<==     ==>

 

Терминология филателии (ч.78 часть1).                   

            

         

          РАЗНОВИДНОСТЬ -   филателистическое название некоторых отличий, свойственных почтовым маркам одного выпуска. 

 

          В процессе изготовления тиража, в зависимости от различных технологических условий могут появляться разновидности по перфорации, сорту бумаги, наличию водяных знаков на бумаге, оттенками красок. Кроме этого при печати тиража  встречаются и  графические различия.  Не будем касаться темы различия в бумаге, водяных знаков и перфорации. Остановимся более подробно именно на графических различиях. Это наиболее интересная и показательная часть разновидностей.

 

         В свою очередь графические разновидности четко делятся на сдвиги, перевертки, пропуски цвета (изображения), ошибки проекта, ошибки (творчество) исполнителя.

 

         СДВИГ - смещение одной части изображения относительно другой. 

 

         Чаще всего сдвиг изображения происходит, когда печать марок происходит в несколько приемов: вначале печатается один цвет, затем другой и так далее. Краткую схему процесса печати можно видеть на выставочном сувенирном блоке Чехии. 

          

    

      

 

          Думаю, что многие знают об одной из самых известных марок мира - легендарной марке США «Перевернутая Дженни» (Inverted Jenny). Однако мало кто знает, что кроме легендарной перевертки самолета существуют и различные сдвиги его относительно рамки. Таких примеров можно найти немало. В принципе это просто полиграфический брак, который должен быть замечен работниками типографии и уничтожен, но иногда такие листы все же оказываются в продаже и становятся желанными экспонатами в коллекциях. О истинной ценности подобных экземпляров каждый решает сам.

 

Обычный экземпляр. Перевертка. Сдвиг изображения.

   

  ПЕРЕВЕРТКА - ошибка полиграфистов, когда одна часть изображения почтовой марки перевернута относительно другой на 180 градусов. 

       Так же как сдвиг, перевертка получается тогда, когда изображение марки формируется в несколько приемов, при котором печатный лист случайно вставляется в машину перевернутым.  Естественно, что ошибочные экземпляры уничтожаются, однако если уж это произошло незамеченным (а это вполне возможно, т.к. тиражи во многих странах исчисляются миллионами экземпляров, а в США порой и сотнями миллионов), то  попавшие в  в обращение экземпляры мгновенно становятся редкостью. Такие экземпляры каталогизируются и за обладание ими идет нешуточная борьба на аукционах. Вот перед Вами часть серии США "Панамериканская выставка". 

       В 1901 году с 1 мая по 1 ноября в городе Буффало, штат Нью-Иорк проводилась Панамериканская выставка. Чтобы отметить это событие, а также в рекламных целях в США была выпущена серия марок пяти номиналов.  Каждая марка печаталась в два цвета: рисунок в центре – черный, а обрамление – цветное. На рисунках были воспроизведены различные виды транспорта. На двухцентовой марке ярко-карминового цвета с черным рисунком был изображен знаменитый в США пассажирский поезд «Эмпайер стейт экспресс».

     Именно с этой марки и началась интересная история открытия редкой ошибки. Через три дня после того, как началась продажа, служащий компании «Моргенталер Линотайп» Ф. П. Дэвис из Бруклина приобрел у почтальона двухцентовых марок на сумму в один доллар. Получив лист из 50 таких марок, он не глядя, сунул его в стол. Впервые внимательно рассмотрел его вечером того же дня, когда начал готовить почту к отправке. Каково же было его изумление, когда он обнаружил, что изображение железной дороги и поезда на марке отпечатано в перевернутом виде!

      По американским источникам, из общего тиража двухцентовой марки экземпляров с «перевернутым центром» сохранилось до наших дней немного: установлено 155, не прошедших почту, и три гашеных. Существует и один квартблок. Увлекшись поиском двухцентовой  «перевертки», коллекционеры долгое время не обращали на другие марки серии. И только много позднее обнаружилось, что существуют с такой же ошибкой еще 2 марки серии.       

        В честь 100-летия знаменитых «переверток» США был издан памятный почтовый блок, где изображены эти знаменитости.

 

       Говоря о перевертках следует отметить, что они встречаются гораздо чаше, когда на существующих марках наносятся надпечатки с различным текстом.  Скорее всего уничтожить выделенные для нанесения надпечаток почтовые марки гораздо проблематичнее, чем уничтожить бракованные листы при печати тиража, когда марки еще не стали денежными документами. Посмотрите, например, на одни из самых известных надпечаток Советского Союза.

       Большинство   каталогов описывают два вида надпечаток: одна, более распространенная, с большим «Ф» в слове «Франциско» и другая, встречающаяся значительно реже,– с маленьким «ф». Известны и марки с перевернутой надпечаткой. Эта марка с перевернутой надпечаткой и маленькой буквой "ф" была подарена президенту США Франклину Рузвельту  лично И. В. Сталиным во время Ялтинской конференции 1945 года. Очевидцы вспоминают, что в этот момент, по дрогнувшей руке президента  можно было видеть, как он рад полученному подарку. Представьте себе, один из самых могущественных людей мира, радуется небольшому кусочку бумаги. Да, воистину  есть что-то притягательное в коллекционировании почтовых марок. В связи с этим эпизодом, представьте состояние человека, у которого «реквизировали» эту марку для президентского подарка.

Большая буква "Ф" в слове Сан-Франциско

Маленькая буква "ф" в слове Сан-франциско

       Что бы не подумали, что подобные ошибки случались в типографиях только в те давние времена приведу несколько современных примеров. Опять США - это и не удивительно с их то колоссальными тиражами почтовых марок. Как не просматривает продукцию бдительные контролеры, но все равно изредка коллекционеры получают очередную редкость. Но такое встречается и в других странах.

1979 год. 1992 год. 1956. Польша

 

       ПРОПУСК ЦВЕТА - ошибка полиграфистов, когда одна часть изображения, выполненная определенным цветом отсутствует на напечатанной марке.

      И опять же такая ошибка возникает тогда, когда конечное изображение на марке формируется в несколько этапов, каждый из которых формирует часть изображения краской определенного цвета. Такое нередко встречалось при печати земских марок России.

1897-98. №31 1897-98. №31б. Нет розового фона. 1897-98. №31г. Нет золотого цвета.

 

<==     ==>

Hosted by uCoz