СТАТЬИ   

 

Фантазия на тему выпуска генерала Деникина.

 

      Согласно Э.И. Марковичу, марки Деникина с розетками вместо номинала появились на рынке в 1919 году и при этом рекламировались как пробные. В настоящее время они продаются как «эссе», однако, анализ показывает, что эти марки есть не что иное как одна из фантазий тех времён.

 

       Начнём с того, что марки напечатаны на простой бумаге, тогда как настоящие пробы выпуска генерала Деникина были отпечатаны на плотной мелованной бумаге. С обратной стороны бумага желтоватая. Об этих пробах писал «Северо-Кавкзский Коллекционер» в 1928 году. 

       С другой стороны, Александр Эпштейн высказывает вполне обоснованное мнение, что в условиях отступления Белых армий по всему фронту, марки печатались на той бумаге, которая была под рукой. Это, действительно, так, если мы говорим о массовых тиражах марок, но мне не совсем понятно, почему для эссе (проб) не нашлось нескольких листов хорошей бумаги. Другое дело, если эти марки были частью тиража, который не поступил в обращение, как считает А. Эпштейн. Кстати, этим можно объяснить и тот факт, что марки с розетками не являются филателистической редкостью.  

      Были ли эти марки эссе, пробами или частью тиража, – совершенно непонятно зачем было менять цвета марок и создавать проблемы как для почтовых работников, так и для населения. Самый яркий пример – марка с розетками двухрублёвого номинала, которая была выпущена в цветах обычной десятирублёвой марки.

Можно себе представить, каким «незлым, тихим» словом поминали бы почтовую службу почтовые работники, если бы этот выпуск всё-таки состоялся.

         

       Следует обратить внимание и на дизайн марок. Моделью для рублёвых марок выпуска послужила рублёвая марка России.  Естественно, что рисунок был существенно упрощён, надпись «ПОЧТОВАЯ МАРКА» заменена на надпись «ЕДИНАЯ РОССИЯ», а вместо полного российского герба был использован его центр (покровитель России Св. Георгий Победоносец). Как можно видеть, никаких розеток на марках нет. Отсюда возникает вопрос: «Зачем нужно было использовать розетки вместо номинала?».  

Левые розетки

Правые розетки

       Ответ, как ни странно, очень простой. Изготовитель «эссе» не хотел делать отдельное клише для каждой марки выпуска, поэтому боковые номиналы были заменены розетками, а к центру был добавлен ещё один номинал, расположенный на плашке.  

      Дополнительный анализ рисунка марок разных номиналов показывает, что они отпечатаны с одного и того же клише. Розетки на марках одинаковы, однако, левые и правые розетки отличаются друг от друга, что не должно быть, если речь идёт об эссе или пробах, которые готовились достаточно тщательно.

 

Кроме того, левые розетки расположены ниже правых.

        При анализе рисунка выясняется, что подобные совпадения существуют и на других частях рисунка, например, на плашке внизу рисунка.  

        Возражение А. Эпштейна не лишено основания. Он пишет: «Давайте, вспомним историю. Я уже ссылался ранее на то, что номиналы этой серии более или менее соответствуют новым тарифам Юга России, введенным в январе 1920 г. и утвержденным, очевидно, незадолго до этого. Следовательно, если такой выпуск действительно готовился, то подготовка к нему должна была также начаться не ранее декабря 1919 г. А в это время армии Деникина отступали по всему фронту. Новочеркасск, где печатались прежние марки, был потерян в декабре, хотя оборудование ЭЗЦБ удалось эвакуировать: по одним данным – в Екатеринодар, по другим – в Симферополь. Следовательно, времени на тщательную подготовку быть не могло, приходилось спешить, и единое клише в данной ситуации вполне естественно.»  

       Не могу с этим не согласиться и этот свой аргумент в пользу того, что выпуск был фантастическим, снимаю. Действительно, сделать одну и ту же плиту для печати всех номиналов и, тем самым, сэкономить время подготовки тиража к выпуску, представляется разумным. Странно, только, что клише было сделано столь неряшливо и больше похоже на отретушированную фотографию «законной» марки, чем на оригинальное клише.  

      Отсутствие точки после сокращения «руб» говорит о том, что выпуск, скорее всего, иностранного происхождения, поскольку в те стародавние времена отсутствие точки после сокращения считалось грубой орфографической ошибкой. Кроме РСФСР, где была введена новая орфография, я не нашёл ни одного выпуска периода Гражданской Войны, где бы точки после сокращения не было.  

      Предполагается, что серия была отпечатана в Италии, хотя мнение А. Эпштейна выглядит более правдоподобным. Он считает, что серия была отпечатана в России, так как фантазии, изготовленные в Италии, печатались на хорошей белой бумаге. Не исключено, также, что изготовлены они были в Одессе, поскольку, как пишет А. Эпштейн, «по некоторой информации, они распространялись первоначально неким торговцем из Одессы. Другой вопрос, как они попали к нему.»  

      Если взвесить все «про» и «контра», то можно сделать вывод, что этот выпуск, скорее всего, является фантастическим, хотя утверждать это со стопроцентной уверенностью невозможно. Нужна дополнительная информация и дополнительные исследования. В приведённой ниже таблице я постарался резюмировать все «за» и «против».

 

ПРИЗНАК

АРГУМЕНТ «ЗА»

АРГУМЕНТ «ПРОТИВ»

Бумага

Бумага плохого качества, что не должно быть, если речь идёт об эссе. Аргумент снимается, если речь идёт о пробах или части тиража.

В ситуации стремительного отступления Белых армий, как пишет А. Эпштейн, «приходилось довольствоваться тем, что попадало в руки».

Единое клише рисунка

Изготовитель марок не имел серьёзного типографского оборудования и решил упростить процесс печати, используя одно и то же клише для печати всех номиналов серии.

Одно и то же клише было использовано в целях экономии времени, необходимого для подготовки выпуска к выходу в обращение.

Отсутствие точки после «РУБ»

Отсутствие точки после сокращения «руб» является грубой орфографической ошибкой.

«Подобные ошибки встречались и ранее, в частности, на земских марках (после «коп»). В спешке же такое вполне возможно.» А. Эпштейн абсолютно прав, но кроме РСФСР, где была введена новая орфография, я не нашёл ни одного выпуска периода Гражданской Войны, где бы точки после сокращения не было.

Погрешности клише

Клише изготовлено настолько небрежно, что скорее является отретушированной фотографией «законной» марки, чем оригинальным рисунком.

Единственное объяснение – это спешка, с которой готовился выпуск.

Цвета марок

Изменение цветов марок ничем не оправдано, поскольку привело бы к определённой путанице. Пожалуй, это самый веский аргумент в пользу того, что выпуск был фантастический.

 

Контрольные знаки

На выпуске генерала Деникина существует достаточно много всевозможных контрольных знаков. Это линии, точки, обозначающие центр печатного листа и, даже, надпись: «Экспедиция заготовл. ценных бланков В.В.Д. в Новочеркасске.». Ничего подобного на розеточном выпуске я не видел.  

 

Бумага и клей

Бумага почти не отличается от бумаги, использованной для оригинального выпуска. Клей несколько более высокого качества, но тоже достаточно грубый. Всё это говорит в пользу того, что марки были отпечатаны в России.

 

Тираж

Тираж серии слишком велик, чтобы марки можно было считать эссе или пробами. Тем не менее, считать этот выпуск частью тиража также слишком смело.

А. Эпштейн считает, что это часть тиража.

         

        Как и многие исследователи, я считаю, что этот выпуск является фантазией на тему выпуска генерала Деникина. Я согласен с мнением А. Эпштейна, что выпуск был изготовлен в России, возможно в Одессе.  

       А вот уже и перфорированная марка появилась (eBay). Скоро наверно и комплект образуется. А то и в парах – с пропуском перфорации между марками. 

      На этой оптимистической ноте можно и закончить.  

И.Ф. Мясковский, США 14.10.2007

© Myaskovsky Collection

ЛИТЕРАТУРА  

1.      Э. Маркович, Фантастические марки России и новообразований. Россика № 55, 1958. Стр. 39-42. 

СТАТЬИ 

Hosted by uCoz