СТАТЬИ          

 

Листая дедушкин альбом.

           

Тихая экспансия.

           Почтовая марка имеет не такую уж давнюю историю, немногим более полутора столетий. По сравнению с монетами, которые  исчисляют  свой возраст тысячелетиями,  почтовая художественная миниатюра выглядит совсем юным изобретением человечества. Но зато, весьма нужным и любимым. Причем не только, как унитарное средство оплаты почтовых отправлений, но и как объект собирательства. Уже на рубеже веков в мире насчитывались миллионы зарегистрированных филателистов, так стали называть коллекционеров почтовых марок. Среди них были весьма известные и состоятельные люди, в том числе и королевской крови.

           Причины «марочного вируса», поразившего в  начале ХХ века миллионы европейцев, известны. Этому способствовал расширяющийся почтовый обмен, как внутри стран, так и международный, выпуск памятных эмиссий,  возросшие возможности полиграфического оформления новых,  красочных серий марок, посвященных различным событиям, широкая продажа сопутствующих коллекционированию товаров, организация выставок, выпуск книг и каталогов, создание специализированных  объединений увлеченных этим хобби людей.  К середине 1970-х годов национальные организации филателистов имелись в большинстве стран мира,  «филателистической болезнь» стала просто эпидемией, поразившей около 200 миллионов человек в мире. К счастью, карантины на путях распространения «марочных бактерий» никто не выставлял. Вместе с почтой марки  легко пересекали государственные границы  и добирались до самых глухих уголков на всех континентах земли.  Не стала исключением и Россия.

Взлет и падение

            К сожалению, политические и военные бури,  пронесшиеся над одной шестой частью суши в первой половине XX века,  имели катастрофические  последствия для филателии. Богатые  российские коллекционеры вместе со своими  собраниями откочевали за границу. Многие ценные архивы и  коллекции были разбазарены, сгорели в огне помещичьих усадеб, в других больших и малых пожарах мировой революции. «Ко всем чертям с матерями катись любая бумажка», - заклинал поэт революции. В кровавом вихре, всколыхнувшем  Россию, мало кто думал о коллекционировании каких-то цветных картинок. 

           Государство победившего пролетариата вспомнило о ценностях почтовых марок лишь в тяжелый для себя момент массового голода в Поволжье.  Организацией, взявшей под крыло осиротевших филателистов, стал Последгол ВЦИК, учредивший для этого особую  структуру с уполномоченным во главе. Но правительственная помощь была своеобразной – главной задачей стало привлечение собирателей марок к участию в деле устранения последствий голода, то есть изыскание ценностей филателии и вывоз их за границу в обмен на продовольствие. Из различных учреждений телегами свозили конверты с марками в  Последгол,  там их в тазах с водой отмачивали, сушили, отправляли разными каналами на аукционы или  частные коллекции в Европу. Филателия ушла в подполье, на черные рынки, к маклерам. Собрать более или менее ценную коллекцию могли позволить себе только «подпольные миллионеры» типа Корейко из известного романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок».

         Однако вскоре пролетарское правительство, оценив возможности почтовой миниатюры, в соответствии с принципами советской власти монопольно взяло  в свои руки бразды правления филателией, так же как, впрочем,  и другими сторонами жизни общества. Учитывая настырную способность почтовой марки проникать во все уголки мира вместе с почтовыми отправлениями, быть своеобразной «визитной карточкой» страны, государство превратило отечественную почтовую миниатюру в мощный рупор советской пропаганды, как внутри страны, так и за рубежом.  Марки стали иллюстрацией событий и революционных преобразований общества в стране, своеобразной летописью победившего социалистического строя.   Их  стали выпускать массовыми тиражами, намного превышающими возможности почтового обмена. Последствия этого были своеобразными. Марки обесценились, стали доступны  самым малоимущим слоям населения. Это снизило к ним интерес со стороны богатых коллекционеров.  Но вместе с тем способствовало широкому развитию филателистического движения со всеми присущими социализму атрибутами: строгой подчиненностью, массовостью, зависимостью от государства.  

          Госчиновники через систему абонементного обслуживания распределяли «дефицит», что и способствовало росту численности коллекционеров, иногда довольно «дутой». В СССР в 70-е годы прошлого столетия  насчитывалось около 200 тысяч только зарегистрированных собирателей,  объединенных  в 2 тысячи первичных организаций. Подрастающую смену готовили 3 тысячи детских клубов КЮФ. Однако, несмотря на массовость отечественной филателии, в нашем отечестве как-то не принято было всерьез относиться к этому увлечению.   Считалось оно наивной  ребяческой игрой в «фантики-этикетки», утехой пенсионеров и радостью романтиков-интеллектуалов.  Исполнительный директор СФР Виктор Синегубов, обладатель замечательной коллекции по истории Военно-морского флота, когда-то командир большого противолодочного корабля,  вспоминал, как пренебрежительно относилось к его занятиям филателией командование. -  «Такой серьезный командир,  и какие-то марочки!» О том, что эта «забава», связанна с немалым оборотом денег, как-то не упоминалось.

 

 Марки и доллары 

          А в мире капитала все, что связано с прибылью  и доходами, из чего можно извлечь выгоду - является серьезным делом.

          В Германии, Англии, Соединенных Штатах филателия стала увлечением солидных людей, стабильным и значительным бизнесом. Страстным коллекционером был  американский президент Рузвельт, этой его слабостью  даже пользовалась отечественная дипломатия.  В Европе и за океаном  собирание и систематизация филателистического материала было признано серьезным спортом, многие считали его и важной научной дисциплиной.  К услугам собирателей марок была создана целая  филателистическая  индустрия.  Аукционы, магазины, лучшая полиграфическая база, выставки, реклама. За редкостями и раритетами охотились крупные коллекционеры, их обслуживали профессиональные дилеры. 

          Российские марки выглядели тускло на фоне этого западного филателистического великолепия. Но было ли что-то ценное среди отечественных почтовых марок, какие редкости отечественной филателии известны? Можно ли их сравнить, прежде всего, в стоимостном выражении, с известными разрекламированными легендарными раритетами европейской филателии?

 

Золотой век российской филателии

 

         Такие марки были,  и уже в XIX веке высоко ценились коллекционерами. Есть они и сейчас.  Наиболее ценными стали земские выпуски почтовой миниатюры. В отличие от царственно-элегантных государственных марок, земские поражали разнообразием цветов, форм, гербов, размеров. Но главное то, что  в отличие от государственных марок,  эмиссия которых   превышала миллионы экземпляров, тираж  земства  был, как правило, невелик. Собирать эти марки никто  всерьез не  собирался. И, как  это часто бывает в филателии, мнение это было ошибочным.  

         Сейчас российское земство становится объектом повышенного внимания коллекционеров разных стран, отдельные марки блистают  звездами первой величины многих аукционов. Достаточно высоко ценятся и первые выпуски советских марок.  На аукционере редких почтовых марок, проводившемся в Москве в июне 2007 года, например, марочная пара 1932 года «Дирижаблестроение» предлагалась за 160 тысяч рублей, три горизонтальные пары 1939 года «Женщины-летчицы» за 380 тысяч рублей, 4 пары 1938 года, посвященные первому перелету СССР-США через Северный полюс, в 580 тысяч рублей, квартблок марок Тувы 1934 года в 30 тысяч рублей и т. д. А вот среди марок послевоенных лет редкостей и дорогих раритетов уже не встречается.   Большие тиражи, совершенствование полиграфии, строгий государственный контроль не дают появиться на свет уникальным, а значит дорогим почтовым миниатюрам.

 

Ау, мы ищем альбомы!

 

           В наследство от того «золотого века»  нынешнему  поколению остались бабушкины и дедушкины коллекции,  многие из которых пылятся на антресолях типовых «хрущевских квартир», а  то и просто, как мусор валяются на свалках и помойках. Сегодня в Москве  числятся лишь  около 1500 организованных собирателей марок, всего по стране проявляют интерес к коллекционированию ЗПО что-то около 20-50 тысяч наших сограждан. Дедушкин альбом, бабушкин кляссер в лучшем случае пылится  в чулане. А зря!

          Известен случай, когда  одна не в меру деятельная супруга одного ученого, в борьбе за чистоту и порядок в доме отправила в  мусорное ведро « старый хлам» из архива мужа – научного работника. В предвоенные годы он работал в Туве и писал домой в Москву оттуда еженедельно письма. На конверты приклеивал марки самостоятельного тогда государственного образования -  республики Тувы. Сколько стоят редкие выпуски ныне несуществующей республики уже сказано выше.  На какой свалке упокоилось это настоящее «филателистическое сокровищ», какие слова и сколько раз сказал муж своей супруге, что она сама думает по этому поводу, читатель  представит и сам. 

          Но вот то, что марки найденные  случайно, в том числе и на свалках, продаются на «блошиных рынках» - это факт. Покупать их можно на вес, что-то около 50 копеек за штуку. Среди марочных отвалов, любитель-коллекционер или опытный дилер может отыскать и истинную жемчужину. Такие случаи известны. Но не все так безжалостно относятся к семейным архивам и увлечениям своих предков. Кто-то, хотя и довольно редко, становится продолжателем филателистических традиций семьи.  Но чаще  людей интересует материальная сторона дела. Сколько же стоит то, что насобирал мой дед? С просьбой оценить коллекцию к опытным филателистам обращаются довольно часто.  Обычно   такие  небольшие коллекции в 300-500 единиц не стоят больше 200 долларов. Но бывают и исключения. 

         Светлана М., работник центрального аппарата Почты России, принесла на экспертизу наследство муж -  дедовский альбом. Даже на первый взгляд он оказался весьма интересной находкой. Родственник Светланы собирал марки начала века и первых лет советской власти, в его коллекции были и редко встречающиеся  зарубежные выпуски того периода. Точную экспертизу провели специалисты СФР. Об общей стоимости  и судьбе коллекции сотрудница почты умалчивает, только загадочно улыбается. В среде филателистов, как и в среде бизнесменов,  на эту тему не принято расспрашивать. А филателия – это солидный бизнес.

 

Купи-и-ите марку

 

            Редкие марки стоят сотни тысяч долларов, а иногда и больше, тариф современных  отечественных колеблется от 7 до 500 рублей. Когда-то специалисты ИТЦ «Марка» подсчитали, что рентабельность сервиса по продаже художественных марок составляет 500%. На почте более выгодных услуг просто нет. Филателист, помещающий купленную марку в свой альбом, оплачивает тариф по доставке почтового отправления, но, как в народе  говорят «обманывает кондуктора: покупает билет и не едет». Для дальнейшего использования по прямому назначению используется не более 10% от купленных коллекционерами марок. Почта в этом случае несет только весьма малые типографские и транспортные расходы. Себестоимость блока «Музеи Кремля» стоимостью в 500 рублей не превышает несколько рублей. Но высокая рентабельность возможна лишь в том случае, если марка продается на почте. А вот это как раз происходит не всегда. 

          По мнению специалистов, капиталоемкость российского рынка филателии оценивается около 80 миллионов долларов, из них почта и коммерческие структуры реализуют марок ежегодно на сумму около 3 миллионов долларов. Кто же продает оставшиеся 70 с лишним миллионов. Они – добыча черного рынка: «челноков», курьеров, «филателистов с дипломатами». Особенно это касается марок зарубежных стран. В 60-70 годы многие помнят, что почтовые марки продавались в каждом киоске «Союзпечати», лежали на прилавках книжных магазинов. Миниатюры социалистических стран, знаменитые  африканские серии марок о животных  были в обиходе даже у мальчишек. Сейчас иностранные марки можно купить лишь в Москве в специализированном, кстати, единственном в столице, магазине ИТЦ «Марка». Ассортимент, увы, весьма беден: Украина, Белоруссия. Вот, пожалуй, и все. А ведь в стране  около 40 тысяч коллекционеров собирают хронологию и тематику зарубежных стран. Сотни «новых русских коллекционеров», людей со средним и высоким достатком охотятся за европейскими марками и отечественными выпусками прошлых лет.  Где они их берут? У перекупщиков, дилеров, в обход государства, минуя почту…. Да и наш брат, обычный коллекционер  все чаще идет на поклон к  «челноку». Но возможно ли в принципе почте отвоевать свою, вполне законную долю рынка в этом исторически сложившемся и традиционном почтовом бизнесе.

 

Почта и бизнес

 

           Почтовому ведомству вполне по силам вытеснить с рынка тех, кто покупает марки, а потом продает их у нас в стране или за рубежом с «накрутками». И для этого есть, пожалуй, все. Это серьезнейшая структура, имеющая государственный статус и достаточный лимит доверия у населения. Предприятие обладает гигантской сетью, где не только можно, но и нужно продавать марки и сопутствующие товары. 

          Примеры западных стран показывают, насколько успешно реализуют свой филателистический товар почтовые администрации Испании, Франции, США, Японии. Настоящий филателистический бум происходит в Юго-Восточной Азии, «поднимает голову» Латинская Америка. Капиталоемкость рынка Германии около 1,5 миллиардов евро. Сравните с нашим. В Швеции и Финляндии в продовольственных супермаркетах можно купить марки даже на кассе. 

         Проводимые почтовыми администрациями Международные  филателистические выставки приносят миллионные доходы их организаторам.  Да, что там выставки. Даже отдельные, привлекательные не только для  коллекционеров, но и для населения выпуски приносят почтовым ведомствам солидные доходы. Целые государства живут на бюджеты, многие статьи которых обеспечиваются выпуском почтовых миниатюр. Один из источников процветания Монако – эмиссия почтовых марок. Любой филателист в этой крохотной, но вполне успешной стране – желанный гость и выгодный, обласканный вниманием клиент. 

         Вот бы и у нас в России создать такое же отношение к тем, кто приносит свои, и немалые деньги на почту в обмен на цветные картинки – любезные их душе марочки. Но пока все усилия отечественной почты и такой авторитетной организации, как Издатцентр «Марка»  в этом направлении пробуксовывают: воз и ныне там. Похоже, филателисты в нашей стране  стали походить именно на тот воз, в котором они пятое лишнее колесо. Может быть, они и не нужны почтовой администрации?

 

Сыновья или пасынки

 

         ФГУП «Почта России», выражая мнение своих высших руководителей, авторитетно заявляет, что нужны -  «старый  друг лучше новых двух». Этому подтверждение целых два соглашения  о взаимодействии и сотрудничестве между почтой и Союзом филателистов России. Действительно, нет большего преимущества для бизнеса, чем преданный клиент. В традициях древних  и поэтичных торговцев Японии существовало правило -  никто не мог спать, вытянув ноги в направлении постоянного покупателя. Любой коммерсант знает, что удержать клиента, в особенности корпоративного, важнее и выгоднее, чем приобрести нового. А ведь именно таким выгоднейшим покупателем и является  для почты, осуществляющей эмиссию знаков почтовой оплаты, собиратель художественных марок. В год он покупает более 70 выпусков, часто это не одна марка, а серия, или блок, есть еще малые и большие листы и т.д. Такой  постоянный, хотя  и  довольно требовательный и капризный,  клиент приносит почте около нескольких тысяч рублей. И так на протяжении иногда всей своей жизни. И не надо бояться привередливости коллекционера, который трепетно печется о качестве покупаемой продукции. Будем помнить слова Коносукэ Мацушита,  бывшего электрика, а затем основателя и владельца крупнейшей мировой компании по производству высокотехнологичного оборудования о том, что «покупатели, которым сложно угодить, - самые преданные». 

         О себестоимости и рентабельности этих услуг мы уже говорили. Любой, даже начинающий коммерсант, скажет, что за таких клиентов надо держаться, даже биться с конкурентами, если потребуется.  Более того, именно почта должна заботиться о максимальном расширении в обществе прослойки этих настоящих «фэнов» жанра почтовой миниатюры.  Ведь сейчас, и это видно невооруженным статистикой глазом, филателия стремительно стареет. На смену 5-6 уходящим коллекционерам приходит хорошо, если один.  С юными филателистов в стране занимаются лишь бессребреники-энтузиасты  в Ульяновске, Осколе, Ижевске, Домодедове. Отделений СФР по стране –около 40-50.  

       Между тем в Европе действующие клубы филателистов есть  в любом городке с населением более 30 тысяч. Именно они, в первую очередь, выступают пропагандистами своего движения, вовлекая в свои ряды все новых приверженцев и почитателей красоты почтовой миниатюры. Кроме этого существует и мощная реклама, которую проводят коммерческие организации, заинтересованные в реализации своей продукции: марок, принадлежностей и пр. Видел  ли  кто-то в России с экранов телевизоров или из городских панно, слышал ли по радио, читал в листовках призывы собирать марки или вкладывать деньги в филателию. Увы, полное забвение.

         Пропаганды и рекламы этого, по праву полезного и интересного, увлечения нет. А силу этих средств мы знаем, сумели по заслугам оценить их мощь в годы  и социалистического развития,  и  «коммерческо-рыночного рая». Понятно, что серьезная, адресная, даже агрессивная реклама стоит дорого, особенно на телевидении.  Но проводить подобные рекламные акции возможно и под силу такой солидной структуре, как отечественная почта. Конечно, вернуться к показателям массовости филателии 70-80 годов вряд ли удастся. Эти цифры во многом тоже были лукавыми.  Но и запас прочности отечественной филателии, которая не умерла, сумела выжить  в ходе  кризиса 90-х годов, говорит о том, что у движения есть резервы и возможности для  увеличения своей численности и расширения  географии.

 

Блеск и нищета

 

         По мнению одного из авторитетнейших коллекционеров и знатоков отечественной и зарубежной филателии  Александра Ильюшина  сейчас в стране появилась целая плеяда новых коллекционеров, имеющих возможность создавать  экспонаты и собирать коллекции такого уровня, который в прежние годы был недоступен отечественному собирателю. Причина этого - прежде всего финансовые возможности коллекционеров нового типа. Купить раритеты, редкие дорогие марки могут позволить себе лишь состоятельные люди. Результат не замедлил сказаться. Широким потоком потекли в Россию вывезенные ранее коллекции, прежде всего, марки земской почты. СФР -  авторитетный член международного союза филателистов, участник всех крупных международных выставок, где российские  экспоненты демонстрируют очень высокий уровень, занимают призовые места. Многие из них являются истинными ценителями почтовой миниатюры, другие вкладывают в марки деньги, прагматично полагая, что это хорошее капиталовложение.  Известно, что в мире коллекционеров филателия по доходности стоит на третьем месте после антиквариата и нумизматики.  Цена на марки постоянно меняется, но в целом считается, что их стоимость возрастает на 10-15% в год. 

         Однако, купить марку, как мы говорили,  не так просто. Тем более, что аукционов в нашей стране долгое время совсем не проводилось, сейчас они организуются тоже не часто. Да и народ наш еще не привык к такой форме торговли. За  желанной покупкой еще и набегаешься. Но продать, ранее купленную, в особенности редкую или старую марку, еще труднее.  Пока, и это надо признать откровенно, марки в нашей стране это не очень выгодное вложение капитала, поскольку ликвидность  его в необходимых случаях близка к нулю. Еще предстоит осуществить многое для того, чтобы филателия в нашем отечестве чувствовала себя так же уютно, как в Германии,  Франции, скандинавских странах, Америке.  И никакой другой организации, кроме ФГУП «Почта России», это пока не по плечу.  

        Сейчас отечественная почта проходит сложный путь реформ, ей  хватает забот и расходов и без филателии. Но в почтовых службах, в отличие от « нефтянки», IT-технологий и прочего доходного бизнеса, звезд с неба и манны небесной не хватали и  на чудеса не надеялись. Деньгами на почте не швыряются, а заработанные средства вкладывают с умом и дальним прицелом. Поэтому, в конце концов, займутся и филателией. Будут  в тесном контакте с партнерами  из СФР расширять свою доходную базу – продумывать меры к увеличению численности коллекционеров. Предстоит заключать договоры с иностранными партнерами – филателистическими торговыми фирмами и администрациями, привлекать к сотрудничеству коммерческие организации, организовывать рекламные компании, решать вопросы о предоставлении таможенных льгот при обмене марками.  И движение в этом направлении уже становится  все заметнее. 

        В последние годы осуществляется некоторый подъем, в филателию приходят новые люди, появляются интересные экспонаты. Количество абонементодержателей в московском регионе в течение только одного года увеличилось вдвое. Ярким маяком для будущих энтузиастов-собирателей стала выставка почтовых марок в Санкт-Петербурге в 2007 году. Отечественная филателия возрождается. Поэтому, если у вас есть коллекция марок, особенно дореволюционных или советских  - не выбрасывайте ее, не отдавайте и не продавайте. Россия поднимается, люди снова начинают коллекционировать «эти маленькие художественные чудеса» и марки возвращают свою былую привлекательность и, что немаловажно,  стоимость. Ваша коллекция может стать настоящим банковским вкладом, который не подвергнется инфляции. Правда, возможно, тогда и вы поймете, что  дедушкино увлечение, его «сентиментальное» наследство – это не инвестмент, а  теперь  уже и ваша душа, интерес, удовольствие, «тихий, но верный друг». А друзей не продают.

 В.Александров     25.01.2006

СТАТЬИ           

 

Hosted by uCoz