Первые марки: 1901-1940 годы.
1913 | Создание
пневматической почты тоже связано с
именем Роуланда Хилла. Именно он
смоделировал систему подземных
пневматических труб для ускорения
пересылки письменных сообщений.
Практически идея Р.Хилла была
осуществлена в 1854 году, когда в Лондоне
была запущена первая линия, длиной
примерно 200 метров, для пересылки
телеграмм от здания фондовой биржи в
зал главного телеграфа.
Большей своей части пневмопочта предназначается только для служебных целей. Однако в Италии, где сеть пневмопочты смонтированы в 5 крупных городах, в 1913 году были выпущены специальные почтовые марки для пневмопочты. Издавались они и позднее вплоть до 1966 года.
|
||||
1915
|
В 1914 году вспыхнула первая мировая война. Огромные военные затраты вынудили правительство России увеличить выпуск бумажных денежных знаков. Так, в конце 1915 года начали курсировать кредитные билеты военного выпуска достоинством в 1 и 5 рублей. Однако экспедиция государственных бумаг, работавшая в три смены, не успевала обеспечивать потребности в них. Если же государство не успевало печатать бумажные деньги, то можно себе представить каким дефицитом стали разменные монеты. Их в обороте катастрофически не хватало. Для преодоления этого кризиса явился проект распоряжения министра финансов России, представленный на утверждение сената 28 октября 1915 года. В нем говорилось, что, «ввиду стеснения населения от возрастающей недостачи разменной серебряной и медной монеты и невозможности для монетного двора немедленно изготовить ее в достаточном количестве, мною будет сделано распоряжение выпустить в обращение вместо разменных денег почтовые марки образца юбилейных к трехсотлетию дома Романовых достоинством в 1, 2, 3, 10, 15 и 20 копеек с надписью на обороте: «Имеет хождение наравне с серебряной или медной монетой». |
||||
1916 |
В 1916 году Германия, потерпев ряд поражений в сухопутных сражениях, сделала ставку войны на море. Англичане ответили морской блокадой. Почтовая связь Германии с заморскими странами и колониями была нарушена. И тогда военное ведомство предоставило для нужд почты две подводные лодки – «Дейчланд» и «Бремен», которые переоборудовали для перевозки почты. На них в виде опыта главное почтовое управление Германии ввело и пересылку простых писем и почтовых карточек. Корреспонденцию можно было отправлять в США и далее в другие нейтральные страны (Мексику, Китай и т. д.). Такие отправления должны были иметь на лицевой стороне надпись «Tauchbootbref» («Письмо с погружающейся лодкой») и оплачиваться сверх обычного тарифа. Для оплаты этого «подводного» тарифа были выпущены специальные марки. Их номинал включал общую сумму почтового тарифа и страхового сбора. В центре марки было изображение маяка и парусного судна, в верхней части и внизу – надписи «Wertbref - Beforderung» («Доставка ценных писем»), «Deutschland - America» («Германия – Америка») и цифры номинала. В четырёх углах, образованных рамкой и круглой центральной частью марки, дата «1916 г.». |
||||
1917 |
Первая
официальная марка авиапочты появилась
в Италии в 1917 году. На марке спешной
почты 1903 года была сделана надпечатка «Esperimento
Posta Aerea Maggio 1917. Torino
– Roma. Roma
– Torino»
(Экспериментальная авиационная почта,
май 1917. Турин – Рим. Рим – Турин).
Но самая известная марка авиапочты вышла в следующем 1918 году. В 1918 году в США для авиационной линии Вашингтон – Филадельфия – Нью-Йорк была выпущена серия из трех почтовых марок для авиапочты. На марке номиналом 24 цента изображение самолета оказалось перевернутым. Счастливцем, обнаруживший перевертку, оказался клерк вашингтонской биржи. В первый же день выпуска марки он купил на почте целый лист «дефектных» марок. Сейчас эта марка одна из самых редких авиапочтовых марок. |
||||
1920
|
Марки, выпущенные временно
независимыми почтовыми
администрациями, в городах или районах,
в то время как их будущая национальная
или политическая принадлежность
определялась голосованием людей,
референдумами (такие марки получили
название плебисцитных). Такие
плебисциты (референдумы) возникли
после Первой Мировой войны, в
соответствии с принципом
самоопределения, и марки в 1920 году
были выпущены в Allenstein,
Каринтии, Восточной и Верхней Силезии, Marienwerder,
Мемеле, Сааре, Slesvig
и Словении. Перу выпустило обязательные почтовые марки (compulsory stamps) в 1925-8, чтобы получить деньги для плебисцита в Tacna и Арике, захваченной Чили в войне 1879-85. |
||||
1921
|
Есть в истории филателии уникальный выпуск специальных марок для «нетонущей почты». Хотя они были изданы после окончания первой мировой войны (1921 год), их появление было связано именно с военными действиями. Дело в том, что в годы войны голландский флот понес большие потери из-за пиратских нападений немецких подводных лодок и от немецких мин. Однако, и после войны оставшиеся в водах морей и океанов, мины представляли собой большую опасность, и голландский флот продолжал нести потери. Под впечатлением этих катастроф голландский изобретатель Ван-Блаандерен из города Гуицен задался целью создать такое универсальное оборудование, которое бы способствовало сохранению перевозимых на судах денег, ценностей и почты от любых видов катастроф на море. Он создал сейф уникальной конструкции, способный противостоять воде и огню, а после гибели судна оставаться на поверхности моря и подавать сигналы. Сейф устанавливался на верхней палубе, в зоне видимости штурманской рубки. При погружении судна в воду срабатывали специальные отсоединяющие устройства, и сейф оставался на поверхности воды. Автоматическая сирена подавала сигналы через каждые 10 минут, каждые 4 минуты вспыхивал яркий фонарь, а с интервалом в час выстреливалось 12 ракет. Такой комплекс спасательных средств и сигнализирующих устройств привлек внимание не только промышленников, но и почтовую администрацию Нидерландов, которая согласилась применять такие сейфы для перевозки ценностей из Голландии в Нидерландскую Индию. Первым судном, оборудованным плавучим сейфом Ван-Блаандерена, был пароход «Vondel», вышедший в рейс 5 февраля 1921 года. Накануне его выхода в море нидерландская почта выпустила специальную серию из семи марок номиналами от 15 центов до 7.5 гульденов. . Одновременно с выпуском Нидерландов были выпущены подобные же марки и почтой Нидерландской Индии. |
||||
1923 |
В
1923 году в Люксембурге напечатали 10-франковую
марку не в листах по 50 или 100 штук, как
это бывало ранее, а как отдельное целое,
с небольшим обрамлением. Видимо, это
было сделано для того, чтобы марка в
обрамлении бросалась в глаза.
Отдельную марку легко потерять, а нужно
иметь в виду, что 10 франков Кроме того, оказалось, что этот блок был напечатан тиражом лишь 5 тысяч экземпляров. В результате, прошло совсем немного времени, и его цена стала расти довольно резко. Ну а дальше началось. В 1925 году в Париже должна была состояться крупная международная филателистическая выставка. Такое мероприятие требует огромных расходов. Как их покрыть? Кому-то пришла в голову мысль выпустить памятный специальный блок, который можно было бы купить только одновременно с входным билетом на выставку. Организаторам выставки предложение понравилось. Был выпущен, небольшим тиражом (и с очень приличным номиналом), блок из четырех марок. Естественно вскоре, его коллекционная стоимость, стала довольно высокой. История повторилась в 1927 году во время выставки в Страсбурге. Во всяком случае, ясно, что так называемые «выставочные» блоки положили начало своеобразной «блокомании», принявшей в дальнейшем огромные и опасные для коллекционеров размеры. |
||||
1923 |
В 1923 году в Юго-Западной Африке (в
настоящее время страна называется
Намибия) вышли марки с надпечатками на
двух языках (африканерском и
английском).
Территория современной Намибии в 1884 году стала германским протекторатом, а в 1915 году была оккупирована ЮАР. В 1920 году ЮАР получила мандат Лиги наций на управление Ю-З Африкой, а в 1949 году эта территория вошла в состав ЮАР. В 1968 году эта территория получила название Намибия. В том же 1968 году в ЮЗА вышла почтовая марка, выпущенная в честь первого президента ЮАР, где надписи были на трех языках (африканерском, немецком и английском).
|
||||
1928
|
Когда 13 ноября 1901 года французский воздухоплаватель А.Сантос – Дюмон на своем аппарате, похожем на огромную толстую колбасу, облетел со скоростью чуть более 20 километров в час Эйфелеву башню, это посчитали очередным чудачеством пилота. Кто бы мог подумать, что этот полет ознаменовал появление нового транспортного средства. Однако позднее дирижабль, в течении нескольких десятилетий, стал одним из самых передовых транспортных средств. Среди марок воздушной почты коллекционеры выделяют марки дирижабельной почты. История дирижаблей связана с именем их немецкого конструктора графа Фердинанда Цеппелина. В дальнейшем по имени конструктора были названы и сами воздухоплавательные аппараты. Первые официальные марки цеппелинной почты были выпущены в Германии в 1928 году по случаю первого полета дирижабля «Граф Цеппелин» - LZ127 из Германии в США. В дальнейшем на этих марках неоднократно делались надпечатки к другим полетам. Сегодня эти марки достаточно большая редкость.
|
||||
1937
|
В 1937 году появились необычные марки
в Чехословакии. Они служили для оплаты
доставки лично в руки адресата.
Практически сразу их назвали "марками
влюбленных". Синяя марка означала,
что доставка оплачена отправителем, а красная
указывала, что оплату производит
адресат при получении письма.
Еще один выпуск подобных марок произошел в 1946 году. Правда была выпущена только синяя марка. |
||||
1939 |
Впервые экспериментальные запуски ракетной почты были произведены в Австрии в 1928 – 1935 годах. Австрийский инженер Фридрих Шмидль при испытании своих ракет брал на борт почту. В 1933 году экспериментом австрийцев заинтересовались в Германии. Удачливый предприниматель Герхард Цуккер быстро понял последствия большого интереса, который вызвала ракетная почта. Он организовал фирму по производству почтовых ракет и даже предпринял попытку наладить такие запуски в других странах (Англия, Бельгия, Голландия, Италия, Швейцария). Причем по инициативе Герхарда Цуккера во всех этих странах были выпущены неофициальные марки. Следует отметить, что проекты Ф.Шмидля и Г.Цуккера финансировали филателистические общества Германии. Поэтому можно утверждать, что самой главной целью этих полетов было создание коллекционных материалов. Однако вскоре все ракетные исследования стали производиться только в интересах военных, и ракетная почта Германии закончила свое существование. Первая
же официальная марка ракетной
почты вышла на Кубе. В 1939 году на
Кубе было произведено четыре опыта
запуска почтовой ракеты под
руководством ее конструктора Енрике
Фунеса. Три первых запуска 1,3 и 8
октября считались пробными.
Официальный же запуск состоялся 15
октября. В присутствии 300 гостей была
запущена первая в Латинской Америке
почтовая ракета. В честь этого полета
была выпущена почтовая марка номиналам
10 сентавас с надпечаткой: «Experimento
del cohete postal ano
de 1939» |