Первые марки: 1851-1860 годы.
1851
|
История газетных марок началась в 1851 году в Австрии. Летом 1850 года в Австрии появилась первая почтовая марка. Новшество одобрили как чиновники, так и население. Однако были и недовольные, причем очень влиятельные люди. Это были издатели газет. Дело в том, что почта потребовала на каждую газету наклеить почтовую марку для оплаты доставки. Для почты доставка газеты ни чем не отличалась от доставки письма. Однако издателям это обходилось очень дорого, поэтому они стали развивать службу собственной доставки газет подписчикам. А это уже было невыгодно почтовикам. Выход вскоре был найден. В 1851 году появились специальные марки, получившие название «газетных». Было выпущено три марки с изображением головы Меркурия (Меркурий посланец богов Олимпа, который разносил вести в самые отдаленные уголки земли). Эти марки не имели номинала и различались только по цветам (синяя, желтая и розовая). Синяя марка применялась для отправки единичных экземпляров газеты, желтая для пакета из 10 газет, а розовая для пакета из 50 газет. Газетные марки продавались только издателям и наклеивались на газеты и тюки с газетами. На почте обертку срывали и уничтожали вместе с погашенными марками. Это и объясняет то, что в настоящее время многие газетные марки являются редкостью. В 1856 году были выпущены марки красного цвета, которая является одной из редчайших марок Европы.
|
||||
1851
Доставочная марка государственной почты США.
|
До 1851 года государственная почта США доставляла письма и посылки только до почтамта населенного пункта, используя схему, которая сейчас существует для корреспонденции «до востребования». Далее получатели сами приходили на почтамт, интересовались, нет ли для них почты, и сами забирали ее. Было это не очень удобно для клиентов, поэтому еще в первой половине XIX века, во многих городах США появились особые фирмы доставки в дома адресатов писем, поступивших по государственной почте. Некоторые фирмы в сороковых-пятидесятых годах применяли особые доставочные марки (carrier’s stamp), которые наклеивались на письма и являлись своего рода квитанциями об уплате денег за доставку письма. Первая доставочная марка вышла в Нью-Йорке в 1842 году. На этой марке, отпечатанной серой краской, имеются две надписи: «city dispatch post» (городская доставочная почта) и «three cents» (три цента – стоимость доставки письма). В том же 1842 году состоялся второй выпуск нью-йоркских доставочных марок с несколько измененным рисунком и другой надписью – «United States city dispatcs post» (городская доставочная почта Соединенных Штатов). Эти марки были отпечатаны в трех цветах – розовом, синем и зеленом. |
||||
1852 | 1 июля 1852 года вышла первая марка Азии. Ее выпустила почтовое ведомство провинции Синд (Британская Индия). | ||||
1854 |
В 1854 году в Британской колонии Виктория (в настоящее время входит в Австралийское содружество) была выпущена первая почтовая марка для заказной корреспонденции. Позднее марки для заказной корреспонденции появились и в других странах: Колумбия (1865), Канада (1875), США (1911). Все они имели надпись «Registered», или просто букву ”R”. Выпускала почтовые марки для заказной корреспонденции и земская почта России.
|
||||
1854
|
Первые марки Англии и других стран были
без зубцов. Они печатались листами, и на
почте, при продаже, отделялись одна от
листа простыми ножницами. Расстояние
между первыми марками
составляло менее 2 мм, и эта процедура
требовала особой аккуратности.
Целыми днями щелкали ножницы в окнах продажи почтовых марок. Занимался этим и почтовый работник Дублинского почтамта Генри Арчер (G. Archer). По вечерам у него болела рука, особенно большой палец, на котором ножницы оставляли даже мозоли. Арчер начал размышлять, как облегчить этот тяжелый труд. Однажды его взгляд упал на швейную машинку жены. Он вставил два листа бумаги и прошил их без нитки. Генри Арчер согнул листы и попробовал разорвать их. Бумага с небольшим усилием разорвалась точно по прошитой строчке. В 1850 году Арчер получил на свое изобретение патент и получил заказ на создание двух перфорационных машин и поставку их компании «Перкинс, Бэкон & Питч», печатавшей марки. Для экспериментов требовались листы почтовых марок. Однако использовать выпускаемые почтовые марки не стали. Было известно, что королеве Виктории очень не нравилось что ее изображение используют для экспериментов, поэтому в том же 1850 году специально для экспериментов по перфорации были напечатаны особые марки с изображением ее супруга (так называемые (Prince Consort Essay). Именно они послужили материалом для экспериментов Г.Арчера. После долгих экспериментов идея Г.Арчера наконец-то осуществилась - в 1854 году патент Арчера был выкуплен Казначейством и вышли первые почтовые марки с перфорацией. |
||||
1854
Первый выпуск служебных марок Испании характерен еще и тем, что на них указан вес корреспонденции, предназначенной для пересылки (Media onza - половина унции). |
Считается, что первая служебная марка появилась в Испании в 1854 году, затем они стали появляться и в других странах. Служебные марки по своему назначению никогда не поступали в продажу. Они выдавались государственным организациям для учета их почтовых расходов. Однако первая попытка выпустить служебную почтовую марку произошла в Англии уже в1840 году. Английская почта подготовила к выпуску служебную почтовую марку, которая почти не отличалась от знаменитого «черного пенни». Только в верхних углах вместо узора были расположены буквы «V» и «R».
Однако в обращение эта марка не попала.
Загубили
эту инициативу, как ни странно,
конверты Малреди. Поскольку их
популярность оказалась минимальной,
почтовики не знали, куда девать
громадные запасы конвертов,
практически не покупавшиеся
населением. В итоге было принято
решение передать их запасы тем самым
правительственным организациям, а "черные
пенни" с верхними угловыми VR
были впоследствии почти полностью
уничтожены. Из уже отпечатанного
тиража остался только 21 лист, марки из
которых использовались для
экспериментов с гашениями (разные
цвета и способы). Часть из них попала
потом к филателистам. |
||||
1855 |
Как уже отмечалось в 1854 году в Британской колонии Виктория вышла первая марка для заказной корреспонденции. Но уже в следующем 1855 году почтовое ведомство Виктории выступило с новой инициативой, в результате которой появились марки "Too late" (Слишком поздно). С тех пор важную корреспонденцию можно было опускать в почтовый ящик и после закрытия почты. Эти отправления доставлялись как заказные если на конверте была наклеена эта особая марка для оплаты дополнительного почтового сбора для запоздалой корреспонденции. Выпускались аналогичные по назначению марки и в Латинской Америке (Панама, Колумбия, Уругвай).
|
||||
1859
|
Доплатные почтовые марки впервые были введены во Франции в 1859 году. Выпускаются они во многих странах и в настоящее время. В одних странах они называются «порто-марками», в других «такса-марками», но их назначение одинаково – оплачивать полностью или частично не оплаченную корреспонденцию. Ряд стран не выпускают специальные доплатные марки, а используют почтовые, меняя их смысл надпечаткой (перфорацией). Появление доплатной марки, которая отрицает идею Роуленда Хилла о взимании почтовых сборов авансом, можно объяснить несколькими обстоятельствами. Во-первых, следовало учесть, что за неоплату или неверную оплату корреспонденции отправителем, получатель обязан был оплатить разницу по другому тарифу. Обычно штрафной тариф был в два раза больше обычного. Во-вторых именно для того, чтобы доказать клиенту оправданность неверного тарифа и необходимость доплаты и применяются доплатные марки, которые обязательно должны отличаться от марок общего назначения. Обычно доплатные марки наклеиваются на почтовое отправление с неправильной франкировкой, а получатель вносит стоимость доплаты наличными деньгами. |