НАЗАД 

                МЯТЕЖНЫЙ КОРАБЛЬ "БАУНТИ".

             

             В юго-восточной части Тихого океана на широте 28 градусов ю. и около 130 градусов з.д., вдали от морских дорог находится небольшой остров Питкерн.  Этот скалистый покрытый деревьями остров, окружностью в пять миль, обнаружили в июле 1762 года английские моряки со шлюпа «Суоллоу».  Он был окружен рядами рифов, представляющими серьезную опасность для судна. Чтобы не рисковать судном, капитан Картерет  решил не подходить близко к острову и не высаживаться на берег.  Острову дали название по имени моряка, который первым его увидел.

       Очевидно, остров многие годы оставался бы безвестным, как и его собратья - необитаемые крохотные острова, которые не редки в этой части океана, если бы не случай, происшедший на одном из английских военных транспортных парусных  судов.

Капитан "Баунти" Уильям Блай (William Bligth)

        Вооруженный английский транспорт «Баунти» под командованием Уильяма Блая, в прошлом плававшего под начальством Кука, в 1788 г. вез с острова Таити  на Антильские острова саженцы хлебного дерева. Плаванье проходило  в очень тяжелых условиях. Капитан экономил не только в количестве, но и в качестве пищи - в бочках с солониной вместо говядины и свинины оказалось некачественное конское мясо, приобретенное по дешевой цене.  Вдобавок, к скудности и недостатку питания прибавлялось высокомерие капитана, его жестокое обращение с матросами и даже с офицерами, унижение их человеческого достоинства. Чаша терпения переполнилась и доведенная до отчаяния команда взбунтовалась.       

         Восставшие арестовали капитана и с  восемнадцатью матросами, не пожелавшими принять участия в мятеже,  спустили на баркас, снабдили водой, небольшим количеством продовольствия, оружием и оставили в океане.  Руководитель мятежа,  лейтенант Флетчер Крисчен повел «Баунти» обратно на Таити.  Часть команды решила остаться на острове, где она надеялись беззаботно прожить остаток своих дней.  Сам Крисчен  посчитал, что ему рано или поздно придется отвечать за поднятый мятеж и, решил уйти с  Таити. Он взял с собой восемь матросов, решивших оставаться с ним до конца, несколько туземцев, двенадцать таитянок и, как на Ноевом ковчеге, множество различных до-машних животных  и птиц (корову, быка, свиней, коз, кур, собак  и т.д.), семена растений и вновь отправился в плавание, чтобы укрыться на каком-нибудь необитаемом острове.  Длительное время об их  дальнейшей судьбе ничего не было известно …

     Капитану  Блаю со своими спутниками, удалось проплыть свыше полутора тысяч лье и через 41 день достичь острова Тимор. Блай был плохим человеком, но отличным моряком. Несмотря на все ужасы, которые им пришлось испытать: тропические ливневые дожди, хроническое недоедание и пр., в пути они потеряли  только одного человека. На Тиморе группу Блая принял английский корабль и доставил в Англию.

       Трагически сложилась судьба мятежников, оставшихся на Таити.  В 1791 г. на остров пришел посланный английским правительством военный корабль «Пандора»,  с розыскной командой.  Командир «Пандоры» арестовал мятежников, чтобы  доставить их в Англию. В пути корабль наскочил на рифы и затонул, часть людей погибла, но почти все мятежники были  спасены.  В Англии их судили и  троих приговорили к смертной казни. Возможно, тогда то и родилась поговорка: «кому суждено быть повешенным – тот не потонет».

         В 1808 г. американский фрегат «Топаз», занимавшийся промыслом тюлений,  подошел к острову Питкерн. Капитан считал остров необитаемым и надеялся на нем пополнить запас тюленьих шкур.  К его изумлению, вскоре к борту судна подошла пирога с тремя юношами-метисами,  довольно хорошо говорившими по-английски.  Из разговора с ними он узнал, что отец юношей служил раньше под командованием Блая.  Прибыв на остров, американцы увидели там стоящие среди пандовых деревьев и кокосовых пальм четыре чистые хижины и хорошо возделанные земельные участки. Гостей встретил англичанин по имени Смит, бывший матрос  «Баунти»,  который жил в обществе таитянок и девятнадцати выросших на острове детей.  Он и  рассказал американцам о том, что приключилось с мятежниками, после того как они на «Баунти» навсегда покинули Таити. 

        Крисчен привел «Баунти» к острову Питкерн. С большим трудом моряки провели корабль через рифы и высадились на берег.  Моряки и прибывшие с ними туземцы разобрали внутреннюю обшивку корабля и построили хижины.  Они и сняли с «Баунти» все, что могло пригодиться в их жизни на острове, и перенесли на берег. Затем из подручных материалов смастерили самые необходимые орудия, расчистили участки земли и высадили привезенные с собой семена растений.  Чтобы не обнаружить свое пребывание на острове, и ни у кого не появился соблазн вернуться, Крисчен  приказал уничтожить и затопить останки своего судна. 

       Два года поселенцы прожили на острове без особо крупных ссор.  Они занимались обработкой земли, уходом за скотом, рыбалкой. Затем между англичанами и туземцами, началась жестокая кровавая борьба из-за женщин, оказавшихся в меньшинстве. Туземцы воспротивились пренебрежительному к ним отношению англичан, и  они составили против них заговор. Однако, англичане были предупреждены одной из таитянок, и два главаря заговора поплатились за это жизнью.

        Прошло еще два года, и туземцы  создали новый заговор -  пять англичан, в их числе  Крисчен, были зверски убиты.  В свою очередь, женщины, жалевшие англичан, зарезали всех оставшихся туземцев. Оставшиеся в живых  четверо  англичан были объявлены общим достоянием двенадцати таитянок.        

Джон Адамс (Смит) - основатель общины Питкерна.

       На острове было найдено растение, из которого  можно было гнать нечто вроде водки.  Один из мужчин пристрастился к этому зелью, что через некоторое время явилось причиной его смерти.  Еще одного в ссоре убили его товарищи, а другой умер от болезни. Смит, принявший имя Адамса, остался один среди таитянок.  Он стал главой общины состоящей из десяти женщин и девятнадцати детей, самых старшим из которых было по семь – восемь лет.  Смиту, много размышлявшему о своей прежней жизни и совершенно переродившемуся в результате раскаяния, пришлось взять на себя обязанности отца, учителя, священнослужителя, мэра и короля острова.  Он  стал проповедовать милосердие, любовь и согласие. Своей справедливостью и твердостью он завоевал неограниченное влияние в общине. 

           Известие о поселившихся на Питкэрне людях дошло до Англии и в 1814 году для расследования на остров прибыли два фрегата.  Процветающая островная коммуна, ее организация, быт, ведение хозяйства произвела на судей сильное впечатление.  Они решили простить Смита, единственного оставшегося в живых из мятежников «Баунти», и оставить его на свободе. 

        Ограниченность территории, быстрый рост численности населения заставил часть островитян переселиться в 1856 г. на остров Норфолк. Подобные переселения повторялись в течение десятилетий и ныне потомки мятежников с «Баунти» живут на многих островах Океании. 

        Прошло несколько десятилетий после этого события, но память об этих мужественных людях, основавших колонию и добровольно изолировавших себя от мира, передается из поколения в поколение.

        В 1989 году, через двести лет после описываемых событий на английском острове Мэн, с которым тесно связана жизнь, по крайней мере, трех героев этого события: Блая, Крисчена и Хейвуда, была издана серия из шести почтовых марок и блок, с тремя марками и купоном.

      Капитан Уильям Блай,  4 февраля 1781 г. по семейной традиции венчался на острове Мэн с Элизабет Бетам, в церкви, находящейся недалеко от столицы острова г. Дуглас. Портрет Уильяма Блая и здание старой церкви показаны на заглавной 13-ти пенсовой марке серии.

     Лейтенант Флетчер Крисчен, руководитель мятежа, был из известной и влиятельной на острове Мэн семьи, обосновавшейся там еще в XV веке.  Его портрет на фоне острова Питкерн показан на концевой, 35-ти пенсовой марке серии.

      Питер Хейвуд был рожден в женском монастыре г. Дугласа. В должности корабельного гардемарина он совершал на «Баунти» свое первое большое плавание. Питер был не расположен участвовать в мятеже и позднее отошел от мятежников. Вместе с другими участниками мятежа его доставили с Таити  в  Англию, где он предстал перед военным судом.  Хейвуда нашли виновным в «непринятии усилий по недопущению мятежа». Позднее  он был прощен и стал известным в Англии морским офицером, неоднократно доказывавшим преданность своему королю и стране.  Портрет Питера Хейвуда показан на 30 пенсовой марке.

      На 16-ти  пенсовой  марке нарисованы капитан Блай с верными ему матросами, оставленными на баркасе в океане и  удаляющийся под парусами «Баунти».

      

На почтовую марку попал даже гимн Баунти.

        На марке в 32 пенса показан «Баунти» у острова Питкерн.  Экипаж на шлюпке пытается преодолеть прибой и высадиться на берег.

         В почтовом блоке повторены 23-х и 35 пенсовые марки, на  третьей  марке - воспроизводится  39-ти центовая марка острова Норфолк, на ней нарисованы мятежники и полинезийские девушки на острове Питкерн.  На купоне блока показаны схема плавания «Баунти»: пунктиром – до мятежа, сплошной линией – после мятежа.

       В наши дни на острове Питкэрн проживает около семидесяти человек.  Жители занимаются выращиванием кукурузы, таро, овощей и рыболовством. Но одним из основных источников доходов  является экспорт выпускаемых на острове почтовых марок. Одна из марок Питкерна воспроизведена на  23-х пенсовой марке острова Мэн. На ней запечатлен момент высадки Блая и его сторонников с корабля на баркас.      

В. Семенов.  Великий Новгород

 

От администратора:      

     История мятежного корабля  известна во всем мире, поэтому,  почтовые марки, посвященные ему, вышли не только на острове Мэн. К 200-летию событий марки были выпущены на островах, непосредственно связанных с историей корабля «Баунти» (острова Питкерн и Норфолк).

     В настоящее время существуют целых две реплики корабля "Баунти" построенные в 1962 и 1978 годах. Обе они были изготовлены для съемок художественных фильмов (1962 и 1984 годов соответственно), рассказывающих о знаменитом мятеже. Первая из них в данный момент находится в Массачусетсе (США), а вторая - в Сиднее (Австралия). Во Франции в 2003 году снят документальный фильм «Спасшиеся с «Баунти»». А всего насчитывается 5 экранизаций истории «Баунти». Первая из них состоялась  еще в 1916 году (Австралия), далее в 1933 году  в США  был снят фильм, который из-за конфликта с актером Кларком Габблом (Clark Gabble)  не вышел на экраны. И уже 1935 году вышла следующая экранизация фильма с К.Габблом в главной роли.  Фильм претендовал на Оскар по 8 номинациям, но в результате получил только 1 приз. Кстати к 50-летию выхода этого фильма на экраны островное государство Тонга выпустило серию из 5 марок, посвященную этому событию. На марках кадры из фильма.

      В 1962 году вышла очередная лента о мятежном корабле, в главной роли которого снялся знаменитый М. Брандо. В фильме американского режиссера Роджера Дональдсона (1984) в  главных  ролях снялись актеры: Мел Гибсон, Энтони Хопкинс, Даниел Дей-Льюис.

        Еще одна марочная территория  государства Тонга - остров Ниуафооу, расположенный на полпути между Фиджи и Самоа, неоднократно обращался к выпуску марок, посвященных плаванию «Баунти». Марки выходили в 1988, 1991 и 1994 годах. На них можно увидеть и сам легендарный корабль, и изображение персонажей, и даже предметы быта моряков.  

Хронометр, секстант и Библия с "Бауни", хранящиеся в музее острова Питкерн.

 

      А к 200-летней годовщине истории "Баунти" почта Питкерна выпустила еще одну серию,  на блоке которой изображен  новодел корабля в порту Сиднея.  

 

     Для иллюстрации статьи использовано только небольшая часть почтовых марок, посвященных "Баунти". Поэтому, при желании, можно создать прекрасную коллекцию на эту интересную и достаточно оригинальную тему. 

 

НАЗАД

Hosted by uCoz