СТАТЬИ     ==>      

 

ТРИ ЭТАПА И ТРИ СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ «БОЛЬШОГО ПУТИ», ЧТО ДАЛЬШЕ?

Это не исследование, это просто личное мое мнение.

А.Гужновский. 01.09.2008

        Если рассмотреть почти 170-тилетнюю историю выпуска почтовых марок и филателии в целом, то можно выделить  три основных этапа их развития.

Первый этап. Так называемый этап «Классики» или выпуска классических марок, который, в основном, базируется на выпуске почтовых марок с портретами коронованных особ, президентов, гербов государств, символов и аллегорий различного вида. Практически все эти марки выполнялись металлографическим способом печати, иногда встречаются выпуски, выполненные литографическим методом. Временные границы этого этапа можно определить, примерно, 1840-1930гг.

 

Рис. 1  Почтовые марки «классического периода», -  Великобритания,  Канада,  Россия, Франция,  Индия, Ньюфаундленд, США, Тринидад.

        С коллекционирования именно этих марок берет свои истоки филателия. На первый взгляд, эти марки выглядят невзрачно, краски тусклые, да и рисунки относительно однообразные. Но настоящие филателисты знают цену этим марками. Их коллекционированием занимаются наиболее серьезные и продвинутые наши коллеги.

        Вместе с тем, уже в самом начале «большого пути» многие почтовые ведомства пытались отойти от общепринятых форм выпуска почтовых марок. Постепенно в общем потоке классического однообразия начинают появляться почтовые марки с изображением животных, видов природы, архитектурных памятников, географических карт, технических средств и т.п. Причем, и это следует отметить, такие марки отличались  прекрасными художественными решениями и  высоким техническим уровнем  печати, естественно, для того времени. Конечно, первоначально рисунки таких марок  выполнялись тоже в виде эмблем и символов стран, выпускающих эти марки.

 

Рис. 2 Бобер – эмблема Канады,1856г., Черный Лебедь – эмблема Западной Австралии, 1854г.

 В дальнейшем, художественные решения стали принимать все более и более натуральный вид.

Рис.3 Почтовые марки «классического периода», с изображением животных,  Ньюфаундленд.

        Кроме того, ближе к концу XIX столетия начинают появляться всё в большем и большем количестве почтовые марки, выпущенные относительно в длинных сериях. Причем, если первоначально, такие серии представляли собой чисто смешанный вид марок первого и второго типа, указанных выше, то к концу XIX века во многих странах начинают выходить серии уже чисто видового характера.  Лидерами выпуска таких серий почтовых марок становятся республиканские страны и, в первую очередь, США, а также страны Латинской Америки.  Крупные доминионы и колонии Британской империи, которые могли проявлять в этом деле достаточную самостоятельность,  например, такие как Новая Зеландия,  провинции Канады и Австралии, в конце XIX, начале XX веков также начинают активно выпускать почтовые марки такого плана, но часто в смешанных сериях с марками изображающих королей, членов их семьи. Среди этих серий начинают появляться  почтовые марки видового (пикториал) характера и коммеморативного (памятного, юбилейного) назначения. Заранее, прошу извинения, термин «стандартные» почтовые марки я в этой статье не употребляю, так как он является определением чисто нашего, внутреннего потребления и только может запутать общую картину.

Рис.4 Одна из первых в мире серий почтовых марок с включением  марок  типа пикториал (Pictorial postage stamps) и коммеморативного (Commemorative postage stamps) характера  (серия смешанного типа), США 1869 г.

       

Рис. 5 Серия почтовых марок британской колонии Нью – Брунсвик (Канада) 1860-63 гг., серия смешанного типа.

       Постепенно видовые и коммеморативные марки начинают занимать все более существенный объем в общем количестве годовых выпусков. С одной стороны, почтовые  марки этого типа начинают пользоваться большой популярностью среди филателистов, а с другой – именно эти марки вызывают стремительный рост числа филателистов во многих странах мира.

СТАТЬИ     ==>    

 

Hosted by uCoz