<==       Содержание          ==>  

   

Глава 2. Тифлисская почта ХIХ века.  

Почтовая служба Тифлиса в середине и второй половине ХIХ века.  

Наиболее полный анализ истории и состояния почтовых учреждений Тифлиса дал в свое время Борис Александрович Каминский в своей статье «Тифлисская городская почта» (см.1).

После присоединения Грузии к России в первую очередь намечалось продолжить почтовый тракт от Моздока до Тифлиса протяженностью 258 верст с постройкой на нем десяти станций для обслуживания почтовой гоньбы и одной почтовой конторы в Тифлисе. Но осуществление этих планов сдерживалось скудностью выделенных средств. Поэтому главнокомандующий в Грузии князь П.Д.Цицианов обращается в С.-Петербург к главному директору почт Д.П.Трощинскому с просьбой добиться у царя разрешения на ссуду в 16100 рублей серебром из общих доходов Почтового ведомства России.

13 июня 1805 года Александр I утверждает доклад Д.П.Трощинского «Об учреждении в Тифлисе почтовой конторы», с выделением князю П.Д.Цицианову просимой суммы (см.2).

Утвержденный для тифлисской почтовой конторы штат состоял всего лишь из четырех человек: почтмейстера, помощника почтмейстера, переводчика и сторожа. Даже почтальоны в этом штате отсутствовали. По-видимому, П.Д.Цицианов предполагал обслуживать почтой лишь войсковые части и гражданские учреждения, созданные царским правительством в Тифлисе, которые для получения и отправки корреспонденции должны были присылать своих посыльных в почтовую контору. Почтовая же гоньба по тракту обслуживалась казаками.

Первым почтмейстером тифлисской почтовой конторы был Лазаревич, служащий канцелярии главнокомандующего.

Тифлисская почтовая контора, как и все почтовые конторы России, подчинялась одному из почтамтов — Тамбовскому (см.3).

Для работы вновь созданной почтовой конторы были выработаны специальные правила, учитывающие особенности Закавказского края. Предусматривалось принимать простые и денежные письма, а также посылки с различными вещами и узлы со звонкой монетой.

Из-за плохого состояния дорог на тракте от Моздока до Тифлиса, где на некоторых участках пути почту приходилось перевозить на лошадях вьюками, вес посылок и узлов был ограничен 5 фунтами ( 2 кг ). Учитывая трудности перевозок, а также обслуживание почты казаками, тариф весового сбора за расстояние на участке тракта в 258 верст был установлен в двойном размере против тарифа, существовавшего тогда в России (см.4). Также в двойном размере взыскивался тариф страхового сбора с денежной и посылочной корреспонденции. В тех же специальных почтовых правилах предусматривалось, что при отправлении в Грузию писем и посылок двойной весовой сбор за расстояние от Моздока до Тифлиса, а также вторая половина увеличенного страхового сбора должны были взыскиваться с получателей.

Однако введение такой формы почтовой оплаты привело к тому, что многие стали отказываться от получения простых писем с доплатой. Вместо ожидаемого увеличения почтовых доходов казна стала недополучать их.

Тогда Почтовым департаментом в 1809 году было принято решение «О взимании «весовых» денег за письма в тех местах, откуда они отправляются до самого Тифлиса, а не до Моздока», чем ликвидировалась дополнительная оплата при получении писем.
Был увеличен также штат тифлисской почтовой конторы еще на четырех человек: двух канцелярских служителей и двух почтальонов, которые должны были разносить почту жителям Тифлиса и в войсковые части, расквартированные за пределами города.
В последующие годы (до 1830 года) никаких значительных преобразований в тифлисской почте не проводилось.

Таким образом, до 1830 года Почтовая часть на Кавказе, как отмечал С.Кузовкин в своей статье «Забытая филателистическая уника» не была приведена в то устройство, в каком она находилась в остальных частях империи (см.5). Сначала по незначительности корреспонденции перевозка почты в Грузии была возложена на казачьи посты, которые пересылали ее в виде летучих почт, а потому почтовые лошади не содержались на счет земской повинности. Потом, когда пересылка корреспонденции, в особенности казенной, и число проезжающих увеличилось, в помощь казачьим постам, по недостатку казачьих лошадей, давались так называемые «чапарханы», т. е. поселяне по нарядам от земли с верховыми лошадьми. Чапарханы эти в некоторых местах были нанимаемы на земские повинности, в других же сами поселяне отправляли эту обязанность натурою и были в этом отношении в ведении казачьих начальников. А возка почт начала производиться на вьюках. Вследствие неустройства дорог, разлива рек и небезопасности движения. С 1830 года станции по некоторым трактам Грузии были отданы подрядчикам с торгов. В то же время было утверждено положение об устройстве почтовой части в Закавказском крае на тех же началах, на каких она была устроена в империи.

В 1830 году для упрощения делопроизводства и ускорения движения корреспонденции Почтовое ведомство провело реорганизацию почтовых учреждений России. Именным указом Сенату «О новом устройстве почтовой части», утвержденным Николаем I 22 октября 1830 года, предусматривалось разделение всей территории России на 11 почтовых округов. Упразднялись все пять губернских почтамтов, а губернские, областные, пограничные и заграничные почтовые конторы поступали в непосредственное подчинение Почтовому департаменту.

Почтовые учреждения Грузии вошли в VIII почтовый округ (см. табл. 1).

Местом пребывания почт-инспектора этого округа был определен город Ставрополь, причем один из его помощников должен был постоянно находиться в Тифлисе для надзора за почтовыми учреждениями Закавказского края. Тифлисская почтовая контора была возведена в ранг областной конторы со штатом 12 человек (было добавлено 4 сортировщика). Новое «Положение об устройстве почтовой части» вводилось в действие с 1 января 1831 года.

Дальнейшие преобразования тифлисской почтовой конторы связаны с общими изменениями, произведенными царским правительством в 1840 году для гражданского управления Закавказского края. Именным указом Сенату от 10 апреля 1840 года из провинций, лежащих между Черным и Каспийским Морями, образуются Грузино-Имеретинская губерния и Каспийская область. Главным городом Грузино-Имеретинской губернии определен Тифлис, а Каспийской области — Шемаха. С января 1841 года этот указ вступил в силу. Об этом подробно написано в первой главе.

К этому времени были учреждены почтовые конторы: областная - в Тифлисе, уездные первого класса - в Баку, Эривани, Нахичевани, Кутаисе и Редут-Кале; второго класса - в Гори, Душете, Анануре, Телаве, Снгнахе, Елизаветполе, Кубе, Дербенте и Владикавказе. Уездные почтовые конторы были подчинены Тифлисской областной конторе.

В дальнейшем, с упразднением туземных установлений в Грузии и с развитием административного управления в завоеванных областях края (что совпало с усилением военных действий в Черноморье и на Кавказской линии) - естественно усиливается значение почтовой связи в Закавказье.

К средине сороковых годов в Грузии, а, следовательно, и в Тифлисе, действовали следующие виды почтовой связи:

1) Экстра-почта,  с которой корреспонденция отправлялась в центр регулярно, дважды в неделю, по строго определенному маршруту (С.-Петербург, Москва, Новгородская, Тверская, Тульская, Воронежская губернии, Земля войска донского, Нижегородская, Одесская и Варшавская губ.)

2) Тяжелая почта - тоже в центр дважды в неделю, с отделением корреспонденции в другие места империи.

3) Легкая - по почтовым местам Закавказья и по смежным губерниям.

4) Летучая почта - по пограничным гарнизонам и

5) Эстафетная почта - за кордон, Владикавказ, по особому наряду, с уплатою прогонных денег за почтовые услуги. (Телеграфной линии в то время еще не существовало. Первая телеграфная линия открыта в Закавказье между Тифлисом и Поти в 1860 г.).

Образование в Закавказском крае новой губернии и области заставило Почтовый департамент пересмотреть разделение России на почтовые округа и, учитывая особенности этого края, принять решение в декабре 1840 года о создании для Грузино-Имеретинской губернии и Каспийской области нового почтового округа (см.6).

Все почтовые учреждения Грузино-Имеретинской губернии и Каспийской области переданы в ведение вновь образованного ХII почтового округа. Местом пребывания почт-инспектора нового округа был определен Тифлис, а для его помощника — Шемаха.

Таблица 1

ДЕЛЕНИЕ
территории России на почтовые округа в первой половине ХIХ века.

Вне округа

С.- Петербург

Санкт-Петербургская губерния

Вне округа

Москва

Московская губерния

I округ

С.- Петербург

Курляндская, Лифляндская, Новгородская, Псковская, Эстляндская губернии

II округ

Москва

Владимирская, Калужская, Рязанская, Тверская, Тульская, Ярославская губернии

III округ

Нижний Новгород

Казанская. Костромская, Нижегородская, Пензенская. Саратовская, Симбирская губернии

IV округ

Воронеж

Воронежская, Курская, Орловская, Слободско-Украинская, Тамбовская губрнии

V округ

Вильно

Белостокская, Виленская, Волынская, Гродненская. Минская, Подольская губернии

VI округ

Чернигов

Витебская, Киевская, Могилевская, Полтавская, Смоленская, Черниговская губернии

VII округ

Одесса

Екатеринославская, Таврическая, Херсонская губернии; Бессарабская обл.

VIII округ

Ставрополь

Астраханская губерния; Донские земли; Кавказская область; Грузия и другие закавказские провинции

IX округ

Архангельск

Архангельская. Вологодская, Олонецкая губернии

X округ

Пермь

Вятская, Оренбургская, Пермская губернии

XI округ

Тобольск

Енисейская, Иркутская, Омская. Тобольская, Томская губернии; Якутская область; Приморские управления

XII округ *

Тифлис

Грузино-Имеретинская губерния: Каспийская область

XIII округ **

Варшава

Царство Польское

* С 1940 года.

** ХIII почтовый округ был образован в 1851 году именным указом Сенату от 4 марта 1851 года (ПСЗ-2, СП6., 1852, т. ХХVI, отделение 1-е, № 2500).

---------------------------------------------------------------------

Казаки освобождались от лежащей на них обязанности сопровождать почту в Закавказье. Они заменялись почтальонами.

Обязанности Тифлисской почтовой конторы возросли.

С добавлением 10 почтальонов для сопровождения почты штат ее стал 22 человека.

Тифлисская областная почтовая контора с 1841 года стала именоваться губернской. Однако порядок, введенный в 1840 году для гражданского управления Закавказского края, оказался во многих отношениях неудобным.

В 1842 году при инспектировании края было установлено, что из-за его отдаленности и особых местных условий министерства не смогли учредить там должного надзора за введением нового гражданского устройства. Кроме того, вмешательство министерств в дела Закавказского края часто ослабляло власть местного главного начальника. Специальный же Кавказский комитет, учрежденный указом Сенату от 24 апреля 1840 года, интересовался только общим направлением дел по устройству гражданского управления края и не осуществлял должного надзора за действиями в Закавказье новых учреждений.

По мнению военного министра князя А.И.Чернышева, ответственного за общее руководство делами Закавказского края, для устранения возникших затруднений необходимо было создать в С.-Петербурге особое учреждение, в котором можно было бы сосредоточить все дела гражданского управления Закавказья, изъяв их из министерства, «доколе все части не получат полное устройство», о чем он и доносил Николаю I 19 августа 1842 года (см.7).

Указом Сенату 30 августа 1842 года временное отделение было организовано. Одновременно полностью преобразуется и Кавказский комитет.

В связи с этим проводится реорганизация и главного управления Закавказского края, находившегося в Тифлисе.

12 ноября 1842 года Николай I утверждает «Наказ Главному управлению Закавказским краем», в котором ставится основная цель: скорейшее водворение в Закавказье «прочного гражданского благоустройства».

«Наказом» права главноуправляющего краем были увеличены до министерской власти, действующей на месте. Министерства же могли обращаться к подведомственным им учреждениям, находящимся в Закавказье, не иначе как через главноуправляющего.
Состав Совета главного управления был ограничен пятью членами тремя военными и двумя гражданскими. Военным членам Совета, сверх общих обязанностей, вменялось руководить теми ведомственными учреждениями, управление которых не относилось к местному надзору: одному - учебной частью, другому - таможенной и третьему - почтовой. В связи с этим должности управляющих соответствующими частями упразднялись, в том числе и должность почт-инспектора ХII почтового округа.

Первым членом Совета главного управления Закавказского края, являющимся одновременно и управляющим почтовой частью, был генерал-лейтенант А.Г.Чавчавадзе, вступивший на эту должность 28 декабря 1842 года (см.8).

Таким образом, еще в 1840 году почтовые учреждения Закавказского края были переданы из непосредственного ведения Почтового департамента Империи в ведение Главного управляющего Закавказским краем. В законе 1840 года сказано: «...ведомства, которые подлежат особому управлению, такие как: таможенные, учебные и почтовые, пребывают в зависимости и подчинении Главного управляющего Закавказским краем, который по этим ведомствам действует на основании постановлений и правил, в частности для каждого из этих существующих ведомств» (см.9 и 10).

Окончательное изъятие ХII почтового округа из подчинения Почтовому департаменту и полностью функции по управления всеми ведомственными учреждениями были переданы главному начальству Закавказского края при князе М.С.Воронцове.

В январе 1845 года, при назначении князя М.С.Воронцова наместником кавказским, его права были определены особым рескриптом Николая I:

«Возложив на вас, вместе с званием главнокомандующего войсками на Кавказе и главное начальство над гражданскою частью в том крае, в качестве моего наместника и находя нужным, для пользы службы, усилить права, которые доныне были даны главноуправляющим гражданскою там частью, я, в полном доверии к лицу вашему, повелеваю: все те дела, которые по существующему ныне порядку представлялись от Главного Управления Закавказским краем на разрешение Министерств, разрешать вам на месте. Сверх того представляется вам, когда вы найдете нужным, принимать на месте все меры, обстоятельствами требуемые, донося прямо мне как о действиях ваших, так и причинах, к ним побудивших» (см.11).

Этим же рескриптом власть князя М.С.Воронцова была распространена и на Кавказскую область (в последующем переименованную указом Сенату от 2 мая 1847 года в Ставропольскую губернию).

Наместник Кавказского края князь М.С.Воронцова (1844-1854 гг.) являлся,  безусловно, умным администратором и талантливым российским чиновником. Человек европейски образованный, (родился и воспитывался в Англии) своею либеральною политикою весьма способствовал преуспеванию и развитию производительных сил края. При нем начали прокладываться почтовые дороги и строиться мосты. К его управлению относится устройство пароходных сообщений по Черному и Каспийским морям; изыскания горных промыслов; развитие торговли, просвещения и образования. К его времени относится также возвышение города Тифлиса, как административного центра. За последние три года его управления (1852-54 гг.) Тифлис неимоверно подвинулся вперед. Как прибавлением населения (по статистическим данным значилось населения в Тифлисе в 1854 году – 47 304 жителей), так и большим количеством новых красивых общественных и частных зданий. Все это давало городу и населению его определенный общественный импульс, темп и развитие которого настоятельно диктовали необходимость дальнейшего приведения в упорядочение почтовой связи.

Нижеследующая таблица движения почтовой корреспонденции по одному лишь городу Тифлису за 1855 год может иллюстрировать до некоторой степени развитие культурных потребностей населения кавказской столицы, по преимуществу военного и чиновничьего, с точки зрения охвата населения почтовыми услугами.

Таблица 2

Количество отправленной и полученной корреспонденции

по Тифлисской губернской  почтовой конторе за 1855 г . (см.12)

 

Простых

Денежных

Заказных

Отправлено

 

 

 

Частных

197.928

24.572

9.349

Казенных

385.988

15.728

2.517

Получено

 

 

 

Частных

263.549

41 .288

12.213

Казенных

695.263

19.504

13.809

Здесь интересно будет привести такую статистику XIX века: в то время (конец 50 годов), когда на 100 жителей городов бывшей империи приходилось в год 12,З отправленных и полученных писем; на 100 жителей города Тифлиса было - 36 таких отправлений и получений; в Англии на 100 жителей - 300  (см.13).

Другой наиболее кардинальной мерой, способствовавшей дальнейшему развитию и упорядочению почтовой связи, надо считать изъятие из подчинения земской полиции почтовых станций Тифлисской губернии и гор. Тифлиса и передачи их в виде опыта на 3 года в ведение почтового начальства за Кавказом. Эта правительственная мера относится к 26/Х -1857 года (см.14).

Следует также упомянуть о том, что администрация края всячески шла навстречу делу упорядочения и облегчения населению пользования почтовыми услугами. Это видно из такого маленького, но характерного примера: в почтовых правилах того времени объявлялись часы открытия и закрытия почтовых контор, а от «проезжающих лиц, к числу которых надлежит относить не живущих постоянно в городах: окрестных помещиков, крестьян и окольных жителей» - письма принимались во всякое неурочное время (см.5).

Вновь назначенный с 1 января 1847 года на должность члена Совета главного управления Закавказского края и управляющего почтовой частью И.И.Назаров, заменивший на этих должностях князя А.Г.Чавчавадзе, стал именоваться «управляющим почтовой частью на Кавказе и за Кавказом» (см.15).

Начатые в 1840-1842 годах преобразования Закавказского края были продолжены в 1846 году. На этот раз на основании «Положения о разделении Закавказского края» край был разделен на четыре губернии (см.16). Из Грузино-Имеретинской губернии образуется Тифлисская и Кутаисская губернии, а из Каспийской области – Шемахинская и Дербентская губернии. Власть, данная царем князю М.С.Воронцову, была проявлена им сполна над почтовым управлением лишь в 1848 году в процессе преобразований, проведенных в тифлисской губернской почтовой конторе.

Интересный анализ почтовой службы проводит Борис Александрович Каминский описывая почтовую гоньбу на Кавказе (см.1). Он дает более полное понимание не только необходимости реформ почтовой службы, но спешности в выпуске марки Тифлисской городской почты.

В 1831 году впервые было отдано с торгов несколько станций под ответственность частным лицам — почт-содержателям. Одновременно был возбужден вопрос об устройстве почтовой гоньбы в крае на таких же основаниях, как и во внутренних губерниях России, а также и о том, чтобы надзор за станциями, до того относившийся к обязанности постовых воинских начальников, был передан Почтовому ведомству.

В конце 1833 года почтовых станций в крае было уже 90. Но на этих станциях не было еще станционных домов и почт-содержатели помещались вместе с казачьими постами в хижинах или даже в землянках.

К постройке станционных домов в Грузии приступили в 1834—1835 годах. Так как эти дома было признано необходимым соединить с воинскими постами. Именным указом от 13 июля 1830 года к предназначенной на их постройку сумме в 80000 рублей серебром было добавлено еще 50000.

Постройка всех почтовых станций в Грузии закончилась к 1837 году, и почтовая гоньба могла уже полностью перейти от казаков к почт-содержателям. Это обстоятельство дало возможность временно принять станции Закавказского края в Почтовое ведомство и назначить на них станционных смотрителей. Для сокращения расходов предусматривалось иметь на две станции по одному смотрителю — через станцию.
Особое положение, в котором находилась почтовая гоньба в крае, было окончательно узаконено указом Сенату от 10 апреля 1840 года. В этом указе «Учреждением для управления Закавказским краем» надзор за почтовой гоньбой и исправленным содержанием станции возлагался через земскую полицию на уездных начальников.

18 ноября 1842 года было утверждено «Положение управления почтовыми станциями» (см.29), которым предусматривалась передача всех станций в России из полицейского заведования в распоряжение Почтового ведомства. Почтовые станции Закавказского края оставались в прежней подчиненности.

Введенный в начале 30-х годов новый порядок отдачи станций в частное содержание (с торгов) с 1841 года, в связи с освобождением казаков от обязанностей сопровождать почту, получил еще большее распространение. В России станции на торгах брались в содержание обеспеченными людьми, знающими станционное дело и способными переносить любые трудности - даже неурожай кормов, падеж лошадей и т. д. В Закавказье, наоборот, на «торги» являлись люди малообеспеченные, среди которых обычно были проторговавшиеся купцы, подрядчики, потерпевшие неудачу, отставные чиновники и другие мелкие предприниматели, малознакомые с особенностями почтовой гоньбы и со станционным хозяйством.

Естественно, что у такого рода почт-содержателей, выдержавших конкуренцию на «торгах», на уме было одно: как бы поправить свои собственные финансовые дела. Поэтому, получив задаток от губернского начальства, они тратили его на свои собственные нужды вместо покупки необходимого имущества для станций. Отсутствие единства власти в надзоре за благоустройством станций давало им широкую возможность уклоняться от всяких улучшений или хотя бы поддержания станций в надлежащем состоянии.

В результате такого «хозяйничанья» станции на трактах Закавказского края приходили в упадок, а неумелых хозяев всего лишь отстраняли от содержания станций, часто не дожидаясь истечения трехлетнего срока, предусмотренного контрактом. И снова станции «с торгов» сдавались в содержание другому почт-содержателю. Бывало, что в период договорного трехлетия станции содержались поочередно несколькими почт-содержателями.

Из рапорта члена совета главного управления Закавказским краем Ф.Е.Коцебу, поданного им 13 мая 1855 года наместнику Н.Н.Муравьеву (сменившему М.С.Воронцова), мы узнаем, к какому финишу в Тифлисской губернии привела система сдачи станций «с торгов»: «почты в течение продолжительного времени из Тифлиса отправлялись на быках, за неимением лошадей» (см.30). Были также часто случаи, когда проезжающие, прождав почтовых лошадей на станции в течение нескольких суток, вынуждены были пешком отправляться в путь по горным дорогам.

Почтовые чиновники в Закавказье во всем этом не принимали никакого участия, за исключением «наблюдения хода почта», ибо, как утверждал в своем рапорте Ф.Е.Коцеб: «земская полиция, бесспорно, имеет более средств к неослабному надзору за исправностью станций, чем почтовое ведомство со своим ограниченным штатом». Действия же управляющего почтовым округом ограничивались лишь перепиской с губернаторами о неисправностях на станциях замеченных при разъездах почтовых чиновников.

Видя, к каким катастрофическим последствиям в некоторых губерниях Закавказского края приводила почтовую гоньбу и станционное хозяйство отдача их в содержание «с торгов», почтовое начальство Закавказья неоднократно обращалось к наместнику с предложениями о введении другой, «оценочной» системы, которая существовала тогда во всех остальных губерниях России и по которой станции должны были сдаваться в содержание надежным почт-содержателям на продолжительный срок - 12 лет. Такие же рекомендации в марте 1848 года высказывались наместнику и главноначальствующим над Почтовым департаментом.

Однако и М.С.Воронцов, и Н.Н.Муравьев отвергли эти предложения, ограничиваясь лишь указаниями губернаторам о принятии мер к лучшему содержанию почтовых станций. Но заметных улучшений от этого на станциях не последовало. Наоборот, расход земских сборов на содержание увеличился. Например, в 1848 году он составлял 277 321 рубль, а в 1856 году достигал уже 378 525 рублей.

Вновь назначенный наместником кавказским, князь А.И.Барятинский в начале 1857 года обратил внимание на громадную сумму, земского сбора, ассигнуемую ежегодно на содержание почтовой гоньбы в крае. Решив ликвидировать беспорядочное состояние, в котором находилась почтовая гоньба в крае, он 30 января 1857 года обратился в Кавказский комитет с предложением о передаче в виде опыта на три года станций Тифлисской губернии, находившихся в наихудшем состоянии по сравнению с другими губерниями, из подчинения земской полиции в распоряжение Почтового ведомства (см.31). Это предложение было рассмотрено в Кавказском комитете и утверждено Александром II 7 июня 1857 года (см.32). Но для внесения в «Полное собрание законов Российской империи» об этом решении было сообщено председателем Кавказского комитета министру юстиции лишь 26 октября того же года. С.Кузовкин в статье «Забытая филателистическая уника», опубликованной в №1-3 журнала «Советский коллекционер» за 1929 год, ошибочно принял эту дату за исходную для определения времени поступления тифлисских марок в почтовое обращение (см.33).

Для приведения в исполнение указанного решения был назначен Н.С.Каханов. По поручению наместника Н.С.Каханов должен был исследовать причины неудовлетворительного состояния станций, а также изыскать способы для сокращения денег на их содержание. Как тут не вспомнить переписку князя А.И.Барятинского с императором, в которой Александр II указывает на необходимость экономии расходов казны на Кавказе, о чем мы упоминали выше. Кроме того, наместник высказал Н.С.Каханову свое пожелание учредить в Закавказье движение почтовых карет хотя бы по главным трактам. Только через год Н.С.Каханов представил наместнику отчет, в котором излагал свой проект о реорганизации почтовой гоньбы в Закавказском крае (см.34).

Излагая причины увеличения стоимости содержания станций, Н.С.Каханов на основании собранных сведений и произведенных расчетов доказывал, что отпускаемых из земских сборов средств не только достаточно, но что при более распорядительных и добросовестных действиях почт-содержателей может быть получен даже остаток.

Однако свои предположения он считал осуществимыми только в том случае, если правительство построит удобные станционные помещения (или отремонтирует те, которые еще не пришли в полную негодность). А лицо, берущее подряд по их содержанию, должно на свои средства заготовить фураж и другие предметы, необходимые для обслуживания почтовой гоньбы, не обращаясь к задатку.

Говоря о возможности организации в Закавказье движения почтовых карет, Н.С.Каханов предлагал учредить их на тех же основаниях, на которых содержались дилижансовые учреждения в России - по примеру уже созданных в Москве, С.-Петербурге и Варшаве. О единственном сухопутном пути сообщения Закавказского края с Россией — Военно-Грузинской дороге он считал необходимым проявить особую заботу. Учитывая важность тракта, по его мнению, требовалось первоочередное переустройство находящихся в неудовлетворительном состоянии почтовых станций между Тифлисом и Владикавказом, а также капитальный ремонт дороги с одновременной организацией по этому тракту движения почтовых карет.

Для приведения в действие предложенных Н.С.Кахановым мероприятий по благоустройству почтовой гоньбы в Закавказском крае требовались большие денежные средства. Достаточно сказать, что на постройку только 13 станционных зданий, расположенных на Военно-Грузинской дороге между Тифлиссом и Владикавказом, сметой предусматривалась сумма в 601 891 рубль.

Этот проект был рассмотрен специальной комиссией в 1859 году одобрен наместником. Утвержденным проектом намечалось благоустроить Военно-Грузинскую дорогу с организацией на ней движения почтовых экипажей. На благоустройство же других станций и трактов в тот период средств так и не нашлось.

После утверждения программы для приведения проекта в исполнение А.И.Барятинский поручил Н.С.Каханову «заняться выполнением предложенной им идеи».
Строительство станционных зданий (по проекту архитектора Симонсона) было передано подрядчику — тифлисскому жителю Мехти бек Ага-Усейн-оглы, который просил ссуду
всего лишь 435 000 рублей на условиях 33-летнего займа и соответствующих процентов.
Для приобретения имущества, необходимого для первоначального обзаведения «Учреждения почтовых экипажей», В.С.Каханов был командирован в Россию, Царство Польское и за границу, где им были размешены заказы на изготовление 26 четырехместных карет и стольких же шестиместных омнибусов, 103 фургонов, 60 саней и 14 повозок.

В 1861 году благоустройство Военно-Грузинской дороги было закончено и на всем тракте открыто движение почтовых экипажей.

Из-за отсутствия средств на благоустройство других станций Тифлисской губернии они были оставлены в прежнем состоянии и указом Сенату от 30 апреля 1861 года вновь переданы в распоряжение полицейского управления. Таким образом, в результате проведенных преобразований почтовой гоньбы в почтовом управлении остались лишь
станции, расположенные на Военно-Грузинской дороге.

Окончательная передача почтовых станций Закавказского края из подчинения земской полиции в распоряжение Почтового ведомства состоялась лишь в 1868 году на основании указа Сенату от 9 декабря 1867 года «О преобразовании Кавказского в Закавказского края» (см.35).

Введение же в Закавказье «оценочной» системы содержания почтовых станций вместо сдачи их «с торгов» последовало только с 1871 года. 

<==       Содержание          ==>  

 

Hosted by uCoz