НАЗАД 

     Первые марки: 1901-1940 годы.

1913

Создание пневматической почты тоже связано с именем Роуланда Хилла. Именно он смоделировал систему подземных пневматических труб для ускорения пересылки письменных сообщений. Практически идея Р.Хилла была осуществлена в 1854 году, когда в Лондоне была запущена первая линия, длиной примерно 200 метров, для пересылки телеграмм от здания фондовой биржи в зал главного телеграфа.

      Большей своей части пневмопочта предназначается только для служебных целей. Однако в Италии, где сеть пневмопочты смонтированы в 5 крупных городах, в 1913 году были выпущены специальные почтовые марки для пневмопочты. Издавались они и позднее вплоть до 1966 года.

 

1915

     В 1914 году вспыхнула первая мировая война. Огромные военные затраты вынудили правительство России увеличить выпуск бумажных денежных знаков.

          Так, в конце 1915 года начали курсировать кредитные билеты военного выпуска достоинством в 1 и 5 рублей. Однако экспедиция государственных бумаг, работавшая в три смены, не успевала обеспечивать потребности в них.

          Если же государство не успевало печатать бумажные деньги, то можно себе представить каким дефицитом стали разменные монеты. Их в обороте катастрофически не хватало. Для преодоления этого кризиса  явился проект распоряжения министра финансов России, представленный на утверждение сената 28 октября 1915 года. В нем говорилось, что, «ввиду стеснения населения от возрастающей недостачи разменной серебряной и медной монеты и невозможности для монетного двора немедленно изготовить ее в достаточном количестве, мною будет сделано распоряжение выпустить в обращение вместо разменных денег почтовые марки образца юбилейных к трехсотлетию дома Романовых достоинством в 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек с надписью на обороте: «Имеет хождение наравне с серебряной или медной монетой».

1916

      В 1916 году Германия, потерпев ряд поражений в сухопутных сражениях, сделала ставку  войны на море. Англичане ответили морской блокадой. Почтовая связь Германии с заморскими странами и колониями была нарушена.  И тогда военное ведомство предоставило для нужд почты две подводные лодки – «Дейчланд» и «Бремен», которые переоборудовали для перевозки почты.

          На них в виде опыта главное почтовое управление Германии ввело и пересылку простых писем и почтовых карточек. Корреспонденцию можно было отправлять в США и далее в другие нейтральные страны (Мексику, Китай и т. д.). Такие отправления должны были иметь на лицевой стороне надпись «Tauchbootbref» («Письмо с погружающейся лодкой») и оплачиваться сверх обычного тарифа. Для оплаты этого «подводного» тарифа были выпущены специальные марки. Их номинал включал общую сумму почтового тарифа и страхового сбора. В центре марки было изображение маяка и парусного судна, в верхней части и внизу – надписи «Wertbref - Beforderung» («Доставка ценных писем»), «Deutschland - America» («Германия – Америка») и цифры номинала. В четырёх углах, образованных рамкой и круглой центральной частью марки, дата «1916 г.».

1917

       Первая официальная марка авиапочты появилась в Италии в 1917 году. На марке спешной почты 1903 года была сделана надпечатка «Esperimento Posta Aerea Maggio 1917. TorinoRoma. RomaTorino» (Экспериментальная авиационная почта, май 1917. Турин – Рим. Рим – Турин).

       Но самая известная марка авиапочты  вышла в следующем 1918 году. В 1918 году в США для авиационной линии Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк была выпущена серия из трех почтовых марок для авиапочты. На марке номиналом 24 цента изображение самолета оказалось перевернутым. Счастливцем, обнаруживший перевертку, оказался клерк вашингтонской биржи. В первый же день выпуска марки он купил на почте целый лист «дефектных» марок.  Сейчас эта марка одна из самых редких авиапочтовых марок.

 1920

 

Marienwerder Верхняя Силезия

       Марки, выпущенные временно независимыми почтовыми администрациями, в городах или районах, в то время как их будущая национальная или политическая принадлежность определялась голосованием людей, референдумами (такие марки получили название плебисцитных). Такие плебисциты (референдумы) возникли после Первой Мировой войны, в соответствии с принципом самоопределения, и марки в 1920 году были выпущены в Allenstein, Каринтии, Восточной и Верхней Силезии, Marienwerder, Мемеле, Сааре, Slesvig и Словении.

    Перу выпустило обязательные почтовые марки (compulsory stamps)  в 1925-8, чтобы получить деньги для плебисцита в Tacna и Арике, захваченной  Чили в войне 1879-85.

 1921

 

       Есть в истории филателии уникальный выпуск специальных марок для «нетонущей почты». Хотя они были изданы  после окончания первой мировой войны (1921 год), их появление было связано именно с военными действиями. Дело в том, что в годы войны голландский флот понес большие потери из-за пиратских нападений немецких подводных лодок и от немецких мин. Однако, и после войны оставшиеся в водах морей и океанов, мины представляли собой большую опасность, и голландский флот продолжал нести потери.

          Под впечатлением этих катастроф голландский изобретатель Ван-Блаандерен из города Гуицен задался целью создать такое универсальное оборудование, которое бы способствовало сохранению перевозимых на судах денег, ценностей и почты от любых видов катастроф на море. Он создал сейф уникальной конструкции, способный противостоять воде и огню, а после гибели судна оставаться на поверхности моря и подавать сигналы.

          Сейф устанавливался на верхней палубе, в зоне видимости штурманской рубки. При погружении судна в воду срабатывали специальные отсоединяющие устройства, и сейф оставался на поверхности воды. Автоматическая сирена подавала сигналы через каждые 10 минут, каждые 4 минуты вспыхивал яркий фонарь, а с интервалом в час выстреливалось 12 ракет.

          Такой комплекс спасательных средств и сигнализирующих устройств привлек внимание не только промышленников, но и почтовую администрацию Нидерландов, которая согласилась применять такие сейфы для  перевозки ценностей из Голландии в Нидерландскую Индию. 

     Первым судном, оборудованным плавучим сейфом Ван-Блаандерена, был пароход «Vondel», вышедший в рейс 5 февраля 1921 года. Накануне его выхода в море нидерландская почта выпустила специальную серию из семи марок номиналами от 15 центов до 7.5 гульденов.  . Одновременно с выпуском Нидерландов были выпущены подобные же марки и почтой Нидерландской Индии.       

 
1923

     В 1923 году в Люксембурге напечатали 10-франковую марку не в листах по 50 или 100 штук, как это бывало ранее, а как отдельное целое, с небольшим обрамлением. Видимо, это было сделано для того, чтобы марка в обрамлении бросалась в глаза. Отдельную марку легко потерять, а нужно иметь в виду, что 10 франков в то время были солидной суммой. Так родился первый блок. 

      Кроме того, оказалось, что этот блок был напечатан тиражом лишь 5 тысяч экземпляров. В результате, прошло совсем  немного времени, и его цена стала расти довольно резко.

      Ну а дальше началось. В 1925 году в Париже должна была состояться крупная международная филателистическая выставка. Такое мероприятие требует огромных расходов. Как их покрыть? Кому-то пришла в голову мысль выпустить памятный специальный блок, который можно было бы купить только одновременно с входным билетом на выставку. Организаторам выставки предложение понравилось. Был выпущен, небольшим тиражом (и с очень приличным номиналом), блок из четырех марок. Естественно вскоре, его коллекционная стоимость, стала довольно высокой.

     История повторилась в 1927 году во время выставки в Страсбурге. Во всяком случае, ясно, что так называемые «выставочные» блоки положили начало своеобразной  «блокомании», принявшей в дальнейшем огромные и опасные для коллекционеров размеры.

1923

     В 1923 году в Юго-Западной Африке (в настоящее время страна называется Намибия) вышли марки с надпечатками на двух языках (африканерском и английском). 

    Территория современной Намибии в 1884 году стала германским протекторатом, а в 1915 году была оккупирована ЮАР. В 1920 году ЮАР получила мандат Лиги наций на управление Ю-З Африкой, а в 1949 году эта территория вошла в состав ЮАР. В 1968 году эта территория получила название Намибия.

    В том же 1968 году в ЮЗА вышла почтовая марка, выпущенная в честь первого президента ЮАР, где надписи были на трех языках (африканерском, немецком  и английском). 

 

1928

      Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос – Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в час Эйфелеву башню, это посчитали очередным чудачеством пилота. Кто бы мог подумать, что этот полет ознаменовал появление нового транспортного средства. Однако позднее дирижабль, в течении нескольких десятилетий, стал одним из самых передовых транспортных средств.

          Среди марок воздушной почты коллекционеры выделяют марки дирижабельной почты. История дирижаблей связана с именем их немецкого конструктора графа Фердинанда Цеппелина. В дальнейшем по имени конструктора были названы и сами воздухоплавательные аппараты. 

       Первые официальные марки цеппелинной почты были выпущены в Германии в 1928 году по случаю первого полета  дирижабля «Граф Цеппелин» - LZ127 из Германии в США. В дальнейшем на этих марках неоднократно делались надпечатки к другим полетам. Сегодня эти марки достаточно большая редкость.

 

1937

    В 1937 году появились необычные марки в Чехословакии. Они служили для оплаты доставки лично в руки адресата. Практически сразу их назвали "марками влюбленных". Синяя марка означала, что доставка оплачена отправителем, а красная указывала, что оплату производит адресат при получении письма.

     Еще один выпуск подобных марок произошел в 1946 году. Правда была выпущена только синяя марка.

1939

        Впервые экспериментальные запуски ракетной почты были произведены в Австрии в 1928 – 1935 годах. Австрийский инженер Фридрих Шмидль при испытании своих ракет брал на борт почту. 

       В 1933 году экспериментом австрийцев заинтересовались в Германии. Удачливый предприниматель Герхард Цуккер быстро понял последствия большого интереса, который вызвала ракетная почта. Он организовал фирму по производству почтовых ракет и даже предпринял попытку  наладить такие запуски  в других странах (Англия, Бельгия, Голландия, Италия, Швейцария). Причем по инициативе Герхарда Цуккера во всех этих странах были выпущены неофициальные  марки.

        Следует отметить, что проекты Ф.Шмидля и Г.Цуккера финансировали филателистические общества Германии. Поэтому можно утверждать, что самой главной целью этих полетов было создание  коллекционных материалов. Однако вскоре все ракетные исследования стали производиться только в интересах военных, и ракетная почта Германии закончила свое существование.

       Первая же официальная марка ракетной почты вышла на Кубе. В 1939 году на Кубе было произведено четыре опыта запуска почтовой ракеты под руководством ее конструктора Енрике Фунеса. Три первых запуска 1,3 и 8 октября считались пробными. Официальный же запуск состоялся 15 октября. В присутствии 300 гостей была запущена первая в Латинской Америке почтовая ракета. В честь этого полета была выпущена почтовая марка номиналам 10 сентавас с надпечаткой: «Experimento del cohete postal  ano de 1939» («Эксперимент почтовой ракеты, год 1939»). Для участия в данном полете было прислано 2581 письмо. На борту ракеты было только 50 писем, однако вся корреспонденция была погашена одинаково. Так что выявить 50 «счастливых» конвертов,  действительно совершивших данный полет невозможно.

<==      НАЗАД           ==>

Hosted by uCoz