НАЗАД 

 

150 лет Балтийскому заводу

 

 

    

          Середина XIX века является одним из переломных моментов жизни России. Поражение в Крымской войне (1853-56) показало, что сохранить статус великой морской державы Россия могла только при условии реорганизации военно-морского флота и изменения концепции кораблестроения. На волне этих преобразований и возникло частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея Егоровича Карра и инженера судостроителя Марка Львовича Макферсона. Со дня своего основания 26 мая (13 мая по ст.стилю) 1856 года Балтийский завод первым осваивал новые проекты судов и кораблей, которые в дальнейшем строили и другие предприятия отрасли.

        Завод специализировался на постройке металлических кораблей для военного флота России, а так же паровых машин и других судовых механизмов. В 1862 году на заводе построили первый отечественный металлический корабль - броненосную канонерскую лодку "Опыт". За 30-40 лет до того, как весь мир освоил технологию строительства и тактику боевого использования подводных лодок, на предприятии построили корабль, который по многим параметрам отвечал своему назначению - подводную лодку конструктора Ивана Александровского(1866 год).

        В 70-е годы ХIX века на предприятии построили броненосный корабль береговой обороны "Адмирал Лазарев", который положил начало броненосному судостроению в России. Этот фрегат оставался в строю российского флота целых четыре десятилетия.  

         В 1877 году на заводе построили первую в России паровую машину мощностью 5300 л.с.
Балтийский завод первым приступил к серийному строительству кораблей (крейсера типа "Победа", броненосцы). Подводные лодки типа "Барс", "Морж" ничем не уступали лучшим зарубежным образцам. Из отдела подводного плавания (1900 год) Балтийского завода возникло в впоследствии знаменитое ЦКБ "Рубин"(1938 год).
         В начале ХХ века на Балтийском заводе построили линейные корабли "Петропавловск" ("Марат") и "Севастополь" ("Парижская коммуна") - первые российские дредноуты.

         В 1920-е годы завод одним из первым в Советском Союзе возобновил производство сначала коммерческих судов (лесовозов, грузопассажирских теплоходов, дизельных ледоколов), а потом приступил к реализации военных проектов. За первое десятилетие коммерческого судостроения завод создал 32 судна.
         В годы Великой Отечественной войны Балтийский завод работал на нужды фронта. Специалисты предприятия наладили массовый выпуск боеприпасов, ремонтировали корабли, строили минные тральщики, организовали производство барж и тендеров для ладожской Дороги жизни.

        После окончания Великой Отечественной войны для гражданского флота завод освоил строительство грузовых и грузопассажирских судов: танкеры, рефрижераторы, сухогрузы, химовозы, ледоколы для Заполярья, научно-исследовательские суда.

       Важным этапом в развитии предприятия в 60 - годы стало строительство серийных танкеров типа "Пекин" (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа "София" (62 тыс. т.).


      За период с 1974 по 1992 годы на Балтийском заводе была построена серия атомных ледоколов второго поколения. Головной корабль носил имя "Арктика", который в 1974 году в активном арктическом плавании достиг Северного полюса. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол "Россия", который был сдан в эксплуатацию в 1985 году. Сейчас на предприятии завершается строительство атомного ледокола "50 лет Победы". Этот атомоход на сегодняшний день является самым большим в мире ледоколом. Водоизмещение этого 14-палубного судна составляет 20 тысяч тонн.

      В 80-е годы прошлого столетия предприятие освоило строительство тяжелых атомных ракетных крейсеров проекта 1144 ("Орлан"): "Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев", "Адмирал Нахимов". Последний корабль этой серии "Петр Великий", построенный на заводе в 1998 году, по составу оборудования и вооружения до сих пор не имеет аналогов в мировом флоте.
      В апреле 2004 года Балтийский завод завершил выполнение крупнейшего международного заказа в области надводного кораблестроения - строительство серии фрегатов для Военно-морских сил Индии.
      Всего за 150-летнюю историю предприятия здесь построено более 500 военных кораблей, подводных лодок и гражданских судов.

НАЗАД

Hosted by uCoz