<==     ==>

 

Терминология филателии (ч.14). 

 

      

          КУПОН - дополнительная  часть некоторых почтовых марок. Обычно это необязательная часть почтовой марки, на которой помещается более подробная информация, о событии, которому посвящен выпуск или рекламная информация. 

 

 

          При всей необязательности купона, марки с купоном коллекционеры очень любят. А когда в марочном листе купон является принадлежностью только нескольких марок, то начинается просто охота за марками с купонами. 

         Купоны используются почтовыми администрациями довольно часто, поэтому много об этом говорить не стоит. 

        Действительно, довольно часто создателям почтовых марок  хочется "втиснуть" в нее как можно больше информации. Но законы жанра таковы, что это желание может привести к тому, что почтовая миниатюра просто не получится. В некоторых случаях купон как раз и может помочь художнику выразить свою идею и не "утяжелить" собственно почтовую марку. 

        Но не следует думать, что купон изобретение современное. Можно привести несколько примеров из истории почтовых марок XIX века. Причем следует учесть, что купон в этих случаях являлся обязательной частью почтовой марки.

       Первый пример из истории земской почты России. В 1878 году вышли первые почтовые марки Задонского уезда Воронежской губернии. Этот первый выпуск и последующие в течение 10 лет  был замечателен тем, что это были марки с купоном. Причем купон являлся своеобразной квитанцией приемки заказного письма. Подобная же история  была и с марками Котельнического уезда Вятской губернии 1869-1875 годов.

1869. Земская марка Котельнического уезда. 1878. Земская марка Задонского уезда.

 

       Есть еще один интересный факт нестандартного использования купонов в почтовом деле. В 1893 – 1912 годах почта Бельгии выпускала специальные марки с купонами. Коллекционеры назвали их «воскресными». Дело в том, что на купоне надпись «В воскресение не доставлять». В те далекие дни почта работала несравненно лучше, чем в наше время. Вы, конечно, не поверите, но почта в те далекие времена работала даже в воскресенье. Так вот, если марка была приклеена на конверт с купоном, то почтальон в воскресение не должен был тревожить адресата доставкой письма, а если марка была без купона, то доставка должна быть осуществлена немедленно, не взирая на календарь.

 

 

 

      В настоящее время почтовые администрации часто выпускают типографские  листы с гаттер-дорожками. Причем стараются оформить их достаточно привлекательно. В результате гаттер-ячейки стали очень походить на купоны. Поэтому  их стали часто путать. Чтобы не ошибиться первое, что нужно сделать это получить информацию о построении марочного листа.

2008. Гиброалтар. Хотя при продаже данный экземпляр объявлен как гаттер-пара, однако это просто марки с информационным купоном.

Серия 1976 года выходила из типографии в листах 5х5 с полосой купонов в центральном вертикальном ряду, которая делили лист на два блока марок (2х5). Однако это именно купоны, а не гаттер-полоса.

 

     И последнее: в 1999 году появилась первая так называемая персональная марка. Персональный марочный лист обычно состоит из сочетании почтовой марки и купона, на котором можно было нанести изображение по заказу. Подробнее об этом чуть позднее.

<==     ==>

Hosted by uCoz