НАЗАД 

     Формы почтовых марок.

         Первые почтовые марки были небольшого размера и прямоугольной формы. Однако эта практика закончилась уже в 1853 году, когда вышла треуголка Мыса Доброй надежды.

         Первые марки Мыса Доброй Надежды – мечта любого филателиста. Они были первыми марками Африки и первыми марками необычной треугольной формы. Идея выпустить собственные почтовые марки возникла уже в 1846 году. По этому поводу было издано специальное распоряжение, а лондонская типография «Перкенс, Бэкон & Петч» получила даже заказ на изготовление матриц и печатных форм, который вскоре был аннулирован. В августе 1852 года к заказу вернулись вновь, но проект марок был уже другим. Марки должны были быть треугольными. 

        Существует множество гипотез о необычной форме марок, иногда очень экзотичных. Однако подлинное объяснение носит весьма  прозаичный характер. В то время в почтовых отделениях, особенно в глубинке, работало много местных жителей, которые почти все были неграмотны и при сортировке писем не могли отличить внутреннюю корреспонденцию от писем, прибывших из-за границы. Это навело генерального почтмейстера Чарльза Белла на мысль выпустить марки необычной формы, которая бы легко позволяла неграмотным почтовым служащим различать характер почтовой корреспонденции. Белл, сам подготовил эскиз, и заказ оправил в Лондон. Почтовые марки Мыса Доброй Надежды были отпечатаны фирмой «Перкинс, Бэкон & Петч» и поступили в продажу 1 сентября 1853 года и сразу приобрели большую популярность. 

         Вскоре в лидеры по оригинальности форм собственных почтовых марок вышла земская почта России.

         Во второй половине XIX века центр местной административно - хозяйственной: работы начал перемещаться в уезды. Очень скоро  земские органы стали ощущать отсутствие достаточной почтовой связи в пределах своих уездов. Общегосударственные почтовые учреждения имели свои конторы и отделения, главным образом, в городах, а почтовая связь с селениями внутри уезда поддерживалась через имевшиеся в уезде в незначительном количестве волостные или сельские отделения государственной почты. Для того, чтобы поддерживать связь с остальными частями уезда, нужно было ехать на лошадях  40 – 50 верст.

          Когда появились новые земские учреждения, земским управам нужно было организовывать регулярную связь с  ними для организации дела на местах. Существующая система не годилась совершенно, и этим  была вызвана потребность в учреждении земской почты.

           По действовавшим тогда законам, организация почты составляла монополию государства и всякая организация, конкурировавшая с государством в этом отношении, преследовалась в уголовном порядке. Но так как прямой конкуренции государственной почте земская почта не оказывала, ведь она фактически являлась лишь ее продолжением, то  почтовое ведомство не очень препятствовало развитию местной почты, организуемой земством.  По закону «почта могла бы быть организуема лишь в пределах одного уезда без права пересылки корреспонденции земскими средствами из одного города в другой. Земской почте предоставлялось иметь свои марки при условии, чтобы они отличались от марок государственной почты, и земские почтальоны не должны были иметь на своих сумках эмблемы государственной почты – почтовых рожков».

        Государственные почтовые марки  России представляли собой небольшие прямоугольники. Поэтому при изготовлении земских марок появились весьма необычные формы. Комментировать формы этих марок нет необходимости, все видно из иллюстраций. 

1870

1871 1873 1875

       В дальнейшем почтовые администрации разных стран перепробовали почти все геометрические фигуры, однако самая большая революция форм почтовых марок произошла в 1964 году. Этому способствовало изобретение специального клея,  который хорошо приклеивается ко всему, кроме специальной бумаги  (подложки). Было освоено промышленное производство самоклеящихся ярлыков. Но это было только началом. Новинка стала интенсивно расширять свою сферу применения. 

       Знаменательно, что уже в самом начале ею заинтересовались работники почтовых служб. Дело в том, что почтовую марку – самоклейку практически невозможно снять с конверта и использовать вторично. Производственный процесс изготовления самоклеющихся марок принципиально отличается от печати бумажных знаков почтовой оплаты. Для самоклеющихся марок не нужны зубцы. На первом этапе каждая марка вырубалась специальным штампам отдельно и помещалась на подложку. Именно эта особенность побудила почтовые ведомства придавать своим почтовым маркам самые экзотические формы. А это обстоятельство многократно усиливало интерес коллекционеров.

       Первооткрывателем выступило небольшое африканское государство Сьерра-Леоне. В феврале 1964 г. почтовые отделения в Фритуане  буквально осаждались сотнями филателистов. Причина – выход в обращение серии из 14 марок (7 для обычной почты, 7 для авиапочты) невиданного формата. Маркам придана форма контуры страны, как она выглядит на географической карте. Успех таких марок был ошеломляющим. И почтовые администрации многих стран стали интенсивно эксплуатировать плодотворную идею.  И долгое время борьба за оригинальность своих марок велась между Сьерра-Леоне и островным государством Тонга. Однако в настоящее время такие выпуски имеют многие страны.

 Давать описание таким выпускам дело весьма неблагодарное. Фантазия художников и полиграфические возможности просто безграничны. Поэтому мы переходим к главе2.

2. Материал почтовых марок.            

НАЗАД

Hosted by uCoz