СТАТЬИ           

 

Будущее филателии: взгляд из Австрии

(интервью с доктором Эриком Хаасом)

           Доктор Эрих Хаас, директор филателистического отдела почты Австрии, интенсивно работает над расширением сферы влияния и возрождением филателии. В некоторых кругах экспертов его называют даже «мотором развития» почтовой марки. Вновь и вновь ему удается удивить мир коллекционеров-филателистов – причем не только австрийских – своими новыми идеями. Его идеи поляризуют мнения (таков уж его характер): он предлагает подходить к филателии скорее эмоционально, чем с научной точки зрения. В любом случае, под его руководством в Австрии происходит настоящее возрождение почтовой марки. Мы говорили с ним о дальнейшем развитии филателии.

 

 

          Др. Хаас, недавно почта Швейцарии представила «марку online». «Нажмите, отпечатайте, посылайте» – таков ее девиз. Почтовые марки, говорят нам, – это вчерашний день. Неужели это конец филателии?

 

      Я полагаю, новые средства коммуникации не причинят ущерба почтовой марке, так же как факс в свое время не причинил марке никакого ущерба. Подобные нововведения скорее вдохновляют меня, а не кажутся признаком упадка. Без новых средств коммуникации некоторые идеи марочных новаций не могли бы найти свое развитие, осуществление. Современные средства коммуникации расширяют наш горизонт, стимулируют творческую мысль многих коллекционеров. В них, как и таких новых технических достижениях, подобных «марке online», я усматриваю ценное дополнение для филателии, а не конкуренцию ей.

 

Подобная услуга есть и в других странах.

 

     

       Если мы посмотрим на развитие филателии в последние годы, то, прежде всего, увидим поразительную и все возрастающую ее разнородность. Куда направлена, с вашей точки зрения, тенденция этого развития?

 

      Очевидно, сегодняшняя тенденция – направлена к  живой филателии. Все чаще и чаще на марках мы видим мотивы, связанные с живущими ныне людьми и актуальными событиями. Марки все более следуют моде – и это хорошо. Только то, что идет в ногу с модой и диктует моду, является в настоящее время успешным. Кроме того, мир марок стал сегодня более эмоциональным. Это видно, если мы посмотрим на то, что реально интересует людей. Далее, я вижу важную тенденцию в плане дальнейшего улучшения качества – начиная с самой идеи, вплоть до ее реализации, выпуска марки и ее распространения.

 

 

    Все говорят сегодня о глобализации. Какое влияние глобализация имеет на филателию?

 

        В нашем случае можно говорить о весьма положительных эффектах. Почти все почтовые администрации пользуются всемирной сетью и извлекают пользу из того внимания, которое глобализация обеспечила международным тенденциям развития в той или иной сфере. Почти каждый сегодня может предложить свою номенклатуру товаров через Интернет: можно сделать заказ в Африке и через несколько дней поставить марки в свой альбом. Никогда еще всё это не было так просто. Более того, глобализация принесла нам здоровое соревнование. Космополитическое разнообразие вдохновляет и провоцирует на новации.

 

     Кто, по вашему мнению, «коллекционеры будущего»? Останется ли филателия областью интересов мужчин?

 

        Мне кажется, филателия – по преимуществу мужское хобби, поскольку – с эволюционной точки зрения – у нас в крови охота и собирательство. И я сожалею об этом, ибо я думаю, что женщины могли бы привнести в филателию множество новых аспектов. Австрийская почта пытается привлечь в филателию больше женщин, специально выпуская марки на «женские» темы. Что же касается коллекционера будущего, я полагаю, что больших изменений не будет. Филателия останется по преимуществу маскулинной: ей будут заниматься состоятельные люди старше 45 лет. Мы должны приносить свой вклад в дело, чтобы филателия воспринималась как достаточно престижное хобби и, в любом случае, как интересное и требующее наших усилий занятие. Что касается самого коллекционирования, я полагаю, оно развивается в сторону тематического коллекционирования.

      Что Вы можете сказать о новом поколении? Как можно привлечь к филателии большее число молодых людей?  

      Сама природа предмета филателии такова, что связана с созерцательным опытом. Филателия как хобби – не для детского или юношеского ума, который ищет восторгов или развлечений. В частности, мы не можем увлечь их внимание классической филателией. Поэтому мы пытаемся привлечь это внимание к маркам на подходящие возрасту темы. Наибольший успех в этом деле могут принести разнообразные филателистические акции, сопровождаемые показом фильмов, отсылкой детской почты, выпуском «забавных» марок, играми. В будущем мы намерены больше поддерживать такие формы общения, как дружба по переписке или почта для детей, – которые будут представлены на «WIPA08». Но существует также целый ряд ассоциаций, которые успешно работают с молодыми. Если в клубе есть кто-то, кто способен преподать такой предмет, как марки, детям, – то активная группа молодежи может возникнуть очень быстро.

      Какую роль Вы будете играть в будущем как представитель почты?

      Я продолжу работу по улучшению качества услуг для филателистов и развитию творческого подхода к созданию марки. Постараюсь и впредь оправдывать звание «мотора инноваций». Кроме того, я намерен развивать межгосударственное сотрудничество в сфере филателии и постоянно трудиться над улучшением ее качества.

      Какую роль в будущем будут играть филателистические федерации?

     Федерации будут играть весьма значительную роль. От них зависит привлечение новых членов и, тем самым, обретение новых приверженцев филателии. Они должны быть, конечно же, активными и профессиональными, особенно что касается их работы с молодыми и установления новых связей. Конечно, привлекательности филателии будут способствовать вызывающие интерес экспозиции.

     Какую роль в будущем будут играть марочные дилеры?  

     В этой сфере, как мне представляется, насущно необходима значительная модернизация. Я имею в виду открытость для широкой публики (например, с помощью современно оформленных магазинов и профессионально организованной коммуникации), равно как и профессиональную работу с новыми медийными возможностями. Будущее марочного дилерства мне видится скорее в специализации и в позиционировании себя как продавца реальных ценностей, подобно владельцам галерей. Должно быть ясно, что сам дилер – настоящий эксперт. Кроме того, я вижу необходимость для дилеров в межнациональной и даже всемирной кооперации.

      В сентябре 2008 года в Вене состоится Всемирная филателистическая выставка. Являются ли подобные события всё еще современными?

      Я решительно убежден в этом. Огромное число посетителей таких выставок подтверждает мое мнение. Думаю, в 2008 году в этом отношении ничего не изменится. Мы представим интересные темы, покажем знаменитые мировые раритеты. Нам необходимо разработать план, который позволит в значительной мере привлечь интерактивные технологии. Один пример: на WIPA08 каждый сможет заказать личную почтовую марку, она будет произведена на месте и ее можно будет забрать домой. Таким образом мы сможем воодушевить публику и постараться вовлечь ее в филателию. От выставки WIPA08 я ожидаю новых стимулов, способных создать сознательный и длительный побудительный импульс к занятию филателией.

Каковы три наиболее важные тенденции, которые Вы видите в филателии?  

     Персонализация и индивидуализация почтовых марок, усиливающаяся глобализация рынка, которую мы можем наблюдать повсеместно в мире, а также постоянное улучшение технологий и внесение новаций в филателию.  

WIPA08. Bulletin 1

Перевод с англ. Е. Ознобкиной   24.01.2007.

СТАТЬИ           

 

Hosted by uCoz