МАЛОИЗВЕСТНАЯ, НО НАСТОЯЩАЯ РОССИКА.
(французский
лайнер "Нормандия")
Одной из
популярных тем в нашей российской
филателии является тема «Россика». Эта тема
пользовалась определенным приоритетом и на
страницах официального издания ИТЦ «Марка»
- журнала «Филателия». Но, откровенно говоря,
в большей своей части, эта тематика на
страницах журнала затрагивала почтовые
марки бывших наших «сателлитов» по
социалистическому лагерю и стран, так
называемого «третьего мира». Сейчас на
страницах этого печатного органа по данной
тематике доминируют
марки стран СНГ. Конечно, это само по себе,
не представляет какого-то нонсенса, но для
нас филателистов это малоинтересно. По
одной простой причине, что мы все очень
хорошо осведомлены по вопросу современных
выпусков стран нашего «ближнего зарубежья».
На самом
деле эта тема гораздо шире и интереснее, чем
нам ее пытаются представить. Кроме того, ее
полная разработка является очень трудным и
кропотливым делом. Думаю,
что в нашем филателистическом мире марок,
можно найти очень много примеров, когда их
можно отнести к данной теме, но не через
прямое изображение на марке нашего
соотечественника, нашего спутника или
нашего балета. В
действительности наши соотечественники,
наша культура и наша наука оказывали (надеюсь,
и сейчас оказывают) огромное влияние в мире
на те или иные события, на технические
достижения и культурное развитие других
народов. И вот все
это может быть изображено на почтовых
марках разных стран и периодов, и задача
коллекционеров почтовых марок по теме «Россика»
как раз и заключается в поиске таких
экземпляров.
Приведу только один, но очень характерный
пример, по этому вопросу.
Рис.1. Почтовая марка Франции 1935г. |
На рис. 1 приведена почтовая марка Республики Франции 1935 года. На ней изображен французский лайнер «Нормандия», один из самых современных и быстроходных пассажирских лайнеров того времени. Этот лайнер, несмотря на его трагическую судьбу, до сих пор является национальной гордостью французов. Но при чем здесь «Россика»? А вот при чем.
Как нам
всем хорошо известно, Октябрьский
переворот и последующая за ним гражданская
война раскидали по всему миру много
миллионов наших соотечественников, в том
числе и очень большое количество самых
одаренных, самых талантливых и
трудолюбивых ученых, инженеров, философов,
писателей и т.д.
Среди этих вынужденных эмигрантов был и Владимир Иванович Юркевич – русский выдающийся инженер-корабел, который много лет скитался по чужбине, подрабатывая для пропитания своей семьи то слесарем, то простым чертежником. Но он продолжал самостоятельные разработки в области кораблестроения, которые до поры до времени были ни кому не нужны.
Все изменилось в том момент,
когда был объявлен конкурс на
строительство лайнера «Нормандия», вернее
прообраз будущего корпуса этого корабля. И
вот проект нашего соотечественника выиграл
этот конкурс и, больше того, когда проект
был практически воплощен в металле, то
действительность превзошла все ожидания.
Конечно,
в формате данной небольшой статьи все
рассказать об этой удивительной истории
сложно, поэтому я отсылаю Вас на сайты, где
Вы, уважаемые коллеги можете с этим
ознакомиться по полной программе:
Кроме того,
и российское телевидение посвятило
Владимиру Ивановичу целую передачу. Если
будут повторять, то рекомендую обязательно
ее посмотреть.
Рис.2 Paquebot “NORMADIE” |
Но то, что
данную марку можно отнести к тематике «Россика»
у меня не вызывает сомнения. Больше того,
хочу отметить, что это и есть настоящая «Россика»,
а не те наборы квазироссики, что нам до сих
пор пытались демонстрировать на страницах
журнала «Филателия» с помощью марок
различных экзотических султанатов и
экваториальных заповедников авторитаризма,
«прогрессивного» характера.
Для тех же, кто увлекается тематическим
коллекционированием «Россики» по
направлению филокартия, очень близкой к
нашей филателии, особенно по
«История почты», я привожу пример
почтовой карточки с изображением этого
суперлайнера. Рис.2.
Нам всем
полезно так же знать, что «Нормандия» была
не только пассажирским лайнером, но и самым
быстрым для того времени почтовым судном,
которое получило приоритетное право на
перевозку корреспонденции между Европой и
Америкой.
Андрей Гужновский.
10.01.2007.