<==     ==>

 

Терминология филателии (ч.85).                   

            

         

          МАРКА ПАРИЖСКОЙ КОММУНЫ  -  филателистическое название частных почтовых марок  Парижа, выпущенные агентством "Лорин" в 1871 году  во время осады города прусскими войсками.

 

        После победы в Австро-прусской войне 1866 года Пруссия стремилась объединить все германские земли под своей эгидой, а так же ослабить Францию. Франция в свою очередь пыталась исключить возможность образования единой и сильной Германии. Формальным поводом к войне стали претензии на испанский престол, которые выдвинул родственник Вильгельма Прусского Леопольд Гогенцоллерн. 

 

       Наполеон III повел агрессивную политику по отношению к Пруссии, окончившуюся войной. Война ярко обнаружила всю непрочность империи; с самого же начала она приняла крайне неблагоприятный для Франции оборот, и 2 сентября 1870 г. сам Наполеон с целой армией сдался в плен пруссакам.

      Эта катастрофа французской армии при Седане послужила толчком к сентябрьской буржуазной  революции 1870 г. 4 сентября 1870 года была провозглашена республика. К власти пришли буржуазные республиканцы, объявившие себя «правительством национальной обороны». Новое правительство вместо того, чтобы мобилизовать силы народа для отпора пруссакам,  стремилось во что бы то ни стало заключить мир. Между тем, враг, заняв значительную часть страны, 17 сентября 1870 года прусские войска осадили Париж.  Правительство третьей республики добилось своего, заключило 28 января 1871 г. с пруссаками перемирие, а в феврале того же года подписало Версальский договор.      

         Как только стало известно о подписании мира и предстоящем вступлении в столицу неприятельских войск, в Париже начались волнения. Отряды национальной гвардии, состоявшей, в основном из рабочих и ремесленников, захватили пушки, снаряды и патроны и приготовились к обороне. Подлинная власть в Париже перешла к Центральному комитету национальной гвардии. Правительство, возглавлявшееся к тому времени Тьером, из страха перед революцией, предприняло попытку разоружить рабочий класс. В ночь с 17 на 18 марта солдаты регулярных войск должны были захватить и вывезти артиллерию национальной гвардии. Попытка не удалась. Сопротивление и противодействие правительственным войскам переросло в стихийное восстание. Правительство бежало в Версаль. Париж поднял знамя коммуны, но столица продолжала оставаться в кольце осады, в котором ее держали теперь совместно пруссаки и версальцы.

      Перед Советом Парижской коммуны встала задача восстановления и налаживания в осажденном всех общественных служб, в том числе почтовой связи. В осажденном Париже в обращении продолжали находиться почтовые марки с портретом уже свергнутого императора Наполеона III. Кроме того, была выпущена новая серия почтовых марок с изображением головы Цереры — италийской «богини произрастания плодов» (рисунок первых французских марок 1849 г.), названная впоследствии филателистами «марками осады Парижа». На территории Франции занятой прусскими войсками имели хождения оккупационные почтовые марки. 

1871. Наполеон III 1871. Голова Цереры 1871. Оккупационные марки.

       Очевидец и историк Парижской Коммуны Лиссагаре писал о событиях того времени после прихода к власти коммунаров: «Директор почты, гравер Тейс, увидел, что вся работа почты дезорганизована, почтовые конторы закрыты, марки спрятаны или расхищены, материалы, штемпеля, кареты украдены, и кассы, разумеется, пусты… . Тейс действовал энергично. Почтовые конторы были открыты, и в течение 48 часов в Париже были восстановлены прием и доставка писем. Ловкие гонцы доходили даже до Сен-Дени и на расстояние до 10 миль вокруг, чтобы бросить в почтовые ящики письма, адресованные в провинцию. Что касается доставки писем в Париж, то она зависела от частной инициативы: были организованы соответствующие частные агентства».

      Не имея возможности наладить в условиях осады нормальную почтовую связь с провинцией, Совет коммуны разрешил частным   агентствам     организовать доставку писем за пределы  Парижа, до ближайшей почтовой  конторы  в  провинции  и обратно с  взиманием  за  эту  услугу  особого сбора.  Решение о создании таких временных  почтовых   предприятий   состоялось   6   апреля.  В объявлении об этом от 26 апреля  1871 года директор   почты    Тейс   и   уполномоченный  по  финансовым  делам  Журд  указали, что за   пересылку  корреспонденции  за пределы  Парижа    государственный    почтовый  сбор взиматься не будет, а письма, поступающие в   Париж   извне,   должны   быть оплачены (дополнительно   к   взысканному агентством сбору)   по   городскому   тарифу.   Пересылка служебной     корреспонденции     учреждений Коммуны   была   освобождена   от   почтового сбора.        

      Распоряжением   от   6   мая   был   установлен  порядок регистрации   частных  агентств в секретариате Генеральной дирекции почт и   вскоре  несколько   агентств  приступили к работе.  Некоторые  агентства  для  оплаты своих услуг выпустили   специальные   марки,   которые   наклеивались на конверты только краем, а при сдаче писем  в государственную  почту   за пределами  Парижа срывались, чтобы нельзя было узнать пункт их отправления. Поэтому конвертов с наклеенными на них  марками частных  агентств не существует. Встречаются только   марки,  не  бывшие   в   употреблении.  

Информация о деятельности агентства "Лорен", развешенная в общественных местах Парижа.

        Эти агентства за плату доставляли письма из Парижа в ближайшие почтовые отделения «версальцев», в Сен-Дени или Венсенн. Письма, полученные в филиалах агентств, находящихся  в провинции – доставляли в почтовые отделения коммунаров в Париже. Таким образом, эти агентства стали своеобразными посредниками между почтовыми администрациями враждующих сторон. Их деятельность происходила с молчаливого согласия обеих сторон. 

     Особое внимание филателистов заслуживает история частного почтового агентства «Лорен (Lorin)», деятельность которого официально признавала Парижская Коммуна своим  декретом от 26 апреля 1871 года, и которая выпустила, совместно с филателистической фирмой «Мори» шесть марок. Эти марки впоследствии и стали называть «марками Парижской Коммуны». На них изображен герб Парижа, парусник, крепостная стена города и девиз «В него бьют волны, но он не тонет» и буквы «LM», которые обозначали начальные буквы почтового агентства «Лорен» и фирмы «Мори».

          Три марки предназначались для оплаты корреспонденции из Парижа, три - для оплаты корреспонденции в Париж. Причем были свои особенности  использования марок из Парижа и в Париж.  Марки в обе стороны различались по характеру почтового отправления: «IMPRIME»- печатное издание, «LETTER» - письмо и «CHARGEMENT» - заказная корреспонденция. Марки «из Парижа» имели фиксированный номинал и использовались как марка-квитанция. Они имели, под изображением номинала, горизонтальную перфорацию, на почтовое отправление наклеивалась только часть марки с номиналом, а вторая часть оставалась в агентстве и использовалась для расчетов с властями.  Марки «в Париж» имели несколько другое оформление, в нижней части которого указывался фиксированный номинал, плюс свободное место, куда от руки заносили  размер «договорной» доплаты за вручение почтового отправления. 

1871. Марки "Из Парижа" 1871. Марки "В Париж"

               Занимались доставкой писем и другие частные агентства. Однако о них информации значительно меньше. Не случайно  во всех книгах, посвященных маркам Парижской Коммуны, мы видим изображения  марок агентства «Лорен». Это связано с тем, что один из владельцев агентства  Артур Мори (Arthur Maury) был марочным торговцем. Он прекрасно понимал, какой интерес будут иметь марки Парижской Коммуны позднее. Он сохранил типографские клише марок агентства «Лорин» и впоследствии изготовил с них новоделы. Повторяю, практически все подлинные марки были уничтожены во время пересылки.

         В 1907 году фирма Мори была очень солидным предприятием. Кроме торговли марками она выпускала альбомы, каталоги и журнал по филателии. Офис фирмы занимал огромный дом в очень популярном районе Парижа. Как видно из каталога фирмы Мори за 1907 год, она и в те времена успешно торговала новоделами марок агентства «Лорен».

        Сведения о частных марках агентства «Лорен» отсутствуют в многих стандартных каталогах. Причина кроется как в их частном характере, так  и в том, что оставшиеся экземпляры являются скорее всего новоделами. Однако причина того, что оригинальные экземпляры почти не сохранились достаточна весома.  Коллекционеры Франции считают за честь иметь любые материалы периода Парижской Коммуны.

       

<==     ==>

Hosted by uCoz