НАЗАД 

 

                "Неправильный Рембрандт".  

Курьез совместного выпуска Германии и Нидерландов, посвященного 400-летию со дня рождения Рембрандта. 

 

       15 июля 2006 г. почтовые власти Нидерландов и Германии совместно отметили 400-летнюю годовщину со дня рождения всемирно знаменитого художника Рембрандта. В этой связи почтовые власти Нидерландов выпустили симпатичный марочный буклет (Prestige Stamp Booklet). Буклет поступил в продажу во все почтовые отделения в Нидерландах, но его тираж оказался слишком малым для совместного выпуска – всего 45 тыс. копий.  Конечно же, всего через неделю он практически весь был продан в Нидерландах.  

       

         Однако не сам по себе слишком малый тираж выпуска произвел настоящий фурор. Это было нечто другое, случившееся в истории филателии этих стран впервые. В одном из четырех листов в нидерландском буклете была напечатана немецкая марка номиналом 70 центов (Mi№2550), действительная только для почты Германии, наряду с собственно нидерландской маркой номиналом 0.39 евро, такого же дизайна. Обе марки (расположенные в сцепке с промежуточным полем) одинакового дизайна, но первоначально выпущенные в этих разных странах, действительные для почтовых нужд обеих стран, были напечатаны одна рядом с другой на одном и том же буклетном листе в одном и том же марочном буклете.   

      В истории немецкой почты это уже второй случай (первый раз подобное было в 2001 году – совместный выпуск с Испанией), когда одновременно печатаются марки для двух стран, а вот для нидерландской почты это было впервые.  

      Однако и это – возможное появление очередного объекта поиска для коллекционеров – не явилось само по себе предметом сенсации.  

     В Германии марка номиналом в 70 центов (Mi№ 2550, напечатанная фирмой Bagel Security Printing) была отпечатана в листах по 10 марок, а не в буклете. Немецкая 70-центовая марка (Mi# 2550) из нидерландского буклета, напечатанного в Нидерландах фирмой Enschede & Sons, разительным образом отличается от немецкой 70-ти центовой марки идентичного дизайна, напечатанной в Германии фирмой Bagel Security. Немецкая марка в 70 центов, из буклета нидерландского выпуска, была напечатана на обычной бумаге с широкими 5-миллиметровыми фосфорными полосками на левом и нижнем крае марки (в форме буквы L). Эти полоски светятся голубоватым цветом под ультрафиолетовым светом. Марка идентичного дизайна (немецкий выпуск в листе по 10 марок) была напечатана на флюоресцентной бумаге и светится целиком темно-желтым цветом под ультрафиолетовыми лучами. Кроме того, поскольку фирмами Enschede и Bagel были использованы разные технологии печати, растровая структура этих двух марок идентичного дизайна также обнаруживает большие различия.  

       Как уже отмечалось  отпечатано было всего 45 тыс. нидерландских буклетов, и, таким образом, доступными оказались лишь 45 тыс. немецких 70-центовых марок нидерландского производства с флюоресцентным покрытием и растровой структурой, сильно отличающейся от немецкого тиража.   

       Достаточно вспомнить, сколько серьезных коллекционеров нидерландских и немецких марок живет в Нидерландах, в Германии и по всему миру, а также сколько людей в этих двух соседних государствах и по всему миру собирают буклеты. Тогда вы, возможно, сможете представить, сколь смехотворно мал тираж нидерландского буклета.  

Но и это еще не все.

Дело в том, что TPG Post запросило разрешение министерства финансов Германии на  воспроизведение немецкой марки с портретом Саскии на своем буклете. И такое разрешение было получено. Для  выпуска же немецкого знака почтовой оплаты (что было сделано) не было получено ни согласия министерства финансов Германии, ни согласия немецкой почты. И поэтому речь в данном случае идет не о неофициальном знаке почтовой оплаты Германии, но всего лишь о воспроизведении, о виньетке.  

      Чтобы избежать спекуляций и распространения ложной информации, TPG Post и Deutsche Post даже выпустили 11 августа 2006 г. специальное заявление, в котором в том числе говорится: «В честь 400-летия со дня рождения великого художника Рембрандта ван Рейна Германия и нидерландская TPG Post выпустили одинаковую по мотиву одиночную марку с портретом Саскии ван Эйленбург. Помимо этого, TPG Post выпустила <…> буклет (Prestigeheft) «Рембрандт 1606-2006», содержащий нидерландскую марку «Саския» номиналом 39 центов, рядом с которой отпечатана одинаковая по мотиву немецкая почтовая марка номиналом 70 центов – гуммированная, перфорированная и фосфоресцентная. 

  <…> При этом для стереотипного выпуска немецкого знака почтовой оплаты не было получено согласия немецкой стороны <…>».  

TPG Post выразила сожаление об инциденте и приняла решение немедленно прекратить продажу буклета (который был практически уже продан). Магазинам, уже приобретшим буклеты, было предложено их вернуть. Стоимость буклетов в этом случае должна быть компенсирована.

Однако надежды на возврат, конечно же, нет. Скандал только подогрел интерес к нидерландскому буклету и резко поднял его цену на Интернет-аукционах.  

Желающие докопаться до истины коллекционеры задаются вопросами:  

-          Разве логично предположение, что Нидерландская почта хотела выпустить подделку немецкой марки?

-          Как могло кому-то прийти в голову выпустить немецкую марку без соответствующего соглашения с немецкой почтой?

-          Почему немецкая почта передала материал для печати марки нидерландской фирме, если не  было такого договора? (Ведь нельзя напечатать марку без наличия необходимых в этом случае файлов с изображением.)

-          Почему шли переговоры между немецкими и нидерландскими типографиями?

-          Почему на презентации по поводу выпуска марки и буклета присутствовала целая немецкая делегация? Она прибыла по поводу выпуска подделки? (И после этого обвинять нидерландскую почту в какой-то нелегальной деятельности!..)

-          Почему Директор филателистического департамента Нидерландов решительно отрицает, что соглашения не было?

И т.д. и т.д.  

Подлинная история, возможно, такова: немецкие и нидерландские специалисты по маркетингу осуществили свою идею, не очень представляя себе особенности печати марок. Первые вопросы о выпущенном буклете привели немецкую почту в панику. Ответственные работники были в отпуске. И тогда кто-то из немецкой почтовой службы решил обвинить нидерландскую почту и фирму, выпустившую буклет, в создании подделки и выпустил заявление об этом.

В Михель-каталоге тоже многие были в отпуске и не потрудились критически прокомментировать это заявление, просто разместив его у себя на сайте и ожидая ответа нидерландской почты…  

Похоже, речь всё-таки идет не об очень странной подделке, а о редкой современной марке, выпущенной и поступившей в продажу.

Посмотрим, что скажут немецкие и нидерландские филателистические журналы после того, как раскопают всю правду…  

Материал подготовлен: 

Е. Ознобкиной (перев. с англ., нем.), 

В. Новоселовым (редакторская обработка, оформление). 

Источники: http://www.briefmarken.de/index_aktuelles.htm

http://cgi.ebay.com;

НАЗАД

Hosted by uCoz