МАЛЕНЬКИЕ
ШЕДЕВРЫ БОЛЬШОЙ ФИЛАТЕЛИИ – 3.
Дорогие друзья
и коллеги!
Многие отрицают этот факт,
но я лично уверен
в существовании параллельных миров. Мы,
собиратели марок и других почтовых
редкостей, в отличие от обычных людей, как
бы живет сразу в двух параллельных мирах.
Один мир, это вполне реальный, с его
повседневной суетой, работой, семьей и
другой мир, филателистический, в который
попасть дано не каждому.
Если
посмотреть на нас филателистов со стороны,
то мы, конечно, представляемся обычным
людям некими странными и
даже чудаковатыми личностями, которые
готовы часами напролет сидеть со своими
альбомами марок и
конвертов, в то время как другие придаются
более приятным делам. Например, в свободное
от работы время, ходят в кино, на концерты,
читают книги, занимаются спортом и так
далее. Но это глубокое заблуждение. Во-первых,
ничто людское нам не чуждо, а во-вторых,
им просто не дано понять тех чувств, что
испытывает филателист в общении со своей
коллекцией. В нашем
филателистическом мире
человек приобретает какое-то новое,
восьмое чувство, хотя и сохраняет все
другие. Если Вы
держите в руках этот номер журнала, то думаю,
мне не надо Вам что-то
еще объяснять.
А вот как мы смотрим сами на себя?
Думаю, что
вполне серьезно и даже, иногда, слишком
серьезно. Мы
филателисты народ вдумчивый, аккуратный,
терпеливый. Многие из нас имеют склонность
к исследовательской работе, для которой
необходимы системный подход и логическое
мышление. Мне так и
представляется картина, как в полной тишине
солидный господин с
лупой в руке сидит за столом, наклонив
голову над альбомом с марками, и что-то
очень внимательно изучает. При этом, у него
очень серьезное выражение лица и
лучше всего, в такой момент его не
беспокоить, так как он находится в это время
совсем в другом мире – филателистическом.
И вот вдруг на лице нашего героя
появляется улыбка… «Стоп,
- воскликнет читатель - такого не может быть:
в нашем филателистическом мире, конечно,
много разных эмоций, но чтобы улыбка,
сомневаюсь. Наше увлечение для этого, уж
слишком серьезное занятие».
Дорогой
читатель, постараюсь Вас в этом разубедить.
Юмор и улыбка в нашем филателистическом
мире вполне могут присутствовать. Больше
того, я
уверен, что даже очень реально
собирательство филателистических
материалов на тему «Юмор».
Наибольшие возможности в этом
направлении нам представляют материалы,
связанные с сувенирными или
первого дня конвертами, почтовыми
карточками и другими, близкими к ним вещами.
Следует
отметить, что только
очень талантливые мастера современного
дизайна почтовой
продукции прибегают
к приемам привнесения элементов юмора
в рисунок конверта, карточки или
почтового штемпеля, а иногда даже почтовой
марки. При этом,
сам юмор не является самоцелью, а только
элементом оживления филателистической
продукции, придания ей большего жизненного
наполнения и, если хотите, шарма.
Такие приемы никогда не испортят
конверта, даже если он выполнен на вполне
серьезные темы, как-то истории почты,
литературы или патриотизма.
Здесь главное наличие у дизайнера,
работающего над конвертом, кроме
художественного таланта, еще и чувства
юмора. С большим
удовольствием хочу отметить, что тенденция
привнесения элементов юмора в почтовую
продукции с каждым годом укрепляется.
Давайте на конкретных примерах посмотрим,
как это происходит.
Вне всякого сомнения, когда любой человек
слышит такие названия как Англия или Лондон
у него, в первую очередь, возникают
ассоциации, связанные с двухэтажными
красными автобусами и телефонными будками,
черными лондонскими такси и полицейскими
шлемами, и многими другими атрибутами чисто
британского консерватизма. Но это касается
обычных людей. У нас, филателистов, кроме
вышеупомянутых ассоциаций,
сразу всплывает в памяти первая
почтовая марка «Черный Пенни» и автор ее
идеи, сэр
Роуленд Хилл. Вместе
с тем, нам следует
знать, что кроме «Черного Пенни», Р. Хилл,
несомненно, будучи
талантливым человеком, предложил и много
других идей, которые в то или иное время
были с успехом внедрены в практику
Королевской почты Великобритании. Одна из
этих идей была предложена Р. Хиллом в 1840
году и связана была
с установкой в стране придорожных почтовых
ящиков, которые повсеместно используются и
по настоящее время.
Действительно, такой почтовый ящик,
сделанный в форме колонки, обычно
размещается на обочине тротуара и в него
легко опускать письма, как пешеходам, так и
водителям или пассажирам легковой машины.
Надо только вовремя притормозить у обочины
рядом с почтовым ящиком и прямо из окна
машины опустить
письмо в прорезь. Во времена Р. Хилла такое
действие, естественно, совершали из
проезжающего мимо кеба.
Стоит
отметить, что до этого предложения Р. Хилла,
почтовые ящики были установлены только в
почтовых офисах Великобритании. Внедрение
придорожных почтовых ящиков существенно
упростило жителям этой страны отправку
писем.
Первый придорожный почтовый ящик в
Великобритании был установлен в 1852 году. Но
это произошло не в Лондоне, а на британском
острове Джерси. Затем его использование
стало повсеместным в стране.
Больше того, в
настоящее время эти почтовые ящики стали
такими же национальными символами
туманного Альбиона, как
двухэтажные автобусы, телефонные будки
и такси.
В 2002 году,
в честь 150–той годовщины применения
придорожных почтовых ящиков, Королевская
почта выпустила памятную серию из пяти
марок, на которой изображены придорожные
почтовые ящики в различные периоды их
истории. Отмечу, что воплотил эту
художественную идею знаменитый гравер
Чеслав Сланя. Это был уже пятый заказ
Королевской почты этому знаменитому
мастеру. Естественно,
что первые ящики имели вензеля Королевы
Виктории, а современные,
хотя они по форме не
очень отличается от самых первых,
вензеля Ее Величества Королевы
Великобритании Елизаветы II.
Несмотря на то, что придорожные
почтовые ящики фактически сохраняли свою
внешнюю форму, функционально
они постоянно модернизировались. Так в 1934
году, как показано на одной почтовой марке
из этой серии, в почтовом ящике появилось
специальное отделение только для
авиапочтовых отправлений. А вот,
начиная с 1939 года, в Лондоне были
установлены придорожные почтовые ящики с
отделениями для корреспонденции,
предназначенной исключительно для
столицы Великобритании, и ее пригородов.
На мой взгляд, эти почтовые марки выполнены
на высоком полиграфическом уровне и могут
украсить любую коллекцию, тем более, что они
отражают историю почтового дела. Эмиссия
этой серии марок сопровождалась
выпусками различных
КПД, с проведением
памятных гашений.
В левой части конверта
расположен многоцветный, шутливый рисунок,
который изображает
пожилого джентльмена, стоящего около
придорожного почтового ящика и держащего
письмо зубами, так как руки у него в этот
момент заняты. Он не может найти почтовую
марку за подкладкой своего головного убора
- цилиндра, которую он туда поместил вместе
с письмом перед выходом из дома,
рассчитывая наклеить марку
непосредственно перед его отправкой.
И становится понятным, что, по-видимому,
он еще долго будет
ее искать, так как марка выскочила из-за
подкладки цилиндра и приклеилась к его
лысине. Надпись над
рисунком гласит: «Я думал, что почтовая
марка была со мной». Не знаю как у Вас,
дорогой читатель, но у меня такой рисунок
вызывает улыбку. Хотя заранее уверен, что и
Вам нравится тонкий английский юмор.
Между
прочим, по рисунку
вполне можно догадаться, что в свое время,
самым удобным местом для переноски письма
от дома до почтового ящика была именно
шляпа в форме цилиндра. Действительно,
положив письмо в карман, его можно было
помять, а так, имелась полная гарантия,
что письмо будет опущено в почтовый
придорожный ящик в целости и сохранности.
В правой
верхней части конверта расположены все
пять марок, вышеуказанной серии. Они
погашены памятным штемпелем, заказанным
группой по изучению истории почтовых
ящиков. Оказывается, в Великобритании есть
и такая группа энтузиастов, которые изучают
историю почтовых ящиков и коллекционируют
их миниатюрные модели. В
центре штемпеля изображен придорожный
почтовый ящик под номером один, который был
установлен на пересечении улиц Флит и
Фаррингдон в
Лондоне, но уже только в 1855 году.
Общий сюжет конверта замыкают три
факсимильные копии почтовых марок, времен
королевы Виктории, включая «Черный пенни»,
которыми вполне мог воспользоваться
джентльмен, изображенный на рисунке
конверта.
В целом, это
замечательная и продуманная до всех
мелочей авторская работа дизайнера КПД, из
под руки которого вышел не только
остроумный, но и вполне познавательный
сюжет.
У меня не
возникает сомнения, что такой придорожный
почтовым ящик и по сей день находится
недалеко и от дома номер 221-б по Бейкер
стрит в Лондоне. И конечно, в свое время,
этим почтовым ящиком активно пользовался
всемирно известный английский сыщик
Шерлок Холмс, например, когда ему надо было
срочно отправлять письма своему
добровольному помощнику, доктору Ватсону.
Между прочим, дорогой читатель, в 1993
году исполнилось ровно 100 лет со дня выхода
в свет рассказа Артура Конан Дойля «Последнее
дело Холмса», который замыкал первую серию
приключений отважного сыщика.
Королевская
почта Великобритании ко дню этой
даты выпустила серию из пяти почтовых
марок. На каждой
марке изображен определенный сюжет,
связанный с раскрытием того или иного
страшного преступления нашим литературным
героем. Кроме того, были подготовлены к
выпуску КПД и другая филателистическая
продукция. Но один из таких конвертов
вызывает повышенный интерес.
На этом
конверте помещен портрет мистера Шерлока
Холмса со своей знаменитой табачной
трубкой. Он находится в глубокой
задумчивости, наверное, решает с помощью
дедуктивного метода очередную
криминальную головоломку. Все пять марок
помещены в ряд, на которых
мы можем
увидеть знаменитого сыщика в компании
доктора Ватсона, инспектора Лестрейда, и
даже брата Холмса, Майкрофта. Кроме того, на
одной из марок изображена сцена борьбы
Шерлока Холмса с гением преступного мира,
профессором Мариарти на краю пропасти.
А вот еще на одной марке, воспроизведен
эпизод, когда ужасная собака Баскервилей,
из одноименной повести, напала на сэра
Генри и Шерлок Холмс приходит к нему на
помощь.
Рисунки конверта и марок выполнены в
темных тонах. В целом, эта вещь производит
несколько тяжелое, мрачное впечатление,
собственно как и положено для всех сюжетов,
связанных с тематикой ужасов, преступлений
и детективов.
Чувствуя
это, дизайнер конверта, завершая свою
работу, применяет очень оригинальный прием.
Он осуществляет гашение марок
обычными стандартными почтовыми
штемпелями, но при этом производит еще в 2-х
местах дополнительное гашение
уже так называемым «почтовым штемпелем
с призывом», на котором изображена голова
собаки и надпись: «Пожалуйста,
контролируйте свою собаку, когда к Вам
звонит почтальон». И
вот конверт уже не кажется Вам таким
мрачным, Вы улыбаетесь и сразу глазами
отыскиваете в комнате свою любимую таксу.
Да, конечно, это не собака Баскервилей, но
тоже имеет очень громкий и грозный голос.
Здесь еще
важно отметить один,
но уже очень серьезный момент. Такой
почтовый штемпель, с призывом к хозяевам
контролировать своих собак, был изготовлен
в городе Родфорд и часто применяется
сотрудниками Королевской почты,
естественно, не ради одного юмора. В
Великобритании ежегодно регистрируются
сотни случаев нападения домашних собак на
почтальонов, в момент выполнения теми своих
служебных обязанностей.
Конечно, такое напоминание владельцам
собак полностью проблему
не решает, но, в какой-то мере, помогает
снизить ее остроту.
Раз уже мы
ведем речь о британских конвертах, то стоит
остановиться еще на одной теме.
Великобритания это остров и в силу
этого великая морская держава.
«Правь Британия морями» - кто не слышал
такого выражения? Да и мы филателисты знаем,
что морская тема на марках Британского
содружества имеет приоритетное значение.
Многие известные марки
Великобритании и британских колоний начала
ХХ века имеют аллегорию,
в виде Британии стоящей на колеснице, в
которую запряжены бегущие по волнам резвые
кони. Эти марки, у филателистов получили
шутливое название «Морские коньки».
Кроме того,
что может быть в филателии серьезнее
патриотической темы? Так
себе и представляю, как конверт с
изображением корабля на службе Ее
Величества Королевы, а именно, атомной
субмарины «Завоеватель», да еще украшенный
блоком из 4 марок с флагами Великобритании и
ее военно-морских сил из престижного
буклета (Рис.3) попадает в руки британского
филателиста. Выражение
лица этого человека, который внимательно
рассматривает конверт с марками,
становится стразу очень торжественным и он
про себя восклицает: «Да
здравствует Королева!». Потом, неожиданно,
взгляд его глаз становится мягче и вот он
уже смеется. Что же
могло так его позабавить? Ну конечно, в
нижнем левом углу блока находится почтовая
марка, на которой изображен «Веселый Роджер»,
старинный флаг морских пиратов.
Давайте и мы
с Вами улыбнемся и вспомним из нашего
детства старого морского волка
Билли Бонса, служившего штурманом у
капитана Флинта, подзорную трубу,
абордажную саблю, кремниевый пистолет,
сундук, набитый золотыми пиастрами и
остров сокровищ. Может,
даже кто-то из нас подпоет
Билли: «Пятнадцать
человек на сундук мертвеца,
ой-хо-хо и бутылка рому!».
Но мы
филателисты, в конечном итоге, народ
серьезный. И после улыбки, связанной с
удачной дизайнерской находкой автора
конверта, обязательно захотим узнать, а
собственно говоря, когда в самый последний
раз и над каким судном развевался этот
пиратский флаг. Наверное, это было очень
давно, и будем не правы. Далеко
за ответом ходить не надо, он у нас в руках.
Последний раз «Веселый Роджер»
был поднят в 1982 году и именно над этой
самой субмариной «Завоеватель», которая
изображена на конверте, но не в связи с
бунтом команды, а совсем по другому поводу.
Атомная
субмарина «Завоеватель» класса «Черчиль»
была построена в 1971 году и находилась на
службе Ее Величества вплоть до 1990 года. Эта
подводная лодка вошла в историю, как
единственная субмарина с атомным
двигателем, которая принимала участие в
реальном бою с вражеским кораблем. Все
это произошло в 1982 году, во время
Фолклендской войны между Великобританией и
Аргентиной. Не вдаваясь в политические
причины этого кризиса, надо сказать, что
эта война была хотя и не
продолжительной по времени,
но кровопролитной. Так
вот, 2 мая 1982 года, британская атомная
субмарина «Завоеватель» атаковала
аргентинский крейсер
"Генерал Бельграно",
выпустив по нему три торпеды. Две торпеды
достигли цели и через двадцать минут
крейсер, оставленный командой, затонул. При
этом, из 1093 членов
экипажа, погибло 323 аргентинских моряка.
После указанного трагического эпизода,
война еще продолжалась некоторое время,
стороны несли
взаимные потери, но
ее исход был уже предрешен.
После боевых
действий в районе Фолклендов, субмарина «Завоеватель»
возвратилась в Великобританию и
как раз, при
заходе на базу, подняла над собой «Веселого
Роджера», что является общепринятой
традицией субмарин
Королевского флота после одержанной на
море победы.
Отмечу, что
после этого случая, «Завоеватель» уже не
принимал участия в официальных конфликтах
и в 1990 году был списан со службы. Что
касается крейсера «Генерал Бельграно», то
он покоится, как предполагается,
на глубине 4200 метров Атлантического
океана. В 2003 году Национальный
географический телеканал Великобритании,
при поддержке правительства Аргентина,
провел поисковую экспедицию.
Моряки-ветераны с обоих судов
участвовали в этой экспедиции. Но работы по
обнаружению крейсера потерпели неудачу из-за
постоянных штормов в этих широтах.
Вот так,
иногда бывает, что грустное и смешное
встречаются рядом. Остается пожелать, чтобы
в будущем, «Веселый Роджер» ассоциировался
у нас только с воспоминаниями о прочитанных
в детстве книжках, со
стариной Билли Бонсом,
капитаном Флинтом и другими
литературными «героями» южных морей.
В
заключение, очень рекомендую
нанести визит мистеру
Шерлоку Холмсу, если Вам дорогие коллеги, по
случаю, придется
побывать в Лондоне. Тем
более, что в его музее, наравне с различными
сувенирами, можно приобрести и
филателистические материалы. При этом,
обязательно отправьте с Бейкер стрит своим
родственникам и друзьям письма, непременно
опустив их в придорожный почтовый ящик,
которым так часто пользовался наш
знаменитый борец с преступностью.
Тогда у Вас останутся на добрую память
отличные почтовые сувениры, тем более,
прошедшие через Королевскую почту
Великобритании. Адрес
музея можно узнать из визитной карточки
всемирно известного детектива-консультанта,
которую мистер Холмс
вручил лично мне,
когда я случайно
встретился с ним в районе
станции «Бейкер стрит» лондонского
метро.
Искренне
надеюсь, что Вы
дочитали мою статью до конца.
Если при этом, Вы хотя бы несколько раз
улыбнулись, то ее цель достигнута.
И последнее. Необходимо отметить, что все три конверта, иллюстрации которых приводятся в настоящей статье, были изготовлены замечательным английским дизайнером КПД Адрианом Бредбери, которой обладает не только большим художественным талантом, но и явно имеет неплохое чувство юмора.
А. Гужновский.