<==     ==>

 

Терминология филателии (ч.80).                   

            

         

          МАРКА ПРОИЗВОЛЬНОЙ ФОРМЫ -   почтовая марка, внешняя форма которой отличается от обычных геометрических фигур (прямоугольник, круг, ромб, трапеция и.т.п.). 

 

         Первые почтовые марки были в основном выполнены в форме прямоугольника. Однако уже в самом начале предполагалось, что форма почтовой марке будет иметь и другие очертания. Вот перед Вами несколько эссе 1856 года, когда решался вопрос о первой почтовой марке России.

 

 

 

          Однако уже в 1853 году  вышла первая в мире марка треугольной формы - знаменитая треуголка Мыса Доброй Надежды. Вскоре в лидеры по оригинальности форм собственных почтовых марок вышла земская почта России. Государственные почтовые марки  России представляли собой небольшие прямоугольники. Поэтому при изготовлении земских марок появились весьма необычные формы.

 

Треуголка Мыса Доброй Надежды.

 

1870. Лужский уезд Санкт - Петербургской губернии.

1877. Борисоглебский  уезд Тамбовской губернии. Прообраз первой марки не геометрической формы.

1883. Волчанский уезд Харьковской губернии.

 

        В дальнейшем почтовые администрации разных стран перепробовали почти все геометрические фигуры, однако самая большая революция форм почтовых марок произошла в 1964 году. Этому способствовало изобретение специального клея,  который хорошо приклеивается ко всему, кроме специальной бумаги  (подложки). Было освоено промышленное производство самоклеящихся ярлыков. Но это было только началом. Новинка стала интенсивно расширять свою сферу применения. 

       Знаменательно, что уже в самом начале ею заинтересовались работники почтовых служб. Дело в том, что почтовую марку – самоклейку практически невозможно снять с конверта и использовать вторично. Производственный процесс изготовления самоклеющихся марок принципиально отличается от печати бумажных знаков почтовой оплаты. Для самоклеющихся марок не нужны зубцы. На первом этапе каждая марка вырубалась специальным штампам отдельно и помещалась на подложку. Именно эта особенность побудила почтовые ведомства придавать своим почтовым маркам самые экзотические формы. А это обстоятельство многократно усиливало интерес коллекционеров. 

       Первооткрывателем выступило небольшое африканское государство Сьерра-Леоне. В феврале 1964 г. почтовые отделения в Фритуане  буквально осаждались сотнями филателистов. Причина – выход в обращение серии из 14 марок (7 для обычной почты, 7 для авиапочты) невиданного формата. Маркам придана форма контуры страны, как она выглядит на географической карте. 

       Успех таких марок был ошеломляющим. И почтовые администрации многих стран стали интенсивно эксплуатировать плодотворную идею.  И долгое время борьба за оригинальность своих марок велась между Сьерра-Леоне и островным государством Тонга.

       В настоящее время подчеркнуть оригинальность своих почтовых марок стараются многие страны. Конечно, это в первую очередь, небольшие государства, которым хотелось бы обратить на себя внимание, но следует отметить, что этого искушения не избежала и почта   стран - мировых лидеров.

 

<==     ==>

Hosted by uCoz