250 лет завершения строительства Большого Царскосельского дворца.
Немного истории.
Архитектор, имя которого связывают с этим дворцом, Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I.
Уже в феврале 1716
году Карло Растрелли прибыл в Петербург с
шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим
помощником. Франческо Бартоломео оказался
в пору своей юности на огромной стройке
новой русской столицы, с поразительной
быстротой выраставшей на островах невской
дельты. Ничего подобного этому
грандиозному строительству не видел
Растрелли ни у себя на родине, ни в других
странах Западной Европы, да и нигде в мире
не было в ту пору строительства, хотя бы
отдаленно схожего по своим масштабам и
смелости замысла с застройкой Петербурга.
Первой самостоятельной работой молодого
зодчего в Петербурге было строительство с
1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для
молдавского господаря Антиоха Кантемира.
Были и другие серьезные работы
талантливого архитектора, однако все они
являлись как бы подготовкой
к гораздо более значительному и цельному
произведению зодчего - Большому (Екатерининскому)
дворцу Царского Села.
История Большого Царскосельского дворца
начинается в 1717 году, когда на берегах
Невы создавался Санкт-Петербург. Тогда в
Царском Селе началось строительство
первого каменного царского дома, вошедшего
в историю под названием "каменных палат"
Екатерины I. В августе 1724 года, когда
строительство было уже завершено, во дворце
устроили празднество, во время которого "палили
из 13 пушек трижды". На торжестве
присутствовали царь и все крупные
государственные деятели. Дворец
представлял собой небольшое двухэтажное
здание, характерное для русских дворцовых
построек начала XVIII века.
Первая попытка перестроить дворец была
предпринята при императрице Елизавете
Петровне в проекте М. Г.Земцова в конце 1742 -
начале 1743 года. После смерти М. Г. Земцова
работы в Царском Селе перешли к А.В. Квасову
и его помощнику, строителю Дж. Трезини. В
мае 1745 года вместо Дж. Трезини был
назначен Савва Иванович Чевакинский, который вплоть
до 1760 года вел наблюдение за
строительством объектов в Царском Селе.
С конца 1748 года и по 1756 год
строительство царскосельской резиденции
возглавлял обер - архитектор двора Ф.- Б. Растрелли.
Первоначально они
заключались главным образом в переделках
старого дворца. Однако перестройка не
устроила императрицу и 10 мая 1752 года
Елизавета Петровна подписала указ о
капитальной перестройке старого здания, а 30 июля
1756 года Ф.- Б. Растрелли показывал
свое законченное творение Елизавете
Петровне и иностранным послам.
Большой (Екатерининский) дворец
Царского Села - одна из самых грандиозных
дворцовых композиций XVIII века. По своим
масштабам, цельности пространственного
построения, единству фасадных мотивов и
отделки интерьера, по необычной
насыщенности архитектурных форм пластикой
и цветом - это произведение Растрелли
представляет собой явление единственное в
своем роде.
Да и по своему внутреннему убранству он
представлял собой, бесспорно, одно из самых
замечательных дворцовых зданий мира.
Своими размерами, мощной
пространственной динамикой и
живописностью декора дворец, возведенный в
стиле русского барокко, производил сильное
впечатление. Широкая лазоревая лента
дворца с белоснежными колоннами и
золоченым орнаментом выглядела празднично.
На позолоту наружных и внутренних
украшений пошло около 100 килограммов
червонного золота. Тогда же был
окончательно оформлен парадный двор,
огражденный дворцовыми флигелями и
расположенными полукругом зданиями "циркумференций".
Дворцовые
фасады были декорированы колоннами,
фигурами атлантов, кариатид, картушами на
фронтонах, львиными масками и прочими
лепными украшениями, выполненные по
моделям скульптора И. Дункера
Так же
роскошно отделал Ф. - Б. Растрелли и
апартаменты дворца. Созданная им Парадная
анфилада, за обилие золоченой резьбы
получила название "Золотой анфилады".
Анфиладное расположение залов, не
известное в России до середины XVIII века, Ф. -
Б. Растрелли вводил и в других дворцах, но
только в Царском Селе протяженность
анфилады равнялась длине всего здания -
от Парадной лестницы до Церковного корпуса.
С 1756 года
Большой дворец был центром придворной
жизни, где не только проходили балы,
маскарады, но и вершились важные
государственные дела.
В
последствии Большой дворец еще не раз
подвергался переделкам. А 9 июня 1918 года
он был открыт как музей.