ПОЧТОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ Июнь
• В июне 1605 года (точная дата неизвестна) родился организатор почтового дела в России боярин А. Ордын - Нащекин.
• В июне 1698 года был открыт Сибирский почтовый тракт из Москвы в Якутск через Тобольск и Нерчинск. Почту по тракту отправляли лишь летом, всего три раза в год.
• В июне 1700 года Петром I была учреждена должность генерал - почтмейстера. Им стал приехавший в Москву из Германии Томас Фадермерхт. Так как по-русски немец не понимал ни слова, толмачем к нему был приставлен дьячок посольского приказа Меркул Правдин.
• В июне 1714 года в Петербурге открыт первый почтовый двор, размещавшийся в мазанке на набережной, возле Троицкой пристани.
•
20
июня 1745 года вице-канцлер
Михаил Воронцов получил от
императрицы Елизаветы Петровны следующую
записку: «Друг мой
Михаила Ларивонович. Прикажите...
наикрепчайше смотреть письма Принцесины (будущей
Екатерины II)
и Брюмеровы (Брюмер - обер-гофмаршал
великого князя Петра Федоровича, будущего
Петра III),
также и Королевского Высочества Шведского,
какие они интриги имеют».
Из
перлюстрированных писем Елизавете стало
известно, что
мать Екатерины, княгиня Иоанна Елизавета,
приехавшая в 1744 году с дочерью в Россию,
согласилась быть осведомителем короля
Пруссии Фридриха II. В результате
принцессе Анхальт-Цербстской с трудом
удалось оправдаться, а матушку ее
выпроводили домой.
В России следы
перлюстрации прослеживаются со времен Петра
I:
с 1690 года в Смоленске вскрывались все
письма, идущие за границу. Практика эта
отмечалась и в деле царевича Алексея, но системный
характер она приобретает с середины XVIII века. Эпоха дворцовых
переворотов усилила недоверие государя к
окружающим
• 1 июня 1795 года по Указу Сената на почте помимо весового сбора был установлен еще страховой сбор с посылок в размере 0,5% от объявленной ценности.
• 25 июня 1796 года родился будущий российский император Николай I, во время правления которого начала действовать первая городская почта, пошел первый почтовый вагон, произошел коренной пересмотр почтовых тарифов, вышло «Положение о почтовой части». При Николае I было осуществлено много почтовых реформ, поднявших русскую почту на один уровень с западной.
• В июне 1843 года Почтовым департаментом для перевозки небольшого количества почты между уездными городами одной губернии были организованы так называемые «верховые одноконные почты».
• 20 июня 1857 года Главное почтовое управление России выпустило пробную партию знаков оплаты, так называемых «бумажных штемпельных печатей, имеющих свойство клеящейся облатки». Эти бумажные печати использовались до появления государственных почтовых марок.
•
17 июня
1863 года
Государственный
совет
«вынес
мнение»
о
введении специальных 5-копеечных
марок для
городской почты
Санкт-Петербурга
и Москвы.
В то
время все
междугородние простые
письма в
империи с
1858 года оплачивались
почтовыми марками
или штемпельными
конвертами, что
позволяло пользоваться
почтовыми ящиками.
Письма по
городской почте
в Петербурге
и
Москве
можно
было
опускать
в
почтовые
ящики
без
переплаты
действующей таксы
только
в
штемпельных
конвертах
городской
почты.
Такса
за
пересылку
городского
письма
любого
веса
составляла
5 копеек
серебром.
Марок
же
такого
номинала
до
1863 года
не
было.
Наименьший номинал марки составлял 10 копеек серебром. Городские письма, отправляемые в обыкновенных конвертах или обертках, приходилось сдавать в приемные пункты городской почты с оплатой каждый раз наличными деньгами почтового сбора в 5 копеек за письмо. Этот устаревший порядок исключал возможность пользования почтовыми ящиками при отправке писем в простых конвертах и обертках и был крайне неудобен как для работников почты, так и для корреспондентов.
• В июне 1863 года Главным управлением путей сообщения России впервые было разработано«Положение о перевозки почты по железным дорогам Российской империи». Согласно этому документу, Почтовый департамент полностью освобождался от оплаты перевозки своих грузов и сопровождавших их чиновников.
• В июне 1871 года ввиду возросшего значения почтового дела Указом Сената при Коллегии иностранных дел был образован Почтовый департамент, получивший финансовую и административную самостоятельность.
• 26 июня 1889 года Александр III утвердил мнение Государственного совета о создании почтово - телеграфных сберегательных касс.
Во временных правилах о работе касс говорилось: «Вклады, вносимые в почтово-телеграфные сберегательные кассы, должны быть не менее 25 копеек и в общей сложности не могут превышать 1000 рублей от одного лица».
Для чинов
почтово-телеграфного
ведомства Государственный
банк установил
систему
материального
вознаграждения
и
объявил,
что
оно
«обращается
на счет общих
прибылей сберегательных
касс Госбанка».
Для сего
в пользу
почтово-телеграфных
сберкасс отчисляются:
а) по
10 копеек за
каждую вновь
выданную
при их
участии сберкнижку;
б) по
10 копеек за
каждые 100 рублей,
поступившие при
посредстве взносов;
в) по
10 копеек по
окончании года
за каждую
выданную книжку, находящуюся
в
обращении
не
менее
года.
•
3
июня 1897 года на Международном почтовом
конгрессе подписана Конвенция между
странами - участниками ВПС по
вопросу совершенствования обмена
посылками. Россия также подписала
документ.
•
В июне 1918 года в Советской
России упразднили почтово-телеграфные
округа, вместо которых при каждом губисполкоме для
руководства предприятиями связи
организовали специальные отделы связи.
•
В июне 1918 года РевЦКпочтель
утвердил первое
тарифное положение почтово-телеграфных
служащих.
• В июне 1921 года ВЦИК РСФСР утвердил первое Положение о Народном комиссариате почты и телеграфа (Наркомпочтель).
•
4
июня 1922 года впервые в истории
отечественной почты была установлена
регулярная пересылка
авиа корреспонденции, а в почтовых тарифах
появилась отдельная графа стоимости
пересылки почтового авиа
отправления.
• 16 июня 1925 года открылась почтовая авиалиния Москва - Орел - Харьков. Перевозка почты и пассажиров осуществлялась ежедневно на самолетах «Донье-Комет».
• В июне 1928 года Коллегией НКПиТ принято постановление «Об организации при Московском политехникуме связи отделения механизации почтовой связи по внутреннему и внешнему транспорту».
• 25 июня 1935 года в почтамтах Москвы, Ленинграда и Харькова (в те годы столица Украины) впервые были созданы почтовые экспедиции по обработке международной почты.
• В июне 1957 года было проведено испытание опытных образцов отечественных полуавтоматических письмосортировочных машин МПС- 66 и ПМС-110.
•
5
июня 1962 года из Москвы в свой первый рейс
отправились почтово-багажные
поезда до Владивостока, Ташкента, Баку, Киева и Днепропетровска.
• В июне 1981 года с целью разгрузки от транзитных посылок магистральных железнодорожных узлов ГУПС Минсвязи СССР принял решение о курсировании прямых почтовых вагонов. Следовали они без перегрузки почты с перецепкой от одного почтово-багажного поезда к другому.
• 26 июня 1987 года вышел приказ министра связи СССР о переходе почтовых предприятий на экспедирование печати по укрупненному посылу.