<==      СТАТЬИ        ==>   

 

История почты в иллюстрациях.

 КАТАПУЛЬТНАЯ ПОЧТА.

          

Конверт Великобритании 2001 года, посвященный пробным полетам наблюдателей на воздушном змее в 1903 году.

        Катапультная почта, имеющая второе название почта «Корабль-Берег» была основана на использовании легкого самолета, который катапультировался с палубы судна в определенных пределах, обычно не более 1500 км от берега по направлению движения корабля к суше.

          Еще только в самом зарождении моторной авиации, военно-морские силы Великобритании пытались использовать летающих наблюдателей или корректировщиков огня своих кораблей. Но, естественно, они использовали не моторные самолеты, а устройства типа воздушных змеев.  

Конверт Великобритании 2001 года. Первый взлет самолета с палубы военного корабля 2 Мая 1912 года.

       Но развитие авиации шло семимильными шагами, и уже в 1912 году состоялся первый взлет самолета с палубы военного корабля. Правда, для этого не использовались катапультные устройства, а самолет просто разбегался по специально приготовленному для этой цели настилу на палубе судна.  

      Но до современных авианосцев было еще далеко.  А вот в конце двадцатых годов катапультные устройства нашли свое применение на океанских лайнерах для вполне мирных целей, а именно, перевозки почтовой корреспонденции легкими самолетами.         

Конверт, отправленный из США во Францию в 1929 году лайнером «Иль де Франс» и прошедший катапультную почту. 

     Не надо забывать, что в те времена любой транс – атлантический перелет был большим событием, связанным с реальными рисками гибели самолета и экипажа. Да и «удовольствие» это было довольно дорогим. А применение катапультной авиации с одной стороны снижало риски длительного перелета, а с другой – существенно ускоряло доставку почты из Европы в Америку и обратно.

         Впервые для целей доставки почты катапультную авиацию применили французы. В 1928 году французский лайнер «Иль де Франс» был соответствующим образом оборудован специальным катапультным устройством, а почта Франции установила для писем тариф в размере 10 франков, который был отражен в виде надпечатки на почтовых марках с портретами Марселена Бертло и Луи Пастера (ScottC3 и C4 1928г).  Такой, оригинальный способ доставки писем, позволял в целом получить экономию нескольких суток по времени доставки. Стоит отметить, что эти почтовые марки в настоящее время являются относительно редкими и стоят относительно дорого, как в чистом виде, так и в гашеном.

       Примеру французов последовали немцы, и с 1929 года на двух трансатлантических лайнерах, а именно «Бремен» и «Европа», тоже были установлены катапультные устройства для почтовых самолетов.

Конверт, отправленный из Германии в США в 1932 году лайнером «Европа» и катапультной почтой.

Конверт, отправленный из США в Германию в 1929 году лайнером «Бремен» и катапультной почтой.

        Все письма и почтовые карточки, прошедшие Катапультную почту помечались отличительными штампами. В настоящее время все эти целые вещи являются отдельной темой в коллекционировании по направлению «История почты» и имеют вполне определенную популярность у филателистов.

       По отдельным данным и американский лайнер «Левиафан», был оборудован катапультой и также имеются почтовые конверты, свидетельствующие этому.

      Думаю, администрация сайта СФР будет благодарна тем филателистам, кто сможет прислать какие-либо сведения по этому вопросу.

       Как это ни странно, но конкуренцию такому виду доставки почтовой корреспонденции составила цеппелинная почта, которая с учетом суммарного времени движения судна и самолета, оказалась более быстрой.  Таким образом, конкуренция за право перевозки почтовой корреспонденции через Атлантику оказывала прямое и явное влияние на ускорение научно-технического прогресса.

       Но нам, филателистам, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать или даже прочитать. Так, что, с Вашего разрешения дорогие коллеги, я попытался подобрать  наиболее характерные для этого направления иллюстрации.   

Андрей Гужновский. 14.03.2007

Почта собачьих упряжек.

<==      СТАТЬИ        ==>   

 

Hosted by uCoz