Фантазия
на тему выпуска генерала Деникина.
Согласно Э.И. Марковичу, марки Деникина с розетками вместо номинала появились на рынке в 1919 году и при этом рекламировались как пробные. В настоящее время они продаются как «эссе», однако, анализ показывает, что эти марки есть не что иное как одна из фантазий тех времён.
Начнём с того, что марки напечатаны на простой бумаге, тогда как настоящие пробы выпуска генерала Деникина были отпечатаны на плотной мелованной бумаге. С обратной стороны бумага желтоватая. Об этих пробах писал «Северо-Кавкзский Коллекционер» в 1928 году.
С другой
стороны, Александр Эпштейн высказывает
вполне обоснованное мнение, что в условиях
отступления Белых армий по всему фронту,
марки печатались на той бумаге, которая
была под рукой. Это, действительно, так, если
мы говорим о массовых тиражах марок, но мне
не совсем понятно, почему для эссе (проб) не
нашлось нескольких листов хорошей бумаги.
Другое дело, если эти марки были частью
тиража, который не поступил в обращение, как
считает А. Эпштейн. Кстати, этим можно
объяснить и тот факт, что марки с розетками
не являются филателистической редкостью.
Были ли эти марки эссе, пробами или частью тиража, – совершенно непонятно зачем было менять цвета марок и создавать проблемы как для почтовых работников, так и для населения. Самый яркий пример – марка с розетками двухрублёвого номинала, которая была выпущена в цветах обычной десятирублёвой марки.
Можно
себе представить, каким «незлым, тихим»
словом поминали бы почтовую службу
почтовые работники, если бы этот выпуск
всё-таки состоялся. |
||
Следует
обратить внимание и на дизайн марок.
Моделью для рублёвых марок выпуска
послужила рублёвая марка России.
Естественно, что рисунок был существенно
упрощён, надпись «ПОЧТОВАЯ МАРКА» заменена
на надпись «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а вместо
полного российского герба был использован
его центр (покровитель России Св. Георгий
Победоносец). Как можно видеть, никаких
розеток на марках нет. Отсюда возникает
вопрос: «Зачем нужно было использовать
розетки вместо номинала?».
Левые
розетки |
|||
Правые
розетки |
Ответ, как
ни странно, очень простой. Изготовитель «эссе»
не хотел делать отдельное клише для каждой
марки выпуска, поэтому боковые номиналы
были заменены розетками, а к центру был
добавлен ещё один номинал, расположенный на
плашке.
Дополнительный анализ рисунка марок разных номиналов показывает, что они отпечатаны с одного и того же клише. Розетки на марках одинаковы, однако, левые и правые розетки отличаются друг от друга, что не должно быть, если речь идёт об эссе или пробах, которые готовились достаточно тщательно.
Кроме
того, левые розетки расположены ниже
правых. |
|
При анализе рисунка выясняется,
что подобные совпадения существуют и на
других частях рисунка, например, на плашке
внизу рисунка.
Возражение А. Эпштейна не лишено основания.
Он пишет:
«Давайте,
вспомним историю. Я уже ссылался ранее на то,
что номиналы этой серии более или менее
соответствуют новым тарифам Юга России,
введенным в январе 1920 г. и утвержденным,
очевидно, незадолго до этого. Следовательно,
если такой выпуск действительно готовился,
то подготовка к нему должна была также
начаться не ранее декабря 1919 г. А в это время
армии Деникина отступали по всему фронту.
Новочеркасск, где печатались прежние марки,
был потерян в декабре, хотя оборудование
ЭЗЦБ удалось эвакуировать: по одним данным
– в Екатеринодар, по другим – в Симферополь.
Следовательно, времени на тщательную
подготовку быть не могло, приходилось
спешить, и единое клише в данной ситуации
вполне естественно.»
Не могу с
этим не согласиться и этот свой аргумент в
пользу того, что выпуск был фантастическим,
снимаю. Действительно, сделать одну и ту же
плиту для печати всех номиналов и, тем самым,
сэкономить время подготовки тиража к
выпуску, представляется разумным. Странно,
только, что клише было сделано столь
неряшливо и больше похоже на
отретушированную фотографию «законной»
марки, чем на оригинальное клише.
Отсутствие
точки после сокращения «руб» говорит о
том, что выпуск, скорее всего, иностранного
происхождения, поскольку в те стародавние
времена отсутствие точки после сокращения
считалось грубой орфографической ошибкой.
Кроме РСФСР, где была введена новая
орфография, я не нашёл ни одного выпуска
периода Гражданской Войны, где бы точки
после сокращения не было.
Предполагается, что серия была отпечатана в
Италии, хотя мнение А. Эпштейна выглядит
более правдоподобным. Он считает, что серия
была отпечатана в России, так как фантазии,
изготовленные в Италии, печатались на
хорошей белой бумаге. Не исключено, также,
что изготовлены они были в Одессе,
поскольку, как пишет А. Эпштейн, «по
некоторой информации, они распространялись
первоначально неким торговцем из Одессы.
Другой вопрос, как они попали к нему.»
Если взвесить все «про» и «контра», то можно сделать вывод, что этот выпуск, скорее всего, является фантастическим, хотя утверждать это со стопроцентной уверенностью невозможно. Нужна дополнительная информация и дополнительные исследования. В приведённой ниже таблице я постарался резюмировать все «за» и «против».
ПРИЗНАК |
АРГУМЕНТ
«ЗА» |
АРГУМЕНТ
«ПРОТИВ» |
Бумага |
Бумага
плохого качества, что не должно быть,
если речь идёт об эссе. Аргумент
снимается, если речь идёт о пробах или
части тиража. |
В
ситуации стремительного отступления
Белых армий, как пишет А. Эпштейн, «приходилось
довольствоваться тем, что попадало в
руки». |
Единое
клише рисунка |
Изготовитель
марок не имел серьёзного типографского
оборудования и решил упростить процесс
печати, используя одно и то же клише для
печати всех номиналов серии. |
Одно
и то же клише было использовано в целях
экономии времени, необходимого для
подготовки выпуска к выходу в
обращение. |
Отсутствие
точки после «РУБ» |
Отсутствие
точки после сокращения «руб» является
грубой орфографической ошибкой. |
«Подобные
ошибки встречались и ранее, в частности,
на земских марках (после «коп»). В
спешке же такое вполне возможно.» А.
Эпштейн абсолютно прав, но кроме РСФСР,
где была введена новая орфография, я не
нашёл ни одного выпуска периода
Гражданской Войны, где бы точки после
сокращения не было. |
Погрешности
клише |
Клише
изготовлено настолько небрежно, что
скорее является отретушированной
фотографией «законной» марки, чем
оригинальным рисунком. |
Единственное
объяснение – это спешка, с которой
готовился выпуск. |
Цвета
марок |
Изменение
цветов марок ничем не оправдано,
поскольку привело бы к определённой
путанице. Пожалуй, это самый веский
аргумент в пользу того, что выпуск был
фантастический. |
|
Контрольные
знаки |
На
выпуске генерала Деникина существует
достаточно много всевозможных
контрольных знаков. Это линии, точки,
обозначающие центр печатного листа и,
даже, надпись: «Экспедиция заготовл.
ценных бланков В.В.Д. в Новочеркасске.».
Ничего подобного на розеточном выпуске
я не видел. |
|
Бумага
и клей |
Бумага
почти не отличается от бумаги,
использованной для оригинального
выпуска. Клей несколько более высокого
качества, но тоже достаточно грубый.
Всё это говорит в пользу того, что марки
были отпечатаны в России. |
|
Тираж |
Тираж
серии слишком велик, чтобы марки можно
было считать эссе или пробами. Тем не
менее, считать этот выпуск частью
тиража также слишком смело. |
А.
Эпштейн считает, что это часть тиража. |
Как и многие исследователи, я
считаю, что этот выпуск является фантазией
на тему выпуска генерала Деникина. Я
согласен с мнением А. Эпштейна, что выпуск
был изготовлен в России, возможно в Одессе.
А вот уже и перфорированная марка появилась (eBay). Скоро наверно и комплект образуется. А то и в парах – с пропуском перфорации между марками.
На этой
оптимистической ноте можно и закончить.
И.Ф. Мясковский, США 14.10.2007
©
Myaskovsky
Collection
ЛИТЕРАТУРА
1. Э. Маркович, Фантастические марки России и новообразований. Россика № 55, 1958. Стр. 39-42.