<==     ==>

 

Терминология филателии (ч.58).                   

            

         

          КОНВЕРТ МАРКИРОВАННЫЙ  - оболочка почтового отправления с напечатанным знаком почтовой оплаты (цельная вещь).

 

           Идея создания конверта (бумажного мешочка для писем) появилась, можно сказать, случайно. Однажды мистер Бревер (по некоторым источникам Бремер) , владелец писчебумажного магазина в английском городе Брайтоне, задумал к рождеству обновить витрины. В последнее время торговля складывалась не совсем удачно. Нужно было как-то привлечь покупателей. Но как? И мистер Бревер решил воздвигнуть... бумажную пирамиду. Внизу положил самые крупные листы, предназначенные для печатания газет. В середине – поменьше, а наверху – самые маленькие, размером не больше визитной карточки.

          Изобретательность мистера Бревера не осталась не замеченной: о бумажной пирамиде заговорил весь Брайтон! Около витрины постоянно толпились любопытные. Особым вниманием пользовались маленькие листики на вершине пирамиды. Они-то и обеспечили мистеру Бреверу успех в торговом деле, а затем и славу изобретателя. И вот почему...

          Раньше брайтонцы писали письма на бумаге разного формата. Но после рождественской выставки в писчебумажном магазине стало модным пользоваться для переписки бумагой формата визитной карточки. Мода находила все больше поклонников, хотя «визитки» были не совсем удобны, потому что «письмо» надо было еще складывать в виде пакетика, чистая сторона которого предназначалась для адреса.

         И тогда мистеру Бреверу пришла в голову счастливая мысль. Он решил изготовлять специальные пакеты, чтобы продавать их вместе с листками бумаги. Сначала он сделал небольшую партию таких пакетов и раздавал их в виде бесплатного приложения к купленной у него бумаге. Новинка пришлась по вкусу. Теперь уже все хотели отправить свои письма непременно в «пакетах мистера Бревера». Только вот выкраивать и клеить их не каждому хотелось. Да и не всякий умел это делать хорошо. Предчувствуя большой успех, мистер Бревер поручил изготовление почтовых пакетов двенадцати специальным предприятиям. Он даже придумал машину для изготовления конвертов

          Это произошло в 1820 году. А чуть позднее «пакеты мистера Бревера» стали называться «конвертами» – от английского слова «tо cover» (закрывать). Так, благодаря выдумке торговца и стремления общества не отстать от моды, и  появился современный конверт. Еще через несколько десяток лет идея  предварительного нанесения клеевого слоя на клапаны конверта озарила француза Пуарье. До этого письма скреплялись сургучом или специальной облаткой.

         Прошло еще немного времени и на свете появился уже маркированный конверт (называли его несколько иначе, но от этого смысл не меняется). Так уж получилось, что маркированный конверт появился раньше чем была выпущена первая в мире почтовая марка.

         Итак - 1838 год Австралия. Почтмейстер Нового Южного Уэльса Джеймс Реймонд (James Raymond) поддерживал связь с Р. Хиллом и работал в том же направлении, пытаясь внедрить предоплату почтовой корреспонденции в Новом Южном Уэльсе. В результате в 1838 году там были выпущены конверты с вытесненным на них королевским гербом. В стоимость конверта включалась и оплата почтовой доставки. Эти конверты предназначались для местной корреспонденции и продавались по цене в 1 1/4 пенса, в то время как отправка обычного письма обходилась в 2 пенса.  Однако, выпущенные конверты оказались непопулярны и вскоре их изъяли из продажи. Неудача не обескуражила Раймонда и в 1841 году он попытался пробудить интерес властей к внедрению почтовых марок, однако опять безуспешно. Почтовая марка в Новом Южном Уэльсе вышла только в 1850 году. Но это уже другая история.

1838. Вырезка из конверта.

 Эта иллюстрация для того, чтобы дать гиперссылку, позволяющую лучше рассмотреть оригинал (левый скан).

Почтовая карточка 1888 года, посвященная выпуску в 1838 году маркированных конвертов Южного Уэльса.

        

        В августе 1839 г. Казначейство Великобритании обратилось к публике с просьбой принять участие в обсуждении проекта новой системы оплаты почтовых отправлений. Было представлено множество проектов.  Рассмотрев все проекты, комиссия назвала победителей и в декабре 1839 г. был принят указ о введении единой оплаты почтовых отправлений. В Англии стали готовиться к почтовой реформе. Подготовка шла полным ходом, и было решено для подтверждения факта оплаты использовать два способа. Первый – с помощью особой квитанции (впоследствии названной почтовой маркой), которая должна наклеиваться на отправление. Второй – путем использования специально изготовленных конвертов. Этим утвержденным проектом и стал конверт Малреди (по фамилии автора рисунка, известного английского графика, члена королевской Академии изящных искусств Вильяма Малреди). Следует отметить, что так называемый "конверт Малреди" физически представляет собой почтовый лист, а не конверт. Однако есть утвердившееся название и не будет его менять.

Почтовый лист Малреди, названного впоследствии "конвертом Малреди"

Почта Ирландии отметила 200-летие со дня рождения Вильяма Малреди.

         Выглядели «конверты Малреди» весьма внушительно. Всю лицевую сторону  его занимает аллегорический рисунок. В верхней части фигура Британии, сидящей на скале. У ног ее лев, рядом щит с изображением флага Великобритании. По обе стороны от головы Британии располагаются летящие ангелы – символ добрых новостей. В отдалении парусные корабли и оленьи упряжки. Здесь же изображения индусов на слонах, китайцев с косичками, индейцев приветствующих миссионеров, купцов с товарами и сцены чтения писем. Вся эта помпезная композиция должна была символизировать развитие почтовой связи на обширных землях, подвластных британской короне. Конверты печатались на лучших сортах бумаги с шелковыми нитями и соответствовали по цвету и номиналам почтовым маркам. У одного с рисунком черного цвета было написано «Postage. One penny”, у другого с синим рисунком «Postage. Two pence”. Все было сделано таким образом, чтобы конверты пришлись по вкусу населению и могли достойно представлять в мире Британскую империю.

         «Конверт Малреди» и почтовая марка вышли в свет в один день 1 мая 1940 года. И хотя королевский почтмейстер Р.Хилл надеялся на «конверт Малреди» больше, чем на свое изобретение – почтовую марку, на практике вышло другое. Конверты при всей их помпезности не пользовались популярностью у населения.

          Встретив такой прохладный прием «конверты Малреди» просуществовали очень недолгое время. Поскольку их популярность оказалась минимальной, почтовики не знали, куда девать громадные запасы конвертов, практически не покупавшиеся населением. В итоге было принято решение использовать из для служебной переписки  правительственных организаций.

 

 

       Однако постепенно маркированные конверты все же получили популярность. А в некоторых странах маркированный конверт вышел даже раньше  первых  национальных почтовых марок. 

      1845 год Россия. Первым использовало штемпельные конверты почтовое ведомство Финляндии, входившей в ту пору в состав России. Великое княжество Финляндское пользовалось некоторыми привилегиями, среди которых – право на организацию собственной почты, фактически независимой от российской. Более решительная почтовая администрация Финляндии раньше, чем в России, пришла к необходимости проведения преобразований на почте. Циркуляром от 23 ноября 1844 года уведомлялись почтовые отделения Великого княжества, а также почтовый департамент в Санкт-Петербурге, что с 1 января 1845 года в Финляндии вводятся в обращение штемпельные конверты.

     В Санкт-Петербурге пересылка писем в «штемпельных кувертах» началась с 1 декабря 1845 года. 

Император Николай I, по докладу главноначальствующего над Почтовым департаментом, 19 октября 1845 года одобрил введение в России знаков почтовой оплаты в виде штемпельных конвертов для городской почты. 23 ноября 1845 года читатели петербургской газеты «Северная пчела» прочитали сообщение о том, что для удобства публики признано полезным введение в употребление особых почтовых «кувертов» со штемпелями, установив цену за каждый по 6 коп. серебром: по 1 коп. за «куверт» и по 5 коп. за пересылку.

          К этому времени в Санкт- Петербурге действовала хорошо налаженная городская почта, начавшая функционировать с января 1833 года. Корреспонденция сдавалась на почту через приемные пункты, организованные в мелочных лавках. Сначала было открыто 42 приемных пунктов. К середине 1834 года число приемных пунктов было увеличено до 108. Почтовый сбор до введения штемпельных конвертов взимался с клиентов только наличными деньгами. За прием и сохранность корреспонденции и денег несли ответственность хозяева лавок. После оплаты сбора корреспонденция опускалась в находящийся запертый почтовый ящик, из которого вынимались и доставлялись на почту несколько раз в день. 

Успех штемпельных конвертов побудил почтовый департамент незамедлительно ввести это новшество и в Москве. Здесь продажа «штемпельных кувертов» была открыта 27 февраля 1846 года и осуществлялась двумя отделениями городской почты, а также всеми отделениями общегосударственной почты. Кроме действовавших в мелочных лавках пунктов приема корреспонденции, московский почт-директор счел целесообразным учредить для Москвы приемные места для писем в больших кондитерских, так как они работали и в праздничные дни, а в будни закрывались позднее всех остальных магазинов.

          Штемпельные конверты намного облегчили работу городской почты. Отпала необходимость денежных расчетов с лавочниками, упростилось ведение регистрации почты, до минимума свелся учет, и повысилась оперативность. Быстрое распространение конвертов повлекло за собой совершенствование способов отправки корреспонденции, Теперь не нужно было с каждым письмом идти на почтамт или обращаться к лавочнику. В 1848 году вначале в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве появляются почтовые ящики. 

        Позднее появились маркированные конверты, указывающие специальный способ доставки корреспонденции (заказное, авиа, местное и т.п.), на конвертах появились иллюстрации. В общем, история развития выпуска разнообразных маркированных конвертов довольно интересна.  Появились и коллекционеры, которые начали изучать и систематизировать их. Это оказалось очень интересным и даже более трудным занятием, чем коллекционирование почтовых марок. Ведь в некоторых странах с большим почтовым оборотом выпускается маркированных  конвертов значительно больше, чем почтовых марок.  Да и информации о их выпуске дается почтой значительно скуднее. 

 

<==     ==>

Hosted by uCoz