НАЗАД   ==>  

 

     Легенды "Формулы-1".          

  В 2005 году почта Австрии начала выпуск почтовых марок, посвященные выдающимся пилотам гонок Формулы 1.  Первая марка серии названная «Легенды Формулы-1» вышла 11 июня 2005, вторая – 13 сентября того же года. На этих первых марках австрийская почта отметила достижения австрийских гонщиков Йохена Риндта (Jochen Rindt) победителя в личном зачете 1970 года и Ники Лауда (Niki Lauda), самого известного австрийского пилота Формулы-1, трехкратного чемпиона гонок (1975, 1977 и 1984 годов). 

Йохен Риндт (Jochen Rindt) - Австрия. Участвовал в гонках 7 лет (1964-70). Победил на 6 этапах из 60.

Чемпион мира 1970 года.

Ники Лауда (Niki Lauda) - Австия. Участвовал в гонках 13 лет (1971-85). Победил на 25 этапах из 170.

Чемпион 1975, 1977 и 1984 годов.

      7 июня 2006 года последовало продолжение серии. В выпуске 2006 года австрийская почта  отметила достижения еще 8 легендарных гонщиков прошлых лет.  Думая, что в следующем году мы можем получить пополнение этой серии. Следует отметить, что почтовые марки, посвященные гонкам Формулы-1 выходят во многих странах. Это еще раз свидетельствует о популярности этих соревнований. А некоторые страны (Мексика, Монако и др.) достаточно часто выпускают марки, посвященные соревнованиям Гран-При этих стран.  Почтовые выпуски в честь соревнований Формулы-1 могут составить прекрасную коллекцию.

     Интерес к соревнованиям Формулы-1 не случаен. Ведь гонки Формулы-1 входят в число  наиболее популярных спортивных  состязаний на планете,  наравне с футболом и хоккеем. Огромное количество зрителей собирают этапы Гран-При, которые проводятся в различных странах, а размер телевизионной аудитории исчисляется уже в сотнях миллионов.

      Ведь Формула-1 это элита мирового автоспорта, где ведут борьбу за титул самые лучшие гонщики планеты.  Формула-1 это непрерывное изменение регламента гонок, которое способствует развитию новых технологий автостроения.  И, наконец, Формула-1  это  интересные исторические традиции, легендарные команды  и великие гонщики.

      А гоночные машины - болиды (так уже в начале века стали называть гоночные машины французские журналисты) превратились в мощные аппараты, на которых проводятся опробование новинок, применяемых затем на серийных автомобилях. Занять место в кабинах этих машин стремились и стремятся множество гонщиков и, в результате жесткой конкуренции, пилотами Больших Призов становятся только лучшие в мире водители. Но и здесь образуется собственная элита. Именно этим легендарным пилотам и посвящена серия почтовых марок Австрии «Легенды Формулы-1».

      Несколько слов об истории появления соревнований «Формула-1».

             Как только автомобиль перестал быть редкой диковинкой, появились и первые гонщики. Чуть позднее стали устраиваться многодневные автогонки между городами. При этом не было никаких технических ограничений – был бы автомобиль, который мог передвигаться. Вспомним знаменитый фильм 1965 года «Большие гонки» (The great race). Как забавляют нас поразительные приключения и невероятно смешные ситуации! Начало XX века. Все начинания в то время грандиозны. И все проекты этих лет - сногсшибательны. В фильме показан один  из них: автопробег из Нью-Йорка в Париж. Сюжет фильма, конечно, выдуман, однако в реальности что-то подобное было. Американский миллионер, владелец газеты New Herald Джеймс Гордон-Беннетт, объявил в ноябре 1899 года об организации ежегодных соревнований International Cup (вошедшие в историю автоспорта под названием "Гонок на Приз Гордон-Беннетта").   

       В декабре 1904 года в Париже состоялось 1-ая Генеральная Ассамблея Международной Ассоциации (Официально) Признанных Автомобильных Клубов (Association Internationale des Automobile Clubs Reconnus). В событии приняли участие представители 13 национальных автоклубов из Австрии, Бельгии, Дании, Франции, Германии, Великобритании, Голландии, Турина (Италия), Португалии, Санкт-Петербурга , Испании, Швейцарии и США. AIACR определила круг своих интересов как «организация автомобильных состязаний по всему миру, разработка единых правил автогонок и подготовка первого чемпионата мира по автогонкам». 

      1-й в мировой истории Grand Prix стартовал в июне 1906 года. Для проведения первого Большого Приза был выбран маленький французский городок Ле-Ман, известный до этого широкой публике только старинной ратушей. Трасса, представлявшая в плане треугольник, имела длину более 100 км. Дистанция гонок - 12 кругов - разбивалась на 2 этапа, на прохождение каждого из которых отводился один день. В промежутке между этапами автомобили ставились в закрытый для доступа участников парк, так как все операции по ремонту и заправке должны были производиться только в ходе соревнований силами водителя и механика.

        Заявки на участие в розыгрыше первого Grand Prix, старт которого был назначен на 6 часов утра 26 июня 1906 года, подали 34 гонщика на автомобилях 13 марок, представлявших вершину развития гоночных "болидов" с 4-цилиндровыми моторами гигантского объема - от 7,4 л (Gregoire) до 18,2 л (Panhard-Levassor).

       Однако на обоих этапах борьба за победу шла между гонщиком фирмы Renault Ференцом Зизом (Ferenc Szisz) и итальянцем Феличе Наццаро, представлявшим FIAT. Машины обеих марок (а также Brasier и Itala) имели новинку компании братьев Мишлен - колеса со съемными ободами, позволявшими сократить время на смену покрышек с 10-15 минут до 1 мин.15 сек. Именно это новшество и решило исход гонки.

       Победителем первого Большого Приза стал француз мадьярского происхождения Ференц Зиз, затративший на прохождение всей дистанции 12 часов 14 минут 7 секунд (средняя скорость - 101,2 км в час) и опередивший Наццаро на 32 минуты.

      После этого началось регулярное проведение соревнований на Большие Призы национальных автоклубов, отвечающих единому международному регламенту (гоночной формуле) Grand Prix, который разрабатывался AIACR.

       В немалой степени при организации современных чемпионатов мира помог  опыт Американской автомобильной ассоциации ААА, регулярно, начиная с 1916 года, проводившей чемпионаты США, в зачет которых еще до второй мировой войны в зачет которых еще до второй мировой войны входило до двух десятков этапов в год.

       Вторая мировая война поставила крест на проведении всех европейских соревнований (чемпионаты Европы 1931-1939 гг.). Но прошло совсем немного времени, и вновь проснулся интерес к  автоспорту. В 1947 году в автоспорте появился класс Ф1 под названием Формула A. В 1948 году состоялись очередные гонки в Европе. Именно этот год стал поворотным с истории автоспорта. Именно тогда на трассе дебютировал  гонщик из Аргентины, впервые победивший на одном из европейских этапов и ставший позднее живой легендой гонок Формулы 1. Это был Хуан-Мануэль Фанхио.

        Решение же о проведении чемпионатов мира по автогонкам в классе Формула 1 было принято FIA в 1949 году по инициативе делегата от Италии Антонио Бривио Сфорца. В зачет I чемпионата мира 1950 года вошли семь этапов - шести европейских Grand Prix (Англии, Монако, Швейцарии, Бельгии, Франции и Италии), а также 500-мильные состязания в Индианаполисе. Сезон длился 113 дней (с 13 мая по 3 сентября) и в нем приняли участие 80 гонщиков.

       В современный календарь соревнований Формулы 1 состоит из 18 этапов. Это Гран-При: Бахрейна, Малайзии, Австралии, Сан-Марино, Европы, Испании, Монако, Великобритании, Канады, США, Франции, Германии, Венгрии, Турции, Италии, Китая, Японии и Бразилии.

       Система начисления очков в чемпионате пилотам была прямо противоположна тем, что в чемпионатах Европы в 1935-1939, наследником которых и стал чемпионат в классе Формула-1. Ранее использовалась система "штрафных" очков, и задачей участников было набрать их как можно меньше, а по новому регламенту очки в чемпионате начислялись за места на финише с первого по пятое по следующей схеме: 8-6-4-3-2 + еще одно очко присуждалось за лучший круг в гонке.

     13 мая 1950 года первый чемпионат мира в классе Формула-1 открылся Гран-при Великобритании на трассе Сильверстоун, в присутствие всей королевской семьи.

     Борьба за обладание чемпионским титулом разгорелась между пилотами миланской команды - итальянцем Джузеппе Фариной и аргентинцем Хуаном-Мануэлем Фанхио.

     В итоге судьба была более благосклонна к итальянцу и Джузеппе, становится первым чемпионом мира в классе Ф1. Аргентинец Фанхио сразу после финиша поздравляет своего соперника и замечает: "Фарина, несомненно, заслужил этот титул". Но аргентинец Хуан-Мануэль Фанхио дождался своего триумфа уже в следующем чемпионате 1951 года.  Более того в 1957 году, выиграв свой пятый титул чемпиона (он не знал поражений с 1954 года) Х.М.Фанхио стал рекордсменом Формулы-1 на долгие годы.  Только в 2003 году Михаэль Шумахер получив шестой чемпионский титул,  превзошел достижение аргентинца.

    Но вернемся к серии Австрии 2006 года. Она состоит из 8 марок, посвященных знаменитым пилотам Формулы-1. Все эти легендарные пилоты перед Вами:  

Стирлинг Мосс (Stirling Moss) - Великобритания. Участвовал в гонках Гран-При 11 сезонов (1951-61 гг.). Одержал 16 побед на этапах из 66. 

Брюс МакЛарен (Bruce MakLaren) - Новая Зеландия. Участвовал в гонках Гран-При 13 сезонов (1958-70 гг.). Одержал 4 победы на этапах из 100. 

Джим Кларк (Jim Clark) - Великобритания. Участвовал в гонках Гран-При 9 сезонов (1960-68 гг.). Одержал 25 побед на этапах из 72. 

Чемпион мира 1963 и 1965 годов.

Джек Бребхэм (Sir Jack Brabham) - Австралия. Участвовал в гонках Гран-При 16 сезонов (1955-70 гг.). Одержал 14 побед на этапах из 126

Чемпион мира 1959, 1960 и 1966 годов.

Жаки Икс (Jacky Ickx) - Бельгия. Участвовал в гонках Гран-При 14 сезонов (1966-79 гг.). Одержал 8 побед на этапах из 116

Джекки Стюарт (Jacky Stewart) - Великобритания. Участвовал в гонках Гран-При 9 сезонов (1965-73 гг.). Одержал 27 побед на этапах из 99

Чемпион мира 1969, 1971 и 1973 годов.

Марио Андретти (Mario Andretti) - США. Участвовал в гонках Гран-При 14 сезонов (1968-82 гг.). Одержал 12 побед на этапах из 128

Чемпион мира 1978 года.

Ален Прост (Alan Prost) - Франция. Участвовал в гонках Гран-При 13 сезонов (1980-93 гг.). Одержал 51 побед на этапах из 198

Чемпион мира 1985, 1986, 1989 и 1993 годов.

      Среди этих замечательных пилотов только трое  не были чемпионами мира. Однако их заслуги в Формуле-1 так велики, что они совершенно не теряются на фоне блестящих чемпионов.

     Вот один из них - английский пилот Стирлинг Мосс. Он один из пионеров гонок Гран-При. Однако часто спортивное счастье изменяло ему. Мосса иногда называли "вечно вторым". Действительно за 11 сезонов он участвовал в 66 этапах Гран-При. В его активе кроме 16 победных этапов плюс еще 8 призовых мест, т.е всего 24 призовых  гонок их 66. 

     Стирлинг Мосс впервые принял участие в гонках Гран-При в 1951 году. Молодой гонщик быстро набирался опыта борьбы с лучшими пилотами Формулы-1 и уже в 1954 году на этапе в Бельгии он впервые попадает на подиум, заняв 3-е место. В следующем 1955 году  Стирлинг Мосс уже ведет борьбу за звание чемпиона мира, споря с легендарным аргентинцем Х.М.Фанхио. Однако победа остается за аргентинским пилотом, а Мосс становится вторым. В следующие сезоны 1956-57 годов картина повторяется - Фанхио чемпион мира, Мосс только второй. 

     В начале сезона 1958 года 46 летний аргентинец начал свои выступления не очень удачно. Проведя 2 гонки, где он финишировал лишь четвертым Х.М.Фанхио решил закончить свою карьеру пилота. Казалось бы все пути к чемпионскому званию открыты перед Стирлингом Моссом. Однако, одержав победы на 4-х этапов (плюс на Гран-При Франции он становится вторым), Стирлинг Мосс уступил звание чемпиона мира Майку Хоторну. Он опять только второй. Следующие три сезона (1950-61 гг.) Стирлинг Мосс в общем зачете был только третьим. После этого знаменитый пилот решает закончить свою карьеру так и не получив заветного звания "Чемпион".

      Однако в истории Формулы-1 Стирлинг Мосс запомнился не только как классный пилот.  В 1958 году на Гран-При Аргентины Стирлинг Мосс выиграл  на болиде с задним расположением двигателя. Это нововведение вдохновило конструкторов болидов на новые решения и позволило сделать еще один шаг в совершенствовании гоночной техники.

     Еще один пилот, который не стал чемпионом мира это Брюс МакЛарен.  В молодости увлечение автоспортом заставило его бросить учебу, но по направлению Новозеландской федерации автоспорта он попадает в Великобританию. В 20 лет на серийном "Купере" (Cooper) Брюс добивается успехов в Формуле-2, став в 1958 году серебряным призером. В том же году впервые участвует в гонках первой формулы, правда, на болиде Формулы-2. А уже в 1959 году Брюс добивается своей первой победы на Гран-При США и становится одним из самых молодых победителей. В тот день ему было 22 года 3 месяца и 14 дней. Однако больших успехов в качестве пилота он не добился. За 13 сезонов гонок он выступил на 100 этапах Гран-При, выиграв только 4. Всего на подиуме он был 27 раз. В общем же зачете  его достижения следующие: 2 место 1960 года и 3-е - 1962 года.

     Основную известность принесло Брюсу МакЛарену создание собственной команды - "МакЛарен". 60-ые годы... Славные были времена для Формулы-1. Число команд постоянно росло (благо, что стоило создание конюшни недорого - движок "Форд", коробка передач "Хьюланд", покупное или собственное шасси - и вперёд). Неудивительно, что мысль обзавестись собственной командой Формулы-1 заняла голову пилота "Купера" Брюса МакЛарена. Так появилась одна из самых знаменитых конюшен в истории королевских автогонок. 

    Следует отметить, что период недорогого создания команды быстро ушло. В 1968 году команда "Lotus" первой привела в Формулу-1 спонсоров. Она стала сотрудничать с табачной компанией Gold Leaf. Это п открыло дверь в Формулу-1 многомиллиардным инвестициям. С тех пор бюджеты команд Формулы-1 стали просто огромными и создать новую команду без серьезных средств стало невозможным.

     К чести новозеландца, надо отметить, что Брюс решил даже не покупать шасси, а поручить его создание Робину Херду. Непростой задачей стала перестройка мотора "Форд", чей объём пришлось уменьшать с 4,2 до 3,0 литра. В результате, первые два года (1966-67) принесли команде только шесть очков, но после установки нового "Форда" DFV и приглашения в команду чемпиона мира Денни Хьюма дела пошли на поправку. В 1968 году пилот МакЛарен выиграл первый Гран-При в Бельгии на болиде конструкции "МакЛарен", а Хьюм - третье место в общем зачёте команд.

      Но в сезоне-70, казалось, что всё рухнуло. На тестах врезался в судейскую вышку и моментально умер Брюс МакЛарен. Однако команда "МакЛарен" продолжала работать и вскоре добилась ощутимых успехов. Всего пилоты "МакЛарена" выиграли 136 этапов Гран-При (на начало 2006 года). "МакЛарен" 8 раз становилась победителям в Кубке Конструкторов.  А чемпионами мира на болидах "МакЛарен" были пилоты: Э. Фиттипальди - 1974 год, Д. Хант - 1976, Н. Лауда - 1984, А. Прост - 1985-86, 1988, А. Сенна - 1989-91, М. Хаккинен - 1998-99.

      Так что судьба Брюса МакЛарена - конструктора была более счастливой, чем у Брюса - пилота.

    Продолжение рассказа о "Легендах Формулы-1" будет после выпуска очередной серии Австрии. Ведь очень интересно поговорить о таких звездах Формулы-1, как А.Сенна и М.Шумахер.

Айртон Сенна 

 Михаэль Шумахер.

10.07.2006.   

Эта статья с сайта перепечатана и в журнале "Филателия" №3.2007 год.

НАЗАД        ==>

Hosted by uCoz