Геральдика
и символика Грузии и Кавказского края -
как основа рисунка Тифлисской марки.
Как уже было подробно описано в первой главе, Грузино-Имеретинская губерния образована в 1840 году на землях Закавказья, присоединенных к России, а уже в 1843 году были составлены гербы этой губернии и одиннадцати уездов (городов), входящих в нее.
Герб
Грузинско-Имеретинской губернии
Российской империи Дата
принятия:
|
Во
всех городских (уездных) гербах в верхней
половине щита помещена часть губернского
герба, означающая принадлежность города
именно к этой губернии (см. 37).
Описание символики гербов далее дано по книге "Полное собрание законов Российской империи" (см. 38). В скобках указаны: время основания города или первого упоминания о нем в летописи и все его названия. Город отнесен к той губернии, которой он принадлежал в момент составления герба.
АЛЕКСАНДРОПОЛЬ |
|
АХАЛЦИХ |
ЗАКАТАЛЫ |
ЕЛИЗАВЕТПОЛЬ |
ГОРИ |
КУТАИС |
НАЧИХЕВАНЬ |
ОЗУРГЕТЫ |
ТЕЛАВ |
АЛЕКСАНДРОПОЛЬ
(V в. до н. э., до
ЭРИВАНЬ (
АХАЛЦИХ (IX-X вв.). "В красном поле старая крепостная стена, возле которой с правой стороны изображен пасущийся бык, а с левой - рог изобилия, означая изобилие пастбищ и земных произведений".
ЗАКАТАЛЫ (
ЕЛИЗАВЕТПОЛЬ (V в., до
ГОРИ (начало VII в.). "В голубом поле древняя разрушающаяся башня, освещенная восходящим солн-цем, в знак того, что под управлением Русским народ не имеет надобности в древних башнях, рассеянных в уезде во множестве. По обеим сторонам башни находится по снопу пшеницы, в знак изобилия хлеба"
КУТАИС (VI-III вв. до н. э., сейчас Кутаиси). "В серебряном поле две извивающиеся голубые полосы, из которых одна впадает в другую, над ними оливковая ветвь, означая реки Рион и Квирилу, а оливковая ветвь - растущие в уезде оливковые деревья".
НАХИЧЕВАНЬ (VI в. до н. э.) "В красном поле куртинское копье и три золотые колчана, наполненные стрелами".
ОЗУРГЕТЫ (год основания неизвестен) "В серебряном поле плуг и оливковая ветвь, обвитая вино-градною лозою с кистями, в знак чрезвычайной растительности природы".
ТЕЛАВ (I в. н. э., сейчас Телави) "В зеленом поле виноградная кисть с листьями, в знак изобилия виноградных садов и обширности виноделия".
При
составлении герба Грузино-Имеретинской
губернии использовались элементы
символики герба Армянской области.
Армянская область образована в 1828 году, и в
1833 году составлен для нее герб. Рисунка
этого герба не сохранилось, а описание его
приведено в книге П.П.Винклера "Гербы
городов, губерний, областей и посадов
Российской империи" (см.39):
"1)
На накладном щите, в середине главного,
изображен на голубом поле серебристый
снежный верх горы Арарата, в серебристых же
облаках, на вершине горы стоит ковчег весь
золотой.
2)
В нижнем отделении общий герб принимает вид
половинчатого разделенного щита: в одной
части направо в красном поле видна
древнейшая корона армянских царей. Сия
корона вся золотая, имеет звезду серебряную
и осыпана жемчугом, повязка и подкладка
голубые.
3)
В другой части налево в зеленом поле
изображена церковь Эчмиадзинская, вся
серебряная, главы и кресты золотые.
4)
В верхнем отделении герба, в золотом поле,
представлен российский орел, объемлющий и
держащий как накладной щит, так и оба нижние
разделения общего щита; над всем гербом
поставлена императорская корона".
При
образовании Грузино-Имеретинской губернии
Армянская область вошла в ее состав,
поэтому при составлении герба губернии
была использована центральная часть
армянского герба - гора Арарат с ковчегом на
ее вершине.
Изображение
на гербе Армянской области горы Арарат с
Ноевым ковчегом появилось в связи с
известной библейской легендой о всемирном
потопе, которым Бог покарал человечество за
грехи. В живых остался лишь праведный
человек Ной со своим семейством. Бог
предупредил его о потопе, повелел ему
построить ковчег и взять с собой по паре
всех животных.
По
легенде, после потопа ковчег остановился на
горах Араратских, которые находились, по
представлениям составителей герба, вблизи
Армянской области.
Главной
эмблемой Грузино-Имеретинского герба
является помещенное в центре изображение
святого Георгия Победоносца. Это
объясняется тем, что с древнейших времен
святой Георгий считался покровителем
Грузии и всего грузинского народа. История
возникновения легенды о нем была общей для
всех европейских и ближневосточных народов
(см.40).
В
период царствования Тамары (1184-1213 гг.) -
правнучки Давида Строителя - страна
достигла расцвета. Границы царства
простирались от Черного до Каспийского
моря, от Северного Кавказа до персидского
Азербайджана и Эрзерума. К этому времени в
основном завершился процесс формирования
грузинского этноса (общее самоназвание
стало - картвели), а для обозначения всей
Грузии появился термин - Сакартвело.
Грузинское царство утвердило свой герб -
изображение святого Георгия, поражающего
копьем дракона, которое пришло из Византии
со времен принятия христианства (см.41).
Образ
Святого Георгия в христианской символике
связан с местными языческими культами, где
герой-охотник Георгий выступал
покровителем земледелия и скотоводства.
Празднование его приходилось на 23 апреля.
Оно отмечалось во всех восточноевропейских
землях, как день начала весенних полевых
работ, когда впервые выгоняли скот на
пастбища, закалывали первого весеннего
ягненка. Кроме того, Георгий считался в
языческих культах повелителем небесного
огня и грома. В христианской символике он
превратился в мученика, страстного
поборника новой веры.
Согласно
фольклорной традиции Георгий - уроженец
восточной части Малой Азии (Каппадокии) -
современник римского императора
Диоклетиана (284-305 гг.), выходец из местной
знати. Во время гонений на христиан
мужественно перенес все пытки и истязания и
стал в один ряд с другими христианскими
мучениками из военного сословия, которые
рассматриваются, как небесные покровители
"христолюбивого воинства".
Не
менее широкое распространение и
самостоятельную жизнь в литературе и
искусстве получила легенда о Георгии как
драконоборце. В этих легендах (их
существует несколько вариантов)
повествуется о злобном змие, поселившемся
возле города. Его жители вынуждены были
платить страшную дань, отдавая на съедение
чудовищу юношей и девиц. Дошел черед и до
дочери правителя города. Проезжавший мимо
Георгий, узнав, что девица верует во Христа,
вознес молитву к Богу с просьбой покарать
дракона. Укрощенный змий сам пал к ногам
святого, который, отрубив чудищу голову,
возвратил дочь отцу. Горожане, выслушав
рассказ героя, тотчас принимают крещение. В
этом предании Георгий выступает
одновременно и героем-богатырем и
проповедником истинной веры.
Почитание
Георгия началось с V века и широко
распространилось в Малой Азии, Сирии,
Палестине, на Кавказе, Балканах и в Западной
Европе. Отсюда и все разнообразие в
иконографии Георгия. В самых ранних из них
он предстает как мученик. С Х века начинает
преобладать образ Георгия-воина с крестом и
копьем в руках. Во многих грузинских храмах
имеются росписи с изображением "жития
святого Георгия", его имя носят десятки
храмов. 12 сюжетов из "жития святого
Георгия" запечатлены на большом чеканном
кресте из храма Чхари, который ныне
хранится в музее "Метехи" (см.42).
Святой
Георгий популярен не только в православной
христианской церкви, но и во всех
направлениях христианской церкви. Более
того, Святой Георгий упоминается в
Священной книге мусульман, в комментариях
Корана. Существуют другие сказания о
Георгии в различных исламских источниках. В
христианском мире Святой Георгий считается
предводителем небесного воинства Господня
и патроном земного рыцарства. Святой
Георгий признан защитником человека,
находящегося в беде, его спасителем от
всяческого зла и несчастья. Сидящий на
белом коне Святой Георгий,
противоборствующий злу, как символ
справедливости и победы, стал для грузин
выразителем заветных идеалов.
Согласно
«Житие Картли», во время Дидгорской битвы
Святой Георгий явился войску грузинскому и,
возглавив его, десницей своей поражал
неверных. Без какого-либо преувеличения
писал Вахушти Багратиони о том, что «не было
такого холма либо возвышенности, на которых
не была возведена церковь Святого Георгия»
(«Житие Картли»). Поэтому не удивительно
распространенное в народе предание,
гласящее о том, что в Грузии в честь Святого
Георгия на каждый день года построено 365
храмов. Церкви и храмы, построенные в честь
Святого Георгия, украшены древнейшими
фресками, изображающими его жизнь и
сотворенные им чудеса, иконы и уникальные
кресты Святого Георгия, покрытые золотом и
серебром. Грузинская православная церковь
празднует день Георгия дважды в год.
Христианские церкви отмечают день Георгия
один раз в год, кроме Каталонии, где он так
же отмечается дважды.
Грузинский
народ в течение года неоднократно отмечает
праздники, посвященные Святому Георгию.
Такими народными праздниками являются: в
Хевсурети - Хахматис джвари (Хахматский
крест), Гуданис Джвари (Гуданский крест) и
Санебис джвари (Санебский крест) – все эти
святилища возведены в честь Святого
Георгия; в Пшави - Лашарис джаври (Лашарский
крест); в Мтианети – Ломисис джвари (Ломисский
крест) и другие. Гергисоба, Гиоргисджвроба,
Усанетоба, Арбооба, Тетри Гиоргоба –
грузинские народные религиозные праздники
так же связаны с именем Святого Георгия.
Жизнь Святого Георгия и его мученичество описаны во многих грузинских письменных источниках и устных преданиях, в которых совершенные им чудеса, приведенные в византийских источниках, заменены местными. На грузинский лад переделаны топонимы оригинала, грузинские имена людей сменяют ономистику подлинника, описан местный быт.
Герб грузинских царей из "Титулярника"
|
|
Герб из дневника австрийского
дипломата Корба Следующее по времени изображение
грузинского герба ( |
|
Герб Грузии из Атласа, составленного
грузинским царевичем Вахушти
Багратиони в Среди грузинских источников самое раннее изображение герба со святым Георгием помещено в Атласе, составленном в 1735 году грузинским царевичем Вахушти Багратиони. |
|
Центральная часть герба Грузии XVII-XVIII
века. |
|
Государственный герб Грузии. Конец XVII -
начало XVIII в. Самое раннее изображение
грузинского государственного герба с
подобной символикой относится к
царствованию Вахтанга VI (1675-1730 гг.). |
Как
и на других гербах уездов (городов),
входящих в Грузино-Имеретинскую губернию,
на гербе Тифлиса были отражены общие
символы данной губернии. Здесь также в
верхней половине щита помещена часть
губернского герба, означающая
принадлежность города именно к этой
губернии.
Герб
Тифлиса (Тбилиси) |
|
вариант № 1 | вариант № 2 |
В Российской империи город именовался
Тифлис. Был центром Грузино-Имеретинской
губернии, затем - Тифлисской губернии. Ныне
Тбилиси (Тифлис) столица Грузии.
21 мая 1843 года вместе с другими гербами
Грузино-Имеретинской губернии утвержден
герб Тифлисского уезда (ПСЗ, т. XVIII, №17061,
сенатский от 26.07.1843): "Щит
разделен на две половины: в верхней
половине щита, в золотом поле, часть герба
Грузино-Имеретинской губернии; в нижней, в
серебряном поле изображен Меркуриев жезл, в
знак обширной торговли"
Использованы
материалы ПСЗ РИ, изображение герба
выполнено по рисунку немецкого геральдиста
XIX века Гуго Штрёля (H.Strohl)
Использованы материалы геральдического архива В.Маркова (Санкт-Петербург)
Как
было сказано в первой главе Грузино-Имеретинская
губерния, как административная единица,
просуществовала не долго. Уже в 1846 году на
ее землях были образованы Тифлисская и
Кутаисская губернии, а в 1850 году учреждена
Эриванская губерния. В 1868 году из частей
Тифлисской и Бакинской губерний составлена
Елизаветпольская губерния и, наконец, из
земель, присоединенных в результате победы
России над Турцией, в 1878 году образованы
Карская и Батумская области. Причем для
всех перечисленных губерний и областей
впоследствии были составлены губернские и
областные гербы. На момент выпуска марки
тифлисской городской почты из официально
утвержденных существовали герб Грузинско-Имеретинской
губернии. Хотя самой губернии уже не было. И
герб Тифлиса. Герб Тифлисской губернии был
официально утвержден позже. Выпуск марки
пришелся на момент кардинального изменения
в официальной геральдике Российской
империи.
В 1857 году бароном Кене были составлены правила украшения гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов, получившие 7 мая, 4 и 16 июля того же года высочайшее утверждение именным указом императора Александра II.:
1857.07.04
«О
гербах губерний, областей,
градоначальств, городов
и посадов» (Именной
Указ Императора Александра II) (1857
. ПСЗ. Собр.2-е. Т.XXXII. N 32037. – Июля 4).
Именной
указ, объявленный Сенату Управляющим
Министерством Юстиции. - О гербах
губерний, областей, градоначальств,
городов и посадов Министр
Императорского Двора подносил на
Высочайшее воззрение Государя
Императора составленные Коллежским
Советником Кене, по правилам
Геральдики, проекты гербов: городов
губернских, уездных, приморских и
крепостей. Его
Императорское Величество, по
рассмотрении сих проектов, Высочайше
изволил оные утвердить, с тою только
отменою, чтобы в гербах приморских
городов был употреблен якорь, вместо
весел. Сообщенные
Министерству Юстиции Генерал-Адъютантом
графом Адлербергом, удостоенные
Высочайшего утверждения 7 мая и 4/16 июля
1857 года помянутые проекты, с описанием
оных, Управляющий Министерством
Юстиции предложил Правительствующему
Сенату. *
* * ОПИСАНИЕ
Рис.
А. А. Короны: 1) Императорская корона для
гербов губерний. 2) Древняя царская корона для
гербов уездов, областей и
градоначальств. 3) Императорская для гербов
столиц. 4) Царская шапка в виде венца
Мономахова, для древних русских
городов, бывших местопребываниями
царствующих Великих Князей, например:
Киев, Новгород, Тверь и пр. Казанская
корона для герба города Казани,
Астраханская для герба города
Астрахани, Грузинская для герба города
Тифлиса. 5. а) Золотая башенная корона о
пяти зубцах для гербов губернских
городов, имеющих более пятидесяти
тысяч жителей, на пр. Одесса, Рига,
Саратов, Вильно, и пр. б)
Золотая башенная корона о пяти зубцах,
увенчанная Императорским орлом, для
губернских городов с пятьюдесятью
тысячами или более жителями, и которые
вместе и крепости. 6. а) Золотая башенная корона о
трех зубцах, для других губернских
городов, и б)
Таковая же корона, с Императорским
орлом, для губернских городов, имеющих
менее пятидесяти тысяч жителей, и
которые вместе и крепости. 7. а) Серебряная башенная корона о
трех зубцах, для уездных городов, и б)
Таковая корона, с Императорским орлом,
для уездных городов, которые вместе и
крепости. 8. а) Червленная башенная корона о
трех зубцах, для заштатных городов. б)
Таковая корона, с Императорским орлом,
для крепостей, которые не губернские и
не уездные города. 9) Червленная башенная корона о
двух зубцах для знаменитых посадов. Рис.
Б. 10) Польскую корону (Императрицы
Анны Иоанновны) для губерний и для
столицы Царства Польского. 11) Финляндская Велико-Княжеская
корона для губерний и для столицы
Великого Княжества Финляндского. Б. Украшения вокруг щитов: Рис.
В. 1. Дубовые листы, с Андреевскою
лентою, для губерний. 2. Дубовые листы, с
Александровскою лентою, для областей и
градоначальств. Рис. Г. 3. Андреевская лента, с двумя
Императорскими скипетрами, для столиц
и для городов обыкновенного пребывания
Их Императорских Величеств, Петергофа,
Царского Села и Гатчины. 4. Александровская лента, с двумя
золотыми молотками, для промышленных
городов. 5. Александровская лента, с двумя
золотыми колосьями, для городов,
отличающихся земледелием и хлебною
торговлею. 6. Александровская лента, с двумя
золотыми якорями, для приморских
городов. 7. Александровская лента, с двумя
золотыми виноградными лозами, для
городов, занимающихся виноделием. 8. Александровская лента, с двумя
серебряными кирками, для городов,
занимающихся горными промыслами. 9. Александровская лента, с двумя
знаменами, украшенными Императорским
орлом, для крепостей. 10. Георгиевская лента, с двумя
знаменами, стоящими прямо и
украшенными вензелем имени того
Императора, во времени которого была
осада, для крепостей, которые
отличались против неприятеля. Для
употребления губернского герба в
гербах городов, кроме губернских. Рис.
Д. См. при сем прилагаемый герб
города Шлиссельбурга, с гербом
Санктпетербургской губернии в вольной
части вправо. Если при учреждении новых губерний герб одного или другого города причисляется к другой губернии, тогда тоже переменяется губернский герб в вольной части городского герба. Материал
с сайта: |
На
основании новых геральдических правил в
дальнейшем составлялись все гербы в России
и на Кавказе. После
Вот
описание символики гербов Кавказских
губерний и областей после 1857 года. (После
описания герба дана дата его утверждения).
ГЕРБ
ТИФЛИССКОЙ ГУБЕРНИИ "Золотой щит разделен черным
крестом, обременным двумя серебряными
отрезанными руками, держащими золотой
русский трилистный крест, стоящий на
серебряном опрокинутом полумесяце; в
углах щита четыре оторванные червленые
львиные головы с черными глазами и
языками". 5 июля 1878 года. |
ГЕРБ
ЭРИВАНСКОЙ ГУБЕРНИИ "В лазуревом щите серебряная
скала, увенчанная золотым русским
крестом". 5 июля 1878 года. |
ГЕРБ
ЕЛИЗАВЕТПОЛЬСКОЙ ГУБЕРНИИ "В черном щите золотой столб, обременный червленым с черною рукояткою и серебряны-ми украшениями кинжалом и сопровождаемый двумя серебряными Георгиевскими крестами". 5 июля 1878 года. |
ГЕРБ
КУТАИССКОЙ ГУБЕРНИИ "В зеленом щите золотое руно,
повешенное на ленте цветов Российской
империи". 29 октября 1870 года. |
ГЕРБ
КАРСКОЙ ОБЛАСТИ "В золотом щите черная зубчатая перевязь, за которою помещены три червленых меча в столб". 17 июня 1881 года. |
ГЕРБ
БАТУМСКОЙ ОБЛАСТИ "Щит пересечен волнообраз-ною червленью и серебром с тремя византийскими золотыми монетами, 2 и 1". 17 июня 1881 года. |
Все
гербы увенчаны коронами (губернские -
императорскими, а областные - древними
царскими) и окружены золотыми дубовыми
листьями, соединенными лентами (губернские
- голубыми Андреевскими, а областные -
красными Александровскими).
Была
предпринята попытка изменить и изображение
герба Тифлиса. Во второй половине XIX века
был составлен новый проект по правилам 1857
года: "Золотой щит разделен черным
крестом, обремененным 2 серебряными
отрезанными руками, держащими золотой
русский трехлистный крест, стоящий на
серебряном опрокинутом полумесяце, в углах
щита 4 оторванные червленые львиные головы
с черными глазами и языками". Щит должна
была венчать Грузинская корона и окружать
колосья, соединенные Александровской
лентой. Проект не был утвержден официально.
(Изображение не найдено).
Как видно из этого краткого описания истории гербов Кавказа выпуск Тифлисской марки пришелся на период кардинальных изменений не только в почтовой службе края, но и в геральдике Российской империи. Так удивительно и своеобразно складывалась история этого, казалось бы простого на вид, обычного знака почтовой оплаты…