150 лет Балтийскому заводу.
Середина XIX века является одним из
переломных моментов жизни России.
Поражение в Крымской войне (1853-56) показало,
что сохранить статус великой морской
державы Россия могла только при условии
реорганизации военно-морского флота и
изменения концепции кораблестроения. На
волне этих преобразований и возникло
частное предприятие купца 1-й гильдии Матвея
Егоровича Карра и инженера судостроителя
Марка Львовича Макферсона. Со дня
своего основания 26 мая (13 мая по ст.стилю) 1856
года Балтийский завод первым осваивал
новые проекты судов и кораблей, которые в
дальнейшем строили и другие предприятия
отрасли.
Завод специализировался на постройке
металлических кораблей для военного флота
России, а так же паровых машин и других
судовых механизмов. В 1862 году на заводе
построили первый отечественный
металлический корабль - броненосную
канонерскую лодку "Опыт". За 30-40 лет
до того, как весь мир освоил технологию
строительства и тактику боевого
использования подводных лодок, на
предприятии построили корабль, который по
многим параметрам отвечал своему
назначению - подводную лодку конструктора
Ивана Александровского(1866 год).
В 70-е годы ХIX века на предприятии построили
броненосный корабль береговой обороны "Адмирал
Лазарев", который положил начало
броненосному судостроению в России. Этот
фрегат оставался в строю российского флота
целых четыре десятилетия.
В 1877 году на заводе построили первую в
России паровую машину мощностью 5300 л.с.
Балтийский завод первым приступил к
серийному строительству кораблей (крейсера
типа "Победа", броненосцы). Подводные
лодки типа "Барс", "Морж" ничем не
уступали лучшим зарубежным образцам. Из
отдела подводного плавания (1900 год)
Балтийского завода возникло в впоследствии
знаменитое ЦКБ "Рубин"(1938 год).
В начале ХХ века
на Балтийском заводе построили линейные
корабли "Петропавловск" ("Марат")
и "Севастополь" ("Парижская коммуна")
- первые российские дредноуты.
В 1920-е годы завод одним из первым в
Советском Союзе возобновил производство
сначала коммерческих судов (лесовозов,
грузопассажирских теплоходов, дизельных
ледоколов), а потом приступил к реализации
военных проектов. За первое десятилетие
коммерческого судостроения завод создал 32
судна.
В годы Великой
Отечественной войны Балтийский завод
работал на нужды фронта. Специалисты
предприятия наладили массовый выпуск
боеприпасов, ремонтировали корабли,
строили минные тральщики, организовали
производство барж и тендеров для ладожской
Дороги жизни.
После окончания Великой Отечественной
войны для гражданского флота завод освоил
строительство грузовых и
грузопассажирских судов: танкеры,
рефрижераторы, сухогрузы, химовозы,
ледоколы для Заполярья, научно-исследовательские
суда.
Важным этапом в развитии предприятия в 60 - годы стало строительство серийных танкеров типа "Пекин" (водоизмещение 40 тыс. т.) и типа "София" (62 тыс. т.).
За период с 1974 по 1992 годы на
Балтийском заводе была построена серия
атомных ледоколов второго поколения.
Головной корабль носил имя "Арктика",
который в 1974 году в активном арктическом
плавании достиг Северного полюса. Серию
модернизированных атомоходов второго
поколения открыл ледокол "Россия",
который был сдан в эксплуатацию в 1985 году.
Сейчас на предприятии завершается
строительство атомного ледокола "50 лет
Победы". Этот атомоход на сегодняшний
день является самым большим в мире
ледоколом. Водоизмещение этого 14-палубного
судна составляет 20 тысяч тонн.
В 80-е годы прошлого столетия предприятие
освоило строительство тяжелых атомных
ракетных крейсеров проекта 1144 ("Орлан"):
"Адмирал Ушаков", "Адмирал Лазарев",
"Адмирал Нахимов". Последний корабль
этой серии "Петр Великий", построенный
на заводе в 1998 году, по составу оборудования
и вооружения до сих пор не имеет аналогов в
мировом флоте.
В апреле 2004 года
Балтийский завод завершил выполнение
крупнейшего международного заказа в
области надводного кораблестроения -
строительство серии фрегатов для Военно-морских
сил Индии.
Всего за 150-летнюю
историю предприятия здесь построено более
500 военных кораблей, подводных лодок и
гражданских судов.