ПОЧТОВЫЙ КАЛЕНДАРЬ Март
• 11 марта 1669 года впервые из Москвы в Вильно через Смоленск прошла русская регулярная почта, предоставившая возможность обмена корреспонденцией с зарубежными странами. Отправлялась почта один раз, а с 1672 года - два раза в неделю.
Во время Северной войны по указанию
Петра I в
течение месяца была организована скорая «почтовая
гоньба» для доставки Виленской почты
прямо из Смоленска в русский лагерь под
Нарву. В 1706 году Ямской приказ дал указание
увеличить скорость гоньбы до 15 верст в час
по Смоленскому и
Архангельскому трактам. Так впервые
родилась курьерская
почта.
В 1712 году от Рославля через Смоленск до Риги были устроены почтовые станы. Смоленская (Виленская) почта просуществовала до 1715 года. Указами 1719, 1720 и 1723 годов учреждалась и совершенствовалась ординарная почта до Смоленска и других мест. В 1740 году было решено организовать почтовую гоньбу в губернские и уездные города. В 1769 году в городе была открыта губернская обер-почтовая контора.
• 9 марта 1697 года Петр I впервые отправился за границу, чтобы научиться кораблестроению на голландских и английских верфях, ознакомиться с работой государственных учреждений этих стран, в том числе почтовой службы.
•
3 марта 1716 года Указом Петра I в российских полках была учреждена военно-полевая
почта.
•
16 марта 1733
года вышел в
свет высочайший указ Правительствующего
Сената о постройке самого длинного в мире
Сибирского почтового тракта,
соединившего не только европейскую часть
России, но и всю Европу с Азией и Китаем.
Начинался тракт от Иркутска, проходил вдоль
реки Иркут через наиболее обжитые
селения: Смоленское, Введенское, Мотское
- и тайгой через прибайкальские горы к
южному побережью Байкала у села Култушное. От него
дорога поворачивала на юг, в Монголию.
Изыскать места для постройки почтовых
станов по всему тракту было
поручено начальнику 2-й Камчатской
экспедиции, командору Витусу Берингу.
За многовековую свою историю он именовался Сибирским, Большим, Главным и Московским трактом.
• В марте 1751 года открыт почтовый тракт, соединивший Москву с Саратовом (через Муром).
•
5 марта (21 февраля) 1767 года именным
указом Екатерины II учреждается почта от
Москвы в Смоленск и передается в ведение
Московского почтамта. Через Смоленск снова
возобновились регулярные почтовые
сообщения с Польшей. В 1769-70 годах в Смоленске была
открыта губернская обер-почтовая контора, а
несколько позже по проекту архитектора
Слепнева на углу Блочной и Почтамтской (ныне
ул. Коненкова) было построено двухэтажное
каменное здание конторы.
Развитие торговли и экономики России
требовало дальнейшего совершенствования
почтового дела. В 1781 году учреждаются
почтовые сообщения
между уездными и губернскими городами,
издается указ об
устройстве дорог и даже о посадке деревьев
вдоль трактов.
В 1782 году повелевается устроить дороги в Псковской и Смоленской губерниях. К этому времени относятся и первые сообщения о тяжелых, легких почтах и эстафетах соответственно скорости гоньбы и объему клади. Для доставки в Санкт-Петербург с курьерами внутренней и иностранной корреспонденции в 1799 году по распоряжению Павла I учреждена экскра-почта. Этой почтой иногда пользовался А. С. Пушкин, отправляя через канцелярию графа Воронцова свои неконфиденциальные письма из Одессы в Санкт-Петербург.
• 25 марта 1781 года выпил указ Екатерины II, предписывающий всем губернаторам строить дорога, связывающие между собой почтовыми трактами губернские и уездные города России.
•
4 марта 1782 года упразднили
Публичную экспедицию
Коллегии иностранных дел. Входивший в нее
Почтовый департамент перешел в подчинение
Сената и переименован в Главное почтовых
дел правление во
главе с президентом. Таким образом, звание генерал-почт-директора,
введенное при Петре
I, было упразднено, а
дотирование государством
почтовой службы прекращено. Денежное
содержание Главного почтовых дел правления
отныне
осуществлялось только из почтовых денег.
• В марте 1854 года началось создание первых почтовых станций на острове Сахалин.
• 25 марта 1857 года на Дальнем Востоке в Николаевске-на-Амуре была учреждена первая почтовая контора с подчинением ее военному губернатору.
• В марте 1872 года в России была выпущена первая почтовая открытка (карточка).
•
5 марта 1886 года в Петербурге
открыто первое профессиональное
высшее училище по подготовке инженеров
телеграфов, впоследствии преобразованное в
электротехнический институт по подготовке
административного аппарата для всего
почтово-телеграфного ведомства.
• 26 марта 1905 года по заказу почтово-телеграфного департамента на заводе Лесенера в Петербурге приступили к изготовлению двухместных автомобилей, предназначенных для очистки почтовых ящиков в городах.
• 16 марта 1918 года столица России была перенесена из Петрограда в Москву, куда вместе с правительством переехал и Наркомпочтель.
•
В марте 1921 года
восстановлены почтовые
отношения советской России со странами,
входившими во Всемирный почтовый союз, а
также заключены почтово-телеграфные
соглашения с Эстонией, Латвией и
Финляндией.
•
В марте 1921 года было
разработано и утверждено
первое в советской России «Положение о
перевозке почты по железным дорогам».
• 29 марта 1922 года вышло постановление Совета труда и обороны о возложении на органы милиции охраны почтовых маршрутов во время перевозки больших ценностей.
• В марте 1923 года открылась первая регулярная внутренняя авиапочтовая линия Москва - Нижний Новгород, ознаменовавшая новую эру в развитии почтовой связи.
•
1 марта 1926 года в Наркомате
почт и телеграфов был организован подотдел
почтовой техники, на который
возложены задачи по механизации
почтовых предприятий.
• В марте 1932 года на заводе № 4 «Промсвязь» сконструирована первая в России письмоштемпелевальная машина.
• С марта 1946 года в центре и на местах стали систематически проверяться контрольные сроки прохождения писем и переводов между Москвой и всеми областными, краевыми и республиканскими центрами.
• В марте 1953 года впервые было образовано Министерство связи РФ, которое возглавил А. Черенков.
•
1 марта 1954 года Минсвязи
СССР совместно с Московским
и Ленинградским почтамтами установило для этих двух городов
систему индексации
письменной корреспонденции.
•
С 1 марта 1954 года в
предприятиях связи страны
введена повременная премиальная система оплаты труда, которой
было охвачено 65% работников эксплуатационных предприятий
почтовой отрасли.
• 16 марта 1966 года в Москве была сдана в эксплуатацию первая очередь Прижелезнодорожного почтамта Казанского вокзала.