НАЗАД

 

 

250 лет завершения строительства Большого Царскосельского дворца.

 

Немного истории.            

       Архитектор, имя которого связывают с этим дворцом,  Франческо Бартоломео Растрелли родился в Париже в 1700 году в семье известного архитектора и скульптора Бартоломео Карло Растрелли и испанской дворянки. Отец Франческо, Бартоломео Карло в конце 1715 года принял предложение от российского посла поехать в Россию на три года на службу к Петру I. 

        Уже в феврале 1716 году Карло Растрелли прибыл в Петербург с шестнадцатилетним сыном - своим ближайшим помощником. Франческо Бартоломео оказался в пору своей юности на огромной стройке новой русской столицы, с поразительной быстротой выраставшей на островах невской дельты. Ничего подобного этому грандиозному строительству не видел Растрелли ни у себя на родине, ни в других странах Западной Европы, да и нигде в мире не было в ту пору строительства, хотя бы отдаленно схожего по своим масштабам и смелости замысла с застройкой Петербурга.  

       Первой самостоятельной работой молодого зодчего в Петербурге было строительство с 1721 по 1727 год дворца на Миллионной улице для молдавского господаря Антиоха Кантемира. Были и другие серьезные работы талантливого архитектора, однако все они являлись как бы подготовкой  к гораздо более значительному и цельному произведению зодчего - Большому (Екатерининскому) дворцу Царского Села. Позднее у него были и другие замечательные работы, например, Зимний дворец.

        История Большого Царскосельского дворца начинается в 1717 году, когда на берегах Невы создавался Санкт-Петербург. Тогда в Царском Селе началось строительство первого каменного царского дома, вошедшего в историю под названием "каменных палат" Екатерины I. В августе 1724 года, когда строительство было уже завершено, во дворце устроили празднество, во время которого "палили из 13 пушек трижды". На торжестве присутствовали царь и все крупные государственные деятели. Дворец представлял собой небольшое двухэтажное здание, характерное для русских дворцовых построек начала XVIII века.

        Первая попытка перестроить дворец была предпринята при императрице Елизавете Петровне в проекте М. Г.Земцова в конце 1742 - начале 1743 года. После смерти М. Г. Земцова работы в Царском Селе перешли к А.В. Квасову и его помощнику, строителю Дж. Трезини. В мае 1745 года вместо Дж. Трезини был назначен Савва Иванович Чевакинский, который вплоть до 1760 года вел наблюдение за строительством объектов в Царском Селе.

        С конца 1748 года и по 1756 год строительство царскосельской резиденции возглавлял обер - архитектор двора Ф.- Б. Растрелли. Первоначально они заключались главным образом в переделках старого дворца. Однако перестройка не устроила императрицу и 10 мая 1752 года  Елизавета Петровна подписала указ о капитальной перестройке старого здания, а 30 июля 1756 года Ф.- Б. Растрелли показывал свое законченное творение Елизавете Петровне и иностранным послам.  

        Большой (Екатерининский) дворец Царского Села - одна из самых грандиозных дворцовых композиций XVIII века. По своим масштабам, цельности пространственного построения, единству фасадных мотивов и отделки интерьера, по необычной насыщенности архитектурных форм пластикой и цветом - это произведение Растрелли представляет собой явление единственное в своем роде.

     Да и по своему внутреннему убранству он представлял собой, бесспорно, одно из самых замечательных дворцовых зданий мира.  

       Своими размерами, мощной пространственной динамикой и живописностью декора дворец, возведенный в стиле русского барокко, производил сильное впечатление. Широкая лазоревая лента дворца с белоснежными колоннами и золоченым орнаментом выглядела празднично.

      На позолоту наружных и внутренних украшений пошло около 100 килограммов червонного золота. Тогда же был окончательно оформлен парадный двор, огражденный дворцовыми флигелями и расположенными полукругом зданиями "циркумференций".

     Дворцовые фасады были декорированы колоннами, фигурами атлантов, кариатид, картушами на фронтонах, львиными масками и прочими лепными украшениями, выполненные по моделям скульптора И. Дункера

     Так же роскошно отделал Ф. - Б. Растрелли и апартаменты дворца. Созданная им Парадная анфилада, за обилие золоченой резьбы получила название "Золотой анфилады". Анфиладное расположение залов, не известное в России до середины XVIII века, Ф. - Б. Растрелли вводил и в других дворцах, но только в Царском Селе протяженность анфилады равнялась длине всего здания - от Парадной лестницы до Церковного корпуса.

     С 1756 года Большой дворец был центром придворной жизни, где не только проходили балы, маскарады, но и вершились важные государственные дела.

     В последствии Большой дворец еще не раз подвергался переделкам. А 9 июня 1918 года он был открыт как музей.

НАЗАД

Hosted by uCoz