Бельгии выпускала специальные марки с купонами. Коллекционеры назвали их «воскресными». Дело в том, что на купоне надпись «В воскресение не доставлять». В те далекие дни почта работала несравненно лучше, чем в наше время. Вы, конечно, не поверите, но почта в те далекие времена работала даже в воскресенье. Так вот, если марка была приклеена на конверт с купоном, то почтальон в воскресение не должен был тревожить адресата доставкой письма, а если марка была без купона, то доставка должна быть осуществлена немедленно, не взирая на календарь.
В настоящее время почтовые администрации часто выпускают типографские листы с гаттер-дорожками. Причем стараются оформить их достаточно привлекательно. В результате гаттер-ячейки стали очень походить на купоны. Поэтому их стали часто путать. Чтобы не ошибиться первое, что нужно сделать это получить информацию о построении марочного листа.
2008. Гиброалтар. Хотя при продаже данный экземпляр объявлен как гаттер-пара, однако это просто марки с информационным купоном. |
Серия 1976 года выходила из типографии в листах 5х5 с полосой купонов в центральном вертикальном ряду, которая делили лист на два блока марок (2х5). Однако это именно купоны, а не гаттер-полоса. |
И последнее: в 1999 году появилась первая так называемая персональная марка. Персональный марочный лист обычно состоит из сочетании почтовой марки и купона, на котором можно было нанести изображение по заказу. Подробнее об этом чуть позднее.