150-летие основания Государственной Третьяковской галереи
«Троица» -
совершенное произведение Андрея Рублева (начало
XV века), исполненное для иконостаса
Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря
Искусство Рублева оказало огромное влияние
на живопись XV века: в иконах появился мотив
одухотворения, что не было свойственно
аскетичным новгородским иконам.
«Девочка с персиками» - один из лучших
портретов знаменитого живописца и графика
В. Серова. На картине изображена Вера
Мамонтова, дочь известного мецената и
промышленника, хозяина имения Абрамцево С.И.
Мамонтова. Образ сидящей за столом девочки
воплощает гармонию светлого и ясного дня.
«Над вечным покоем». Картина
написана на озере Удомля в Тверской
губернии. Полотно передает безграничность
просторов русской природы и навевает
философское настроение, что создается
опосредованно, путем ассоциаций, внушаемых
ширью земных пространств и тяжелым небом с
мощными давящими облаками.
«Три богатыря». М.В. Васнецов обращается
к богатырскому эпосу об Илье Муромце,
Добрыне Никитиче и Алеше Поповиче –
защитниках земли русской. Работа над
картиной заняла около 20 лет. Как и во всех
сказочных произведениях живописца,
фантастические образы здесь выражаются в
реальных, жизненно убедительных формах.
История Третьяковской галереи.
В 1856 году 24-летний купец Павел Третьяков
приобретает несколько картин современных
русских художников. В 1860 году, впервые
отправившись за границу по делам своего
Торгового дома и для самообразования, Павел
Михайлович Третьяков составил
завещательное письмо. В нем были
примечательные строки: "Капитал
же сто пятьдесят тысяч р. серебром я
завещаю на устройство в Москве
художественного музеума или общественной
картинной галереи".
Со многими художниками Третьякова
связывала искренняя дружба. При
необходимости он поддерживал их
материально. Подчас покупка произведения
определяла дальнейшую творческую судьбу
мастера. Купец первой гильдии, имеющий
льнопрядильную фабрику в Костроме и
магазин на Ильинке в Москве, Третьяков
самым усердным образом занимался
собирательством, отдавая этому занятию
много времени и сил.
Павел
Михайлович не пропускал ни одной
значительной выставки, где мог увидеть
интересные для собрания произведения.
Подчас выставки демонстрировали уже
купленные им картины, которые отбирались в
мастерских художников до их открытия. Так
произошло с некоторыми полотнами,
украсившими дебют Товарищества
передвижных художественных выставок в 1871
году. Он разделял веру членов ТПХВ в
преобразующую роль искусства в жизни
общества, а также стремление сделать его
достоянием широкого круга зрителей.
Соглашался с убеждением передвижников в
гражданской миссии
Для
произведений, которых к 1872 году
насчитывалась более полутора сотен, уже не
хватало места в гостиной дома в Толмачах.
Тогда-то и стал вопрос о постройке
специального помещения – галереи. Проект
ее был заказан мужу сестры Софьи – А.С.
Каминскому. Галерея должна была примыкать к
южной стене дома и располагаться в сторону
соседней с их участком ограды церкви
Святого Николая в Толмачах. Галерею решили
сделать двухэтажной. Строительство велось
весь 1873 год. Наконец, в марте 1874 года
началась развеска картин.
Самым
крупным приобретением Третьякова (92000
рублей) была серия работ В.В. Верещагина. В
1872 году в мюнхенской мастерской художника
Павел Михайлович увидел его Туркестанскую
серию. Она произвела на собирателя огромное
впечатление. Масштабность замысла, новизна
сюжетов и мастерство живописца – все
вызывало глубокий интерес Павла
Михайловича. Позднее, когда в 1874 году
Верещагин решил показать в Петербурге все
полотна, созданные по материалам
Туркестанского похода, у собирателя
возникла мысль приобрести эту серию картин
и подарить ее МУЖВЗ. Однако совет училища не
принял дара из-за отсутствия необходимого
помещения и за неимением средств для
постройки его.
Тогда
Третьяков передал коллекцию Московскому
обществу любителей художеств с условием,
чтобы оно в течение трех ближайших лет
нашло возможность для открытого показа ее.
Общество не выполнило условия. Третьяков
вернул в 1881 году этот свой первый дар городу
Москве к себе в галерею. К этому времени в
ней уже находилось 78 этюдов В.В. Верещагина,
исполненных в Индии. Они были приобретены в
1880 году.
В 1881 году Павел Михайлович решил
открыть галерею для свободного посещения:
"национально - художественная" и "историческая"
галерея стала "публичною".
В 1882 году галерея снова расширилась, как
и в первый раз за счет территории сада,
окружавшего дом. Появились три новых зала
наверху и столько же внизу – под углом к
старой галерее параллельно Малому
Толмачевскому переулку. В нижних этажах
были размещены Туркестанская серия и этюды
из путешествия по Индии В.В. Верещагина.
Монументальному полотну В.И. Сурикова "Утро
стрелецкой казни" и некоторым другим
работам нашлось место в первом зале второго
этажа новой пристройки. Там же оказались
работы А.К. Саврасова и других художников
1860–1870-х годов. В следующем зале размещались
произведения И.Н. Крамского, Ф.А. Васильева.
Экспозиция этого зала, так же как и развеска
произведений Верещагина в нижних залах
оставались неизменными до конца жизни
Третьякова.
Следующая
пристройка была сделана в 1885 году. Она дала
три зала в верхнем этаже и пять в нижнем. Это
позволило несколько упорядочить
существующую до тех пор экспозицию. В
первый зал второго этажа новой пристройки
были перенесены работы Н.А. Ярошенко,
произведения Н.Н. Ге. Далее – зал Сурикова:
"Утро стрелецкой казни" (1881), "Меньшиков
в Березове" (1883), "Боярыня Морозова"
(1887). За залом Сурикова – зал И.Е. Репина. На
перегородках находились пейзажи и среди
них – работы И.И. Левитана. На первом этаже
нашлось место для этюдов и эскизов А.А.
Иванова (всего в коллекции было более
70 произведений Иванова). Благодаря своей
прозорливости Павел Михайлович еще в 1858
году приобрел "Портрет молодой женщины в
повороте головы Иоанна Крестителя" и
этюд "Лесная чаща при солнечном
освещении" А.А. Иванова.
Четвертая пристройка была осуществлена в
1892 году. В верхнем этаже прибавилось два
больших и один маленький залы, а внизу три
небольших. В новых залах экспонировались в
основном произведения конца 1880-х годов и
работы 1890-х по мере их поступления: картины
С.А. и К.А. Коровиных, "Девушка, освещенная
солнцем" (1888) В.А. Серова; здесь были
сосредоточены наиболее значительные
работы И.И. Левитана – "Владимирка" (1892,
подарок автора), два монументальных пейзажа
"У омута" (1892), "Над вечным покоем"
(1894) и эскиз к этой картине (самое последнее
приобретение Третьякова). Над лестницей,
ведущей вниз, во всю длину был помещен
фриз В.М. Васнецова "Радость
праведных о Господе. Преддверие рая".
Рост
собрания Третьяковской галереи постоянно
превосходил ее экспозиционные возможности.
Поэтому работы Ф.А. Малявина "подвешивались"
в зал И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского и А.И.
Куинджи. При этом значительным достижением
следует считать организацию
монографических залов. Они были
предоставлены картинам особенно любимых
мастеров – И.Н. Крамского, В.Д. Поленова, В.В.
Верещагина, И.Е. Репина.
В августе 1892 года Павел Михайлович
передал свое собрание вместе с коллекцией
брата в дар городу Москве. Вскоре на
заседании Московской городской думы дар
братьев Третьяковых был официально принят.
Их совместная коллекция включала 1287
живописных произведений, 518 рисунков, 9
скульптурных работ русских художников, а
также 75 картин и 8 рисунков иностранных
мастеров, главным образом французских и
немецких художников второй половины XIX века.
Оценен этот дар был в 1 429 000 рублей.
Галерея перешла в собственность города,
а П.М. Третьяков был утвержден ее
пожизненным попечителем. Дар П.М.
Третьякова имел широкий общественный
резонанс. В официальном документе
Московской городской думы говорилось, что
"в знак глубочайшей признательности за
то художественное наслаждение и
эстетическое воспитание, которое
доставляют населению Москвы и всей России
собранные заботами Павла Михайловича
сокровища", Третьяков в декабре 1896
года был признан почетным гражданином
Москвы.
Третьяков
оставался бессменным попечителем Галереи
до последних своих дней. Он постоянно
пополнял собрание новыми произведениями
искусства, приобретая их на собственные
средства и на средства, ежегодно выделяемые
Городской думой. В течение 1893–1897 годов он
передал возглавляемой им Галерее более 200
живописных и графических произведений.
Начиная с 1893 года
Третьяков ежегодно издает каталог своего
собрания. Наиболее полным был каталог,
подготовленный в августе 1898 года, изданный
уже после смерти Павла Михайловича. В нем
отмечены 1635 живописных произведений. Тогда
же была завершена последняя пристройка –
два новых зала для экспозиции собрания
брата. Первый зал имел мемориальный
характер. Здесь была размещена мебель из
кабинета Сергея Михайловича и рисунки Ж.
Энгра, А. Кабанеля и Ж. Бастьен-Лепажа.
Второй зал был отделан дубовыми панелями.
Здесь находилась живопись Ж. Бастьен-Лепажа,
М. Фортуни и К. Коро. В смежном зале
находилась скульптура из его коллекции –
работы М.М. Антокольского и других.
27 (4) декабря 1898 года умер основатель Галереи Третьяков.
В июне 1899 года
Московской городской думой было утверждено
"Положение об управлении Третьяковской
галереей". Было решено создать
попечительский Совет – коллегиальный
орган по управлению Галереей. Кроме
городского головы князя В.М. Голицына (председателя
Совета) в него вошли В.А. Серов – от
российских художников, И.С. Остроухов и И.Е.
Цветков – от московских коллекционеров. От
семьи Третьяковых в Совет вошла вторая дочь
П.М. Третьякова Александра Павловна.
3
июня 1918 года Совнарком издал Декрет,
который объявлял Третьяковскую галерею "государственной
собственностью Российской Федеративной
Советской Республики". С этого момента
музей стал называться Государственной
Третьяковской галереей.
Начиная с 1922 года
жизнь музея постепенно стабилизируется, в
связи с этим возникла потребность показать
то новое, что появилось в нем.
К 1924 году у
Галереи существовало 4 филиала.
1. Государственная Цветковская галерея,
имевшая выдающуюся коллекцию рисунков и
живописи, в 1925 году была присоединена к
Третьяковской галерее; основная часть
собрания попала в Галерею в 1926–1927 годах.
2. Музей иконописи и живописи имени И.С.
Остроухова, включавший памятники
древнерусского искусства – иконы, мелкую
пластику, шитье, рукописные книги и
произведения светского характера. Основная
часть собрания поступила в Галерею в 1929
году.
3. Пролетарский музей Рогожско-Симоновского
района, который использовался также для
размещения фондов Галереи. Среди
поступивших из него произведений особого
внимания заслуживают работы из Музея имени
А.В. Луначарского, созданного на основе
коллекции И.С. Исаджанова.
4. Музей живописной культуры, вобравший в
себя современную живопись авангардного
направления, расформированый в 1928 году.
Часть его собрания в 1929 году попала в
Галерею, остальное – в провинциальные
музеи.
В середине 1920-х годов Галерея перестала
принимать картины иностранных мастеров,
которые попадали из Музейного фонда. В 1925
году полотна из собрания Сергея
Михайловича Третьякова были переданы в
Музей изящных искусств (ныне ГМИИ).
Академик архитектуры А.В. Щусев, ставший
директором в 1926 году, и сменивший его на
этом посту М.П. Кристи много сделали для
расширения имеющегося помещения и
пристройки нового. В 1927 году Галерея
получила соседний дом по Толмачевскому
переулку (бывший дом Соколикова). После
перестройки в 1928 году он превратился в
служебное здание, где разместилась
администрация Галереи, научные отделы,
библиотека, отдел рукописей, фонды графики.
К Галерее это здание присоединялось
специальной пристройкой.
В 1936 году было завершено строительство
нового двухэтажного корпуса с северной
стороны основного здания. Сооруженный по
проекту А.В. Щусева, мастерски соотнесенный
с исторической частью и васнецовским
фасадом, "щусевский корпус"
органически вошел в панораму Лаврушинского
переулка. Его просторные залы (четыре – в
верхнем этаже и четыре – в нижнем) сначала
использовались для выставок, а с 1940 года
были включены в основной маршрут
экспозиции.
В мае 1956 года широко отмечалось
столетие Третьяковской галереи. В связи с
этим юбилеем в 1955-1957 годах была произведена
достройка зала А.А. Иванова. К
этому времени коллекция насчитывала более
35 000 произведений искусства. Интерес
москвичей, гостей столицы и иностранных
туристов к собранию Галереи был велик. За 1955
год ее посетило 1 300 000 человек, проведено 10 000
экскурсий и лекций для взрослых и 3 500
экскурсий для школьников.
К середине 1980-х годов стала очевидной
необходимость расширения Третьяковской
галереи. Реконструкция существующих и
строительство новых зданий Галереи в
Лаврушинском переулке во многом связаны с
именем директора Ю.К. Королева (1929–1992).
Строительные работы были начаты в 1983
году. Через два года был введен в строй
депозитарий – хранилище произведений
искусства, где также расположились
реставрационные мастерские.
Затем в 1986 году началась реконструкция
основного здания Третьяковской галереи (архитекторы
И.М. Виноградский, Г.В. Астафьев, Б.А. Климов и
другие), основанная на идее сохранения его
исторического облика.
В 1989 году был сооружен новый корпус с
южной стороны от основного здания, где
разместились конференц-зал, информационно-вычислительный
центр, детская студия и выставочные залы.
Здесь в 1992–1994 годах проходила выставка
шедевров из коллекции ГТГ. В этом же здании
сосредоточена большая часть инженерных
систем и служб, поэтому оно получило
название Инженерный корпус.
В сентябре 1996 года был воссоздан
Попечительский Совет Государственной
Третьяковской галереи, председателем
которого стал мэр Москвы Ю.М. Лужков.
В апреле 2003 года был подписан Указ
Президента Российской Федерации "О 150-летии
Государственной Третьяковской галереи",
которое будет торжественно отмечаться в 2006
году.
За полтора века Третьяковская галерея
прошла большой путь от частного собрания XIX
столетия до современного музея XXI века, но
во все времена она была и остается одной из
самых любимых и посещаемых в нашей стране.