НАЗАД

 

     Кристаллы Сваровски на почтовых марках.   

 

          А вот еще одно, уже австрийское, филателистическое чудо. Почтовое ведомство Австрии выпустила в 2004 году блок, украшенный стразами из хрусталя. Блок посвящен известной австрийской фирме "Сваровски" (SWAROVSKI)

        SWAROVSKI — это хрустальное имя, которое ласкает слух любой модницы, - имеет отношение не только к миру красоты. Неподражаемые кристаллы SWAROVSKI сегодня всё чаще используется в декорировании интерьера, мебели, бытовых и осветительных приборах, даже при изготовлении сантехники. И это понятно, ибо стремление к блеску и роскоши в человеке неистребимо. А хрустальные стразы SWAROVSKI на пике популярности уже более ста лет.

      Когда в 1995 году знаменитая австрийская фирма «Svarovski» («Сваровски») готовилась отметить свой столетний юбилей, было решено создать музей, который помог бы людям увидеть волшебную красоту хрусталя. Создатель музея австрийский художник Андре Хеллер предложил разместить его... под землей. Ну а где же еще находиться сокровищам фирмы «Svarovski», сравнимым по своей чистоте и великолепию с алмазами? Сказочную пещеру назвали «Хрустальные миры Сваровски». Полюбоваться ею ежегодно приезжают около 600 000 туристов со всего мира...

       Даниель Сваровски (Daniel Swarovski ) родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край известен не столько "Богемской рапсодией" группы Queen, сколько знаменитым богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. В то время в доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниеля, но особым размахом предприятие его явно не отличалось. Из стекла он изготавливал бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары. Всё это для домашних нужд и розничной торговли, не больше. Сваровски - младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Тесна ему стала богемская деревушка. Большие дела, решил он, делаются в больших городах. Например, в Париже.

      Именно туда отправился Даниель изучать химию, физику, механику и другие необходимые для инженера науки. А изучив их, поехал на Всемирную электротехническую выставку. Там, среди таинственных механизмов и не менее таинственных господ-изобретателей, он задумался: нельзя ли приспособить электрический ток для шлифовки стекла? Оказалось, что можно. В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в солидном количестве и с отменным качеством. Публика пока ещё не сообразила, что, собственно, произошло. Чтобы оповестить её об этом, Сваровски нужно было открыть массовое производство. Иначе говоря, выйти на рынок. Тут Даниель схитрил. Решив не конкурировать с богемскими умельцами, он перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, стал штамповать хрусталь, имитирующий драгоценные камни.

      Факт имитации Сваровски не скрывал, так как считал свой бизнес вполне законным. Его хрусталь выглядел так же, как бриллианты, а значит, мог выполнять ту же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются у людей с драгоценными камушками. Говорят, что настоящий, природный бриллиант сам выбирает, на чьём пальце ему красоваться. Но время элитарности стремительно проходило, и теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или интимной подруге элегантную хрустальную штучку (чем не драгоценность!), не будучи заподозрен в растрате. Поговорка "Не всё то золото, что блестит" была опровергнута. Блеск оказался важнее.

       Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить помещения и нанять 200 рабочих. Тогда-то фирма и получила название Swarovski, ведь товар на рынке не может быть безымянным. За несколько лет Сваровски вместе с образовавшимися к тому времени сыновьями довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства. Оказалось, что во всём мире только он знает, как добиться сверхъестественной прозрачности хрусталя. Главные конкуренты хитрого Даниеля, знаменитые стеклянные заводы Венеции, оказались на грани разорения. Да что там Венеция! Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому, как ни пытались. Даже богемские стеклодувы не смогли переплюнуть своего земляка. Промышленной огранкой пробовали заниматься многие. Тогда-то и выяснилось, что сила Сваровски не столько в станках, сколько в формуле, которую он разработал для варки своего хрусталя.

     Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниель отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Пройдут годы, и хрустальная бижутерия станет элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тёрнер. Шанель, Кристиан Диор, Ив Сен-Лоран и по сей день обшивают хрусталём свои платья. Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, хитрый Сваровски умудрился наладить сбыт своей кристальной продукции в США.

        Сегодня наследники дела Даниэля Сваровски производят хрустальные украшения на любой вкус - более сотни тысяч различных оттенков и форм.
       В 1976 году накануне Рождества фирма изготовила первую хрустальную фигурку. Это была маленькая мышка, собранная из нескольких деталей подвески для люстры. Успех превзошел все ожидания. За мышкой последовали ёжик, черепашка, олененок, носорог, лебедь... В то время логотипом «Svarovski» был эдельвейс. Но этот альпийский цветок был знаком только жителям гор.
Всемирная известность фирмы заставила владельцев задуматься о новом символе для своей продукции. И в 1988 году им стал лебедь.  Ведь практически у всех народов красивая птица ассоциируется с понятиями элегантности и гармонии.
      Почти за четверть века свет увидели более трехсот различных фигурок. Любители этих изящных миниатюр основали «Клуб коллекционеров изделий от Сваровски», в котором состоят около полумиллиона членов из десятков стран мира. В музее «Хрустальные миры Сваровски» у них есть даже отдельное помещение, где коллекционеры собираются, обсуждают новые идеи и проекты, обмениваются фигурками.

     Так вот почтовый блок состоит из двух марок, на которых изображен лебедь, символ фирмы "Сваровски" и самый  большой из хрустальных кристаллов «Svarovski», вошедшие в Книгу рекордов Гиннесса. Вес гиганта - 310 000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр - 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то теплой россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь тающую темноту, и неизменно завораживают зрителей. . Фоном служит музей-пещера "Хрустальные миры Сваровского".

     Новую технологию для этих марок разработали специалисты австрийской типографии, где и печатались блоки. Для данного выпуска ( тираж 800 тысяч блоков) было обработано 9.6 млн. кристаллов. Для лучшей сохранности блока была изготовлена специальная картонная упаковка, которая имеет рисунок полей блока и окна для показа марок.

      Такое интересное начинание должно было иметь свое продолжение. И оно последовало. 22 августа  2006 года в Австрии вышел совместный выпуск с Гонконгом "Фейерверки". Австрийские дизайнеры решили показать красоту фейерверка с помощью кристаллов Сваровски. Аналогично выполнен и выпуск Гонконга. Что из этого получилось, судить Вам. Выпуск вышел в виде блока, однако чтобы лучше рассмотреть эту красоту приводим изображение марок блока крупным планом.   Как видите, в этих выпусках кристаллов уже значительно больше.

      Что бы еще более подчеркнуть совместность выпуска организаторы выпустили в свет еще и третий блок, в котором тоже две марки, но марки разных стран.

В.Новоселов.

Использованы материалы сайта "Музей Сваровски"  и сайта "Люди".

       НАЗАД

Hosted by uCoz