НАЗАД

ПОЧТОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ Май 

     18 мая 1665 года Думой был заключен договор с иноземцем Ван-Сведеном, в котором говорилось: «Уговорился иноземец Ван-Сведен перевозить верстовые  письма всякие в Цесарские (немецкие), Шпанские (испанские), Французские, Польские, Свейские (шведские), Датские, Английские, Голландские и прочие земли, а за это ему платят 500 рублей серебром, да еще соболей на 500 рублей». 

       Таким образом, можно считать, что Ван-Сведен организовал первую международную доставку почты из Москвы в Ригу и далее в Курляндию, явившуюся прообразом будущей международной почты России.

 

  В мае 1667 года при заключении мирного договора между Московским государством и королевством Поль­ ша по настоянию московского посла Ордын-Нащекина в текст договора впервые был вписан пункт об установлении регулярных почтовых отношений между обоими государствами. В договоре впервые было упомянуто слово «почта», доныне в Московии не употреблявшееся

   В мае 1672 года Указом царя Алексея Михайловича приказано всем воеводам, дьякам и приказным людям деловые бумаги (грамоты) отправлять в Москву не с нарочными  гонцами, а только с государственной почтой. Указ послужил началом регулярных почтовых сообщений в Московском государстве. 

   В мае 1691 года по Указу царя Алексея Михайловича ямщикам, возившим почту, предписывалось: «Ехать со скоростью не менее 9-10 верст в час, а письма держать в мешках за пазухой, дабы в дороге не замочить и в пьяном виде не потерять».

   В мае 1700 года по Указу Петра Первого в Москве под управлением почтмейстера фон дер Роста учреждена особая почтовая контора по отправке казенной почты за границу.

   29 мая 1737 года во время большого пожара, случившегося в Москве, сгорел почтамт, помещавшийся в бывшем доме П. Шафирова. Во время пожара сгорел весь архив почтамта.

  8 мая (по новому стилю) 1775 года в «Описи основанных почтовых станций по речке Ингулец от Кременчуга до Херсона» датировано первое официальное письменное упоминание о Кривом Роге. С этого момента начала действовать государственная почтовая станция Кривой Рог, и на постоянное место жительства направлено пять казаков из разных куреней. Таким образом, 8 мая по новому стилю является официальной датой создания почтовой станции, на месте которой возник город. Писарь Феодосий Кудлык и пятеро подчиненных ему казаков обустроили станцию для почтовой «гоньбы». Место под почтовую станцию определил последний кошевой атаман Запорожской Сечи - талантливый администратор и рачительный хозяин казацкой республики - Петр Калнышевский.

  2 мая 1785 года Орловской верхней расправой был получен указ императрицы Екатерины II о полной оплате казенными местами «почтсодержателям прогонных денег и отнюдь бы не дерзали брать сверх назначенного в подорожной числа лошадей, а тем менее, не обременять несносною тягостию и гоньбою, или чинить на станциях почтсодержателям, озарничества, обиды и побои».

       Дело в том, что по мере развития почтовой сети множились и случаи конфликтов между почтовыми служащими и пользователями их услуг. В конце XVIII века потребовалось повторение указа 1730-х годов о защите почтовиков. Видимо, к тому времени жалобы в адрес верховной власти на эти безобразия стали массовыми, что и заставило императрицу издать указ о защите почтовых работников.

      А 14 декабря 1795 года Орловское наместническое правление получило указ сената, в котором предписывалось, «дабы никто из курьеров или проезжающих служителям почт, как равно и они проезжающим, не отваживались делать притеснений и обид». При рассылке текста указа по уездам Орловской губернии судья Иван Галактионов 22 декабря 1795 года уточнил понятие «обида» и написал более доходчиво: «притеснений, побоев».

1 мая 1813 года в России вышло«Положение о вольной почте», разрешающее частным лицам и товариществам содержать почтовые станции.  

   8 мая 1863 года согласно распоряже­нию Главного управления почт на железнодорожных станциях Николаевской железной дороги, где почтовые поезда имели остановки, для удобства населения были развешаны почтовые ящики. Их очистка возлагалась на чиновников почтовых вагонов поездов,
следовавших мимо.

  •   5 мая 1867 года последовало официальное разрешение земским почтам иметь собственные знаки почтовой оплаты: почтовое ведомство России разрешило их ввести Новгородскому, Белозерскому, Тихвинскому и Херсонскому земствам. В последующие два года число уездов, имевших почтовые марки, превысило 20. За время существования земской почты марки выпускались в 163 уездах 34 губерний, а число их основных разновидностей было близко к 3 тыс. Одним из обязательных условий для введения земских почтовых марок являлось их резкое отличие от марок государственной почты. Именно это условие создало особую привлекательность земских марок, заключающуюся в огромном разнообразии рисунков, сюжетов, форм, размеров.

     Земские почтовые марки имели разное назначение. Например, в некоторых уездах выпускались различавшиеся по цвету «оплаченные» и «долговые» марки. Первые продавались населению, вторые наклеивались земским почтовым служащим на корреспонденцию, идущую в уезд, и оплачивались получателем. В других уездах для этих целей применялись обычные земские почтовые марки, но на них накладывался оттиск штемпеля «Оплачено» и «Не оплачено», что превращало их в «оплаченные» или «долговые» марки.

   22 мая 1884 года два самостоятельных департамента связи Министерства внутренних дел России - почтовый и телеграфный- были объединены в Главное управление почти телеграфов России.

   В мае 1884 года Грязовецкая земская почтовая контора Вологодской губернии впервые в России выпустила земские почтовые марки с почтовой тематикой.

  5 мая 1917 года Временное правительство России преобразовало Главное управление почт и телеграфов Министерства внутренних дел в Министерство почт и телеграфов России.

  1 мая 1922 года установлено регулярное воздушное сообщение на линии Москва-Кенигсберг (через Каунас). По достигнутому соглашению с Германией Советской России разрешалось направлять через Кенигсберг международную почту в страны Западной Европы.  

   В мае 1930 года с целью ускорения прохождения газет в сельскую местность НКПиТ принял решение установить экспедирование газет в почтовых вагонах утренних поездов, отправляющихся из Москвы. Эксперимент продолжался до осени, после чего был прекращен по техническим причинам.

3 мая 1933 года из Южного речного порта Москвы отправился в свой первый рейс до Уфы почтово-пассажирский пароход, обслуживаемый почтовыми бригадами ОПП при Казанском вокзале.  

   В мае 1940 года на базе Всесоюзных высших курсов и Ф.О.Н. Московского института инженеров связи были организованы Центральные курсы работников связи.

18 мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение заданий правительства в деле обороны страны средствами связи» большое количество почтовых работников было награждено орденами и медалями СССР.

1 мая 1944 года Президиум Верховного Совета СССР утвердил медаль «За оборону Москвы», которой были награждены свыше 5 тысяч работников связи столицы и Московской области, принимавших активное участие в обороне города в 1941 - 42 гг.  

   9 мая 1945 года - День великой Победы. В Московском почтамте и городских отделениях связи в этот день стояли огромные очереди людей, желающих отправить поздравление с Победой и весточку своим родным и знакомым.

  10 мая 1959 года начались опытные контейнерные перевозки журнальной продукции между издательством «Правда» и ОПП при Казанском вокзале г. Москвы.

 

  15 мая 1983 года из АОПП Внуково на самолетах Ил-86 и Як-42 начались опытные контейнерные перевозки авиапочты и печати.  

НАЗАД

Hosted by uCoz