НАЗАД

 

 

Кругосветное плавание барка "Крузенштерн" 2005-2006.

 

 Барк "Крузенштерн" - немного истории.

          Первое в мировой истории кругосветное плавание было осуществлено в 1519-22 гг. испанской морской экспедицией, возглавляемой Ф. Магелланом.  Главным результатом экспедиции Магеллана было первое практическое доказательство гипотезы о шарообразной форме Земли.

         Второе (1577-78 гг.) и третье (1586-88 гг.) кругосветные плавания совершили английские пираты: вице-адмирал Ф. Дрейк и Т. Кавендиш соответственно. Но наиболее значительными после Магеллана кругосветными плаваниями были три экспедиции под руководством английского мореплавателя Д. Кука (1768-71 гг., 1772-75 гг. и 1776-79 гг.).

     До XIX века включительно все кругосветные плавания, в основном, были нацелены на поиск новых колоний и лишь отчасти ориентировались на развитие торговли и морского промысла.

     Отличительной особенностью первого русского кругосветного плавания был его научный, экономический и торговый характер.

     Свой проект организации русской экспедиции вокруг света И.Ф. Крузенштерн изложил в написанной им в 1799 г. записке министру торговли Соймонову. Его проект привлек внимание морского министра и министра коммерции, а в 1802 г. получил высочайшее утверждение Александра I с предоставлением Крузенштерну возможности реализации его замысла.

     И вот 7 августа 1803 г. шлюпы «Надежда» и «Нева» под командованием капитан-лейтенантов И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф.Лисянского вышли из Кронштадта и взяли курс на Англию.

      Во время долгого плавания «Нева» обогнула Африку со стороны Атлантического океана, прошла через Ла-Манш, и 5 августа 1806 г. возвратилась в Кронштадт. Крузенштерн на «Надежде» возвращался по другому пути. Его корабль, обогнув Англию с севера, прибыл в Кронштадт 19 августа 1806 г., пробыв в плавании 3 года и 12 дней.

    За это плавание И.Ф. Крузенштерн был произведен в капитаны 2 ранга, награжден орденом Св.Владимира 3-ей степени и ему был пожалован «пенсион» в 3 тысячи рублей. В истории русского флота И.Ф. Крузенштерн по праву считается первым отечественным кругосветным мореплавателем .

 ***

       В течение многих лет на всех встречах парусников мира всеобщее внимание привлекает российский величественный «Крузенштерн».

     Парусник был построен в 1926 году по заказу немецкого торговца Фредерика Лейша и спущен на воду под названием Padua. Он оказался последним парусником на торговых путях из той серии, которая заменила знаменитые «чайные» клиперы.  

     Парусник славился высокой скоростью доставки грузов. Так, маршрут из Ла-Манша до австралийского порта Линкольн Padua проходил за 67 дней, в то время как раньше на этот маршрут требовалось 88 дней. Кроме того, парусники этой серии использовались и как школы моряков – в каждый рейс на борт принималось 40-50 молодых людей, которые работали на протяжении всего рейса вместе с командой, готовясь к карьере моряка.

      Последний свой рейс барк Padua совершил  в январе 1939 года, перевозя груз селитры из Чили в Австралию.

    После завершения второй мировой войны парусник по решению Потсдамской конференции был передан Советскому Союзу. В январе 1946 года на паруснике был поднят советский флаг, а в феврале он получил новое имя – «Крузенштерн».

      После капитального ремонта судна в 1959-1961 годах на «Крузенштерне» было установлено два двигателя. После этого в течение семи лет барк использовался для проведения океанографических исследовании. Затем он был передан Министерству рыболовства СССР, которое использовало судно для обучения курсантов высших и средних морских школ. Сегодня «Крузенштерн» берет в рейс до 168 курсантов.  

 «Крузенштерн» имеет водоизмещение 5220 тонн, длину 114,5 м, ширину 714 м и осадку в 7 м. Четыре мачты барка позволяют поднять 31 парус общей площадью 3640 кв. метров. При шестибальном ветре это позволяет получить тягу порядка 40 тонн, что позволяет развить скорость до 14 узлов. В безветренную погоду два двигателя мощностью 800 л.с. позволяют развить скорость до 9 узлов. Могучий корпус корабля с 50 метровыми мачтами производит неизгладимое впечатление и является украшением всех парусных регат и торжеств.

 ***  

        В 2005 году в России готовились к празднованию 60-летия Победы в Великой Отечественной войне и 200-летия первого кругосветного похода российских кораблей под командованием И. Ф. Крузенштерна, ряд общественных организаций выступили с инициативой проведения в 2005-06 гг. кругосветного плавания барка «Крузенштерн», посвященного этим славным героическим датам в истории Государства Российского.  

       Выход в кругосветную экспедицию состоялся 24 июня 2005 из Санкт-Петербурга по маршруту Атлантика - мыс Горн - Владивосток - Австралия - Южная Африка - Россия. Маршрут плавания проходит через 22 порта пяти континентов и будет продолжаться 14 месяцев.

     Это кругосветное плавание учебного парусного судна «Крузенштерн» вышло далеко за рамки национального мероприятия Его основными целями стали воспитание чувств патриотизма, единения и долга перед Родиной среди российской молодежи, повышение международного престижа России как действительного лидера в ходе Второй Мировой войны.

      Очень важной частью программы кругосветного плавания стали научно-исследовательские работы. Группа ученых - океанографов во время плавания занимались изучением гидрометеорологических условий, а также флоры и фауны в самых различных районах мирового океана.  

НАЗАД

Hosted by uCoz