НАЗАД

 

 

 

 

 

Самолеты ОКБ им. А.С.Яковлева к 100-летию со дня рождения А.С.Яковлева (1906- 1989), авиаконструктора

 

 

 

 

 

 

       

         АИР-1.    Первоначально имел обозначение ВВА-3 (Военно-Воздушная Академия). Затем был переименован в АИР-1 (в честь председателя ЦС Осоавиахима А.И. Рыкова).

         Двухместный расчалочный одностоечный биплан цельнодеревянной конструкции. Фюзеляж из четырех сосновых лонжеронов, стоек, распорок и расчалок. Передняя часть и гаргрот обшиты фанерой толщиной 2,5 мм. Хвостовая часть обтянута полотном. 
        Кабины открытые. Передняя кабина предназначалась для пассажира. Органы управления и приборы размещались только в задней кабине.
       Двигатель рядный 4-х цилиндровый "Циррус" М-1 мощностью 60 л.с.
       Бензобак на 50 кг помещался в центроплане верхнего крыла, горючее поступало самотеком. 
       Шасси неубирающееся из V-образных стальных труб с деревянными обтекателями. Колеса соединены осью. Амортизация - резиновый шнур. 
       Крылья деревянные, расчаленные внутренними крестами, каждое состоит из двух коробчатых лонжеронов, распорок и нервюр. 
        Хвостовое оперение деревянное, расчаленное стальной проволокой к фюзеляжу. 
        Проектирование самолета было начато в конце 1925 г. и продолжалось около года. В августе 1926 г. техническая комиссия Осоавиахима одобрила проект. Постройка АИР-1 заняла 8 месяцев и была закончена 1 мая 1927 г. Первый полет был совершен 12 мая (летчик Ю.И. Пионтковский).
Построен в одном экземпляре.

      В 1977 г. по оригинальным чертежам был построен второй экземпляр и выставлен в музее ОКБ им. Яковлева.

 

       Як-42. Разработка самолета Як-42 началась в связи с потребностью Аэрофлота в пассажирском самолете средней дальности, который мог бы заменить самолеты Ильюшина Ил-18 и Туполева Ту-134. В целях экономии времени в КБ решили разработать варианты самолета Як-40 с большей пассажировместимостью. Было изготовлено три опытных образца: первый со стреловидностью крыла 11градусов, а два других со стреловидностью 23 градуса. Последний вариант и был выбран для серийных самолетов, получивших обозначение Як-42. 

        Первые серийные экземпляры начали использоваться Аэрофлотом в конце 1980 года. Они имели один пассажирский салон, вмещающий максимум 120 пассажиров. Существует альтернативный вариант, рассчитанный на 100 пассажиров. В НАТО самолет получил наименование "Клоббер" ("Clobber"). 

       Изготовленный в Смоленске самолет Як-42 в конце 1980г. начал использоваться Аэрофлотом. К началу 1993г. заказчиками было получено около 100 машин. 

 

       Як-54. Самолет Як-54 является двухместным спортивно-пилотажным самолетом и предназначен для подготовки летчиков-спортсменов, обучения высшему пилотажу и участия в соревнованиях по самолетному спорту.
      Самолет Як-54 обладает большой тяговооруженностью, высокой маневренностью, позволяющие спортсмену-пилоту выполнять весь комплекс фигур высшего пилотажа. Самолет с минимальным использованием наземного оборудования надежен и прост в эксплуатации, что позволяет широко использовать его в авиаспортивных клубах. Самолет имеет наиболее приемлемую стоимость в сравнении с самолетами данного типа, обладающими сходными летными характеристиками.

Як-133 штурмовик, Як-133 ИБ истребитель-бомбардировщик, Як-133Р разведчик, Як-133ПП постановщик помех, УТС Як-130К корабельный учебно тренировочный самолет, Як-133БР беспилотный разведывательно-ударный самолет.


    Як-130. Самолет Як-130 представляет собой моноплан классической схемы со среднерасположенным стреловидным крылом, двухместной кабиной, с расположением пилотских кресел типа `тандем` и двумя ТРДД. Аэродинамическая схема и параметры силовой установки и систем самолета позволяют ему выполнять полеты практически на всех режимах, свойственных современным и перспективным боевым самолетам.
       Развитые наплывы перед крылом и компоновка воздухозаборников обеспечивают возможность устойчивого управляемого полета на углах атаки до 40 . Большая тяговооруженность (два двигателя АИ-222-25 с тягой 2_2500 кг) обеспечивает самолету высокие установившиеся маневренные перегрузки, взлетные характеристики и скороподъемность.
       Девять точек подвески (шесть подкрыльевых, две на концах консолей крыла и одна подфюзеляжная) позволяют самолету нести до 3000 кг полезной нагрузки (оружие, подвесные топливные баки, контейнеры с системами наведения оружия, разведывательной аппаратурой, средствами радиоэлектронного и ИК противодействия).

 

     Як-141. Як-141 - сверхзвуковой, многоцелевой самолёт вертикального взлёта и посадки, предназначен для перехвата воздушных целей и ведения ближнего маневренного боя, а также для нанесения ударов по наземным и надводным целям. В 1986 г. в ОКБ им. А. С. Яковлева была завершена постройка первого экземпляра Як-141. Эта машина первая в мире среди самолетов своего класса преодолела скорость звука. На новом истребителе установили 12 мировых рекордов, в том числе по скороподъемности, достижению максимальной высоты с нагрузкой в 1 и 2 тонны с вертикальным взлетом и посадкой. По времени набора высоты 12 км Як-141 опередил английский истребитель СВВП “Харриер” почти на 10 секунд. При этом рекордное достижение установлено в теплое время года н с нагрузкой 1 т, а “Харриер” взлетал без нагрузки и зимой, когда плотность воздуха наибольшая, то есть при наиболее благоприятных условиях для работы силовой установки. 

       Впервые Як-141 был показан мировой общественности на 38-ом Международном авиакосмическом салоне в Бурже. 
       

НАЗАД

Hosted by uCoz