История почты в иллюстрациях.
Конверт Великобритании 2001 года, посвященный пробным полетам наблюдателей на воздушном змее в 1903 году. |
Катапультная почта, имеющая второе
название почта «Корабль-Берег» была
основана на использовании легкого самолета,
который катапультировался с палубы судна в
определенных пределах, обычно не более 1500
км от берега по направлению движения
корабля к суше.
Еще только в самом зарождении моторной
авиации, военно-морские силы
Великобритании пытались использовать
летающих наблюдателей или
корректировщиков огня своих кораблей. Но,
естественно, они использовали не моторные
самолеты, а устройства типа воздушных змеев.
Конверт Великобритании 2001 года. Первый взлет самолета с палубы военного корабля 2 Мая 1912 года. |
Но развитие авиации шло семимильными шагами, и уже в 1912 году состоялся первый взлет самолета с палубы военного корабля. Правда, для этого не использовались катапультные устройства, а самолет просто разбегался по специально приготовленному для этой цели настилу на палубе судна.
Конверт, отправленный из США во Францию в 1929 году лайнером «Иль де Франс» и прошедший катапультную почту. |
Не надо
забывать, что в те времена любой транс –
атлантический перелет был большим событием,
связанным с реальными рисками гибели
самолета и экипажа. Да и «удовольствие» это
было довольно дорогим. А применение
катапультной авиации с одной стороны
снижало риски длительного перелета, а с
другой – существенно ускоряло доставку
почты из Европы в Америку и обратно.
Впервые для целей доставки почты
катапультную авиацию применили французы. В
1928 году французский лайнер «Иль де Франс»
был соответствующим образом оборудован
специальным катапультным устройством, а
почта Франции установила для писем тариф в
размере 10 франков, который был отражен в
виде надпечатки на почтовых марках с
портретами Марселена Бертло и Луи Пастера (Scott № C3 и C4 1928г). Такой,
оригинальный способ доставки писем,
позволял в целом получить экономию
нескольких суток по времени доставки. Стоит
отметить, что эти почтовые марки в
настоящее время являются относительно
редкими и стоят относительно дорого, как в
чистом виде, так и в гашеном.
Конверт, отправленный из Германии в США в 1932 году лайнером «Европа» и катапультной почтой. |
Конверт, отправленный из США в Германию в 1929 году лайнером «Бремен» и катапультной почтой. |
Все письма и почтовые карточки, прошедшие
Катапультную почту помечались
отличительными штампами. В настоящее время
все эти целые вещи являются отдельной темой
в коллекционировании по направлению «История
почты» и имеют вполне определенную
популярность у филателистов.
По
отдельным данным и американский лайнер «Левиафан»,
был оборудован катапультой и также имеются
почтовые конверты, свидетельствующие этому.
Думаю,
администрация сайта СФР будет благодарна
тем филателистам, кто сможет прислать какие-либо
сведения по этому вопросу.
Как это ни странно, но конкуренцию такому
виду доставки почтовой корреспонденции
составила цеппелинная почта, которая с
учетом суммарного времени движения судна и
самолета, оказалась более быстрой.
Таким образом, конкуренция за право
перевозки почтовой корреспонденции через
Атлантику оказывала прямое и явное влияние
на ускорение научно-технического прогресса.
Но нам, филателистам, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или даже прочитать. Так, что, с Вашего разрешения дорогие коллеги, я попытался подобрать наиболее характерные для этого направления иллюстрации.
Андрей
Гужновский.