200-летие основания Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»
ШАПКА МОНОМАХА - золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы 14 в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом, регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. В конце 15 - начале 16 вв. получила известность легенда о византийском происхождений шапки Мономаха, якобы присланной императором Константином Мономахом великому князю киевскому Владимиру II Мономаху. Эта легенда была использована при создании политической теории: "Москва - третий Рим".
Она в
состав государственных регалий - знаков
высшей монаршей власти. Древняя часть венца
сделана из восьми золотых пластин,
украшенных тончайшим золотым кружевом,
узор которого образуют шестиконечные
розетки-звезды и цветок лотоса.
Полусферическое завершение с крестом,
соболья опушка и жемчуг и драгоценные камни
относятся к более позднему времени.
Шлемом иранской работы является шапка ерихонская царя Михаила Федоровича, изготовленная из булатной стали. Золотое подвершие покрыто цветной эмалью и алмазами. У его основания в трех продолговатых клеймах наведена золотом арабская надпись - изречение из корана. По нижнему краю шлема полоса из золотых гнезд с драгоценными камнями - рубинами, изумрудами и алмазами. К шлему прикреплены два науша, богато украшенные золотой насечкой, драгоценными камнями и жемчугом. Это работа мастеров Оружейной палаты 1621 года. Работы мастера Никиты Давыдова в технике наводки золотом не уступали первоклассным восточным мастерам.
Государственный щит и меч:
Меч:Москва,
конец XVII века. Серебро, сталь, золотный
глазет, дерево;литье, чеканка, резьба,
гравировка, золочение.Длина с рукоятью: 141
см.
Щит:Москва,
конец XVII века.Золото, серебро, драгоценные
камни, ткань;литье, чеканка, резьба, насечка,
шитье.Диаметр: 58,4 см.
Трон Ивана Грозного. Древнейший парадный трон середины XVI века является образцом ренессансной культуры. Он выполнен в форме стула и украшен пластинами слоновой и моржовой кости с резьбой на мифологические, геральдические, бытовые сюжеты. Особо выделяются пластины с картинами из жизни библейского царя Давида, глубоко почитавшегося на Руси.
Держава
царя Михаила Федоровича, в окружности 13
вершков. На сторонах фигуры: орел, лев,
единорог и леопард. Заключает до 200
драгоценных каменьев.
Со времени водворения христианства в Константинополе вседержавие ознаменовывалось крестом, осеняющим мир. Сама идея всемирного преобладания принадлежит христианству, и символ выразился во времена Августа изображением фигуры победы на шаре.