<==         СТАТЬИ                 ==>

                "Золотая лихорадка" в филателии-2.  

        Во второй половине 19 века золотая лихорадка на американском континенте продвигалась все севернее: Каньон Фрэзера (Fraser Canyon), район Карибу и другие части Британской Колумбии, Скалистые горы. 

       Последняя “великая золотая лихорадка” – Клондайкская (территория Юкон, 1898–99), о которой написаны многие литературные произведения (Джек Лондон, Жюль Верн, Луи Буссенар), созданы стихи (Роберт У. Сёрвис), сняты фильмы (в том числе знаменитый фильм Чарли Чаплина “Золотая лихорадка”, 1925). В это безумие было вовлечено беспрецедентное число людей: несколько миллионов человек. Но только 35 тыс. из устремившихся к золотым полям добрались до места слияния рек Клондайк и Юкон, где их встретил голод и жесточайшие зимние холода.

          В год столетия начала клондайкской золотой лихорадки, в 1998 г., в США вышла марка (номинал 32 цента), на которой запечатлен непереносимо трудный переход золотоискателей, которые тащат свою поклажу через снежные горы.  

13 июня 1996 года Канадская почта также выпустила серию из 5 марок в память о золотой лихорадке на Юконе. Дизайнер серии – Стивен Слипп из Галифакса, ему удалось вполне элегантное художественное исполнение марок, – изображения на них способны вызвать настоящую ностальгию. На первой марке (все марки серии имеют номинал 45 центов) изображен Скокум Джим Мейсон (первооткрывателями золота вмести с ним были Джордж Кармак и Чарли Доусон), который первым застолбивший золотоносный участок в этих местах. Он стоит с лотком для промывания золота в руках, позади него – документ на право разработки участка у ручья Бонанза, где было найдено золото. Лягушка, изображенная на заднем плане, – символ помощи в начинаниях. А возможно – еще и напоминание о знаменитой прыгающей калифорнийской лягушке, которую обессмертил Марк Твен в своем небольшом рассказе “Знаменитая прыгающая лягушка из Калавераса”(1865).

           На второй марке изображен старатель со всем своим специальным снаряжением; на заднем плане – лодки на озере Лаберже, направляющиеся к золотым полям. 

          На следующей марке мы видим суперинтенданта северо-западной конной полиции Сэма Стила, на границе Аляски (американское владение) и Юкона (владение Британской империи). 

         Изображения на четвертой марке напоминают о богатом увеселительными заведениями городе Доусон – крупнейшем населенном пункте к западу от Виннипега, где была телефонная связь, электричество и водопровод. Мешочек с золотым песком был валютой Доусона, а любимым развлечением жителей города были азартные игры, – отсюда отправлялись к золотым полям и здесь оставляли свои деньги золотоискатели.  А золота здесь добывалось немало. Об этом говорят цены: в 1898 году в Сан-Франциско можно было вполне прилично пообедать всего за 25 центов. В то же время, в Доусоне галлон молока стоил 16 долларов, дюжина яиц – 3 доллара, фунт масла – 3 доллара.

       

        На последней марке серии – золотоносные поля Клондайка. (Само слово Кlondaika – переделанный вариант индейского слова thron-diuck, которое в переводе обозначает молоток и вода. Так индейцы называли реку, протекающую на северо-западе Канады по территории Юкона. Из-за трудного произношения белый человек впервые произнес это индейское слово как Клондайк.) 

        Клондайк – стало именем нарицательным, обозначающим неизбывную человеческую мечту о неожиданных и несметных сокровищах и связанным с удачей, романтическими приключениями, вдохновением и азартом того времени. Но и сегодня на Юконе (северо-запад Канады) можно увидеть старателей, хотя в этих местах почти не осталось золота.  

Австралийская золотая лихорадка началась в 1851 году, с открытием Эдвардом Харгрейвсом золота в Новом Южном Уэльсе. Харгрейвс только что вернулся с золотых полей Калифорнии, убежденный в том, что, судя по геологическим признакам, его родная Австралия не менее перспективна для поисков золота. Местечко, где он нашел золото, было названо “Офир”, а Харгрейвс, заявивший о своем открытии, получил статус “Комиссионера территории” (регулирующего старательские работы, выдающего лицензии и собирающего пошлину), премию в 10 000 фунтов стерлингов и пожизненный пенсион. После того, как первое золото из окрестностей Батерста было привезено в Сидней, сотни золотоискателей отправились на поиски самородков и россыпей, к ним вскоре стали присоединяться иммигранты. Численность одних только китайцев превысила 100 тыс. чел. (что вызывало недовольство местных жителей и послужило даже принятию ограничительно законодательства). Число вновь прибывших на Австралийский континент превысило число преступников, вывезенных за предыдущие 70 лет в Австралию. Общая численность населения выросла с 430 000 в 1851 до 1,7 миллиона в 1871 г..

         Наибольшие залежи были открыты в Виктории. В 1850-х здесь добывалась треть мирового золота. Вскоре на место труда многочисленных старателей стали приходить механические установки, поэтому находки золота в Квинсленде в 1880-х годах и в Западной Австралии в 1890-х годах, вызвали отток старателей из юго-восточных колоний в новые центры добычи золота. Разработке золота в 1890-х (а позднее и других металлов, в том числе никеля) обязан своим возникновением и процветанием город Калгари. В этих местах золото было открыто в июне 1893 года старателями Патриком Хэннаном, Томом Фланагеном и Дан О’Шеа. Территорию в радиусе мили от места находки Хэннана, насыщенную месторождениями золота, называют «Золотой милей». Она успешно разрабатывается и по сей день.

Золотая лихорадка – очень важная страница социальной и экономической истории Австралии. Это было время формирования австралийской нации, ее особого фольклора. Как полагают сегодняшние исследователи культуры Австралии, именно в этом времени – корни неуступчивого, неподвластного авторитетам характера австралийцев, основа их национальной идентичности.

В 1981 году почта Австралии выпустила серию из 4-х марок номиналом 22 цента, посвященную золотой лихорадке. Изображения на марках отражают не конкретные события, а общие сцены из жизни золотоискателей. На марках изображены: старатели, идущие за золотом, намывающие золотой песок, проверка лицензии на участок, предположительные портреты героев этого времени.  

Вторая австралийская серия из 5 марок в сцепке (номиналом 41 цент), посвященная времени золотой лихорадки, вышла в 1990 году. Здесь также дизайнер предпочел дать обобщенный образ. На марках изображены: экспедиция на лошадях к золотым приискам; поля, где производились раскопки золота; намывание золота; палатка комиссионера; эскорт с золотом.  

В 19 веке золотая лихорадка затронула Америку, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку. Она дала стимул для быстрого развития не только отдельных районов, но и в целом экономики тех стран, где обнаруживали золотые месторождения, а также для развития мировой экономики. Ведь тогда ценность денег еще обеспечивалась золотом. Эпоха золотой лихорадки осталась в нашей памяти как романтическое, богатое событиями время, последствия которого (заселение обширных территорий и основание новых городов, развитие золотодобывающей промышленности, изменение этнического состава населения многих стран и мн. др.) сказались на современной нам истории. Именно поэтому можно предположить, что мы еще не раз встретим марки, сюжеты которых будут напоминать о временах золотой лихорадки.  

Е. Ознобкина, А. Жаворонков  

 < ==         СТАТЬИ                 ==>

Hosted by uCoz